ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МБОУ СОШ с. Ляличи ___________Е.С.Логвинова «_____»________2022 г. |
Объектовая модель
действий нарушителя, совершающего на объекте
образования преступление террористической направленности
в формах вооруженного нападения, размещения взрывного
устройства, захвата заложников
-
Общая характеристика вероятных нарушителей на объекте образования.
Анализ зарегистрированных в 2017-2021 годах происшествий в учебных заведениях показал, что преступники при нападении на объект образования использовали огнестрельное оружие и (или) самодельные взрывные устройства.
Действия злоумышленников носили заранее спланированный и организованный характер. В ходе подготовки к террористическому акту ими заблаговременно приобреталось оружие, боеприпасы к нему, холодное оружие, взрывчатые вещества, изготавливались взрывные устройства.
Преимущественно противоправные деяния совершали лица, связанные с данными образовательными организациями различными жизненными событиями (являлись их учащимися, выпускниками, а также имели друзей среди обучающихся), и обладавшие определенной информацией об охране учреждения, режиме его работы, внутреннем распорядке и расположении помещений.
Как правило, при совершении вооруженного нападения первоначальной целью потенциального преступника становилось лицо, непосредственно обеспечивающее охрану учебного заведения (сотрудник ЧОО, сторож, вахтер, дежурный администратор), а затем - окружающие люди. При этом действия нападающего на объекте образования (на его территории) выглядели хаотично (беспорядочная, неприцельная стрельба по людям и имуществу учебного заведения).
Взрывное устройство проносилось на объект образования скрытно (открыто), наиболее многолюдном месте объекта образования (столовая, раздевалка, спортивный зал, рекреация п др.).
Общая характеристика модели нарушителя на объекте образования.
Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:
типа нарушителя (внешний, внутренний); целей, которые может преследовать нарушитель;
мотивов действий нарушителя (политические, идеологические, экономические, экологические, личные);
возможного количества нарушителей (одиночный, группа); уровня его осведомленности об объекте, уязвимых местах и системе физической и технической защитах объекта;
уровня технической квалификации и подготовленности нарушителя к совершению несанкционированных действий1;
тактики и сценариев возможных действий нарушителей (последовательность (алгоритм) и способов действий групп и отдельных нарушителей на каждом этапе, маршруты движения);
уровня его оснащения (использование им транспортных средств, специального снаряжения, летательных аппаратов, беспилотных воздушных судов, стрелкового оружия, взрывчатых веществ и иных средств поражения).
В качестве типовых нарушителей рассматриваются:
внешний нарушитель первого типа (одиночный нарушитель или малочисленная группа нарушителей);
внешний нарушитель второго типа (террористическая группа); внешний нарушитель третьего типа (террорист-смертник); внутренний нарушитель первого типа (сотрудник, обучающийся или выпускник образовательной организации, родители (законные представители) родственники);
внутренний нарушитель второго типа (сотрудник сторонней подрядной организации, имеющий знания о системе охраны образовательной организаций);
внутренний нарушитель третьего типа (сотрудник подразделения охраны, сотрудник органов внутренних дел, пожарной охраны, ведомственной охраны, службы безопасности).
К целям, которые могут преследовать нарушители, относятся:
причинение вреда жизни и здоровью конкретным лицам на объекте образования;
причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц на объекте образования;
причинение вреда имуществу объекта образования (как основная или дополнительная цель) или завладение имуществом, имеющимся на объекте образования (деньгами, ценностями, имеющимся оружием, транспортом п т.п.);
совершение опасных действий (взрыва, поджога, стрельбы) на объекте образования без посягательства на жизнь и здоровье людей и (или) причинения вреда имуществу объекта образования (для демонстрации серьезности намерений или демонстрации собственной значимости);
выдвижение требований к органам власти, руководству или конкретным должностным лицам объекта образования или иным неопределенным лицам;
захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований);
совершение самоубийства (суицида) после достижения иных целей (в том числе действия террориста-смертника).
Мотивы, которые могут побудить потенциальных нарушителей к совершению преступлений террористической направленности на объекте образования, можно разделить на:
политические (нереализуемые политические запросы, обусловленные несогласием с политикой государства, выражение поддержки деятельности экстремистских и террористически ориентированных организаций и групп в стране и за рубежом);
идеологические (в своей основе обусловленные имеющимися внутренними личностными качествами нарушителя и дополнительно укрепляемые пропагандой идеологии экстремизма и терроризма, присутствующей в СМИ (фрагментарно, включая опосредованную рекламу преступлений террористической направленности ввиду непроработанного с точки зрения психологического влияния контента)
и в социальных сетях (целенаправленно, включая прямые призывы к экстремизму и терроризму, встречающиеся на сайтах и в отдельных постах экстремистских организаций и лиц);
личные.
Анализ внутренних причин происшедших ранее нападений нарушителей на объекты образования наиболее важен для проведения профилактики преступлений террористической направленности на объектах образования. Большая часть нарушителей, совершающих (планирующих совершить) преступления на объектах образования в России за последние годы, были подростками 12-19 лет с неустойчивой, а точнее болезненно измененной психикой.
Им чаще всего свойственны:
склонность к вспышкам ярости, недостаточность эмпатии по отношению к другим, неспособность испытывать вину перед ними, вместе с тем потребность в индивидуальном признании, самоутверждении;
возможное наличие проблем со здоровьем в области психоневрологии, психиатрии, проявление симптомов тревоги и/или депрессии;
наличие у подростков психологической травмы, связанной с физическим, сексуальным, эмоциональным насилием, дисфункуциональным поведением родителей;
неудовлетворенная потребность в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, низкий социальный статус в классе
, постепенное отчуждение
подростка от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы);
негативный опыт общения со старшими, которые послужили моделью для формирования поведенческих навыков у подростков, в том числе уже состоявших в деструктивных сообществах;
перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростка в сферу свободного общения и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности (отношений), включающей признание экстремистской идеологии.
Важным обстоятельством, увеличивающим вероятность побуждения несовершеннолетнего к совершению преступлений террористической направленности, является накопление факторов риска. Чем больше факторов актуальны для подростка, тем более вероятным становится деструктивное поведение.
Около половины нарушителей было вменяемо (в том числе с диагностированными психическими расстройствами, не исключающими вменяемости), и понимая, что совершают преступление против жизни других людей, они пытались оправдаться, говоря что «пришли избавить мир от людей, которые являются живностью и биологическим мусором» или что их «мало интересует общение с себе подобными, поскольку все чувства ложь и обман; вокруг одни придурки и есть мысли всех перестрелять», иногда нарушители возлагали ответственность за свои преступления не только на людей, но и на Бога (шестиклассник из поселковой школы Пермского края заявил «В меня вселился Бог! Яне справлюсь с собой») и т.д.
Названные выше проявления характерны для нарушителей, являющихся приверженцами идеологии терроризма и экстремизма. В основе идеологии терроризма, как идеологии насилия, лежит желание считать себя «имеющим право» на насилие (по своему существу принципиально отличающееся от права на законное принуждение, которым обладают работники правоохранительных органов, работники охраны и даже обычные граждане в ходе задержания тех же преступников). В основе идеологии терроризма, как идеологии отрицания общечеловеческих ценностей, лежит отрицание любых позитивных идей. Содержанием личностного мировоззрения нарушителей, создающего условия для будущего совершения преступления
террористической направленности, является ряд отрицательных нравственных качеств в их крайних проявлениях. Так, крайнее проявление индивидуализма (человеконенавистничество) вызывает желание уничтожить чужую жизнь. В свою очередь, обостренное тщеславие вызывает готовность ради славы жертвовать чужой и даже собственной жизнью, крайнее проявление корыстолюбия вызывает готовность ради материальной заинтересованности отказаться от любых духовных ценностей, продать и предать свою веру, страну, родных и близких. Помимо перечисленных основных, в формировании мотивации нарушителя участвует и ряд других нравственных качеств (жестокость - желание любым способом доказать свою значимость, трусость и т.д.).
Осведомленность нарушителя об объекте: высокая - характерна для внутренних нарушителей; средняя - характерна для внешних нарушителей, взаимодействующих с внутренним нарушителем;
низкая - характерна для внешних нарушителей.
Кроме того, осведомленность зависит от тщательности подготовки к нападению.
Техническую квалификацию и подготовленность нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями:
высокий - хорошее знание системы и работы технических средств охраны, наличие навыков и необходимого оборудования для отключения или блокировки работы средств сигнализации, связи, оповещения, видеонаблюдения, профессиональных средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом, наличие профессионально подобранного набора оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей, пиротехнических устройств, средств задымления и иных необходимых средств для осуществления нападения и последующего отхода с объекта (е случае его планирования) на основе имеющихся у нарушителя целей;
средний - отрывочные знания о системе работы технических средств охраны, возможны наличие отдельных средств для блокировки связи и сигнализации, простых бытовых средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств);
низкий - отсутствие знания системы и работы технических средств охраны, наличия отдельных образцов или небольшого набора средств для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств).
Тактика нарушителя на этапе проникновения на территорию объекта образования, в период нахождения на объекте и после совершения активных действий:
на этапе проникновения:
проход непосредственно через КПП, с использованием несовершенства пропускного и внутриобъектового режимов либо их грубого нарушения работниками ЧОО, осуществляющими охрану образовательной организации (в момент смены охраны, в момент отвлечения внимания охраны непосредственно на КПП, в момент отвлечения внимания на другой части объекта путем взрыва, поджога или иного отвлекающего внимание происшествия, путем физического воздействия (в том числе причинения телесных повреждений или смерти) на осматривающего входящих лиц работника охраны, в случае отсутствия второго работника, управляющего средствами доступа и находящегося в безопасной изоляции);