Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. А педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Матвеева Дарья Сергеевна

Преподаватель:

Пфлюг Вера Павловна


Задание по теме 5.1

Задание 1.

1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В.А.Лабунской, 1999].

2. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе [Шибутани Т., 1998].

В первом случае Я-концепция рассматривается как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя.

Во втором случает Я-концепция рассматривается, в первую очередь, как детерминанта поведения.

Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Профессионалом в этом плане является тот, кто может организовать не только внешние условия для осуществления собственной деятельности, но и, что более важно, организовать внутренние условия - ядро этой деятельности.

Необходимое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрировано выражающееся в склонностях к работе с учениками, любви к ним, получении удовольствия от об­щения с ними. Необходимы также следующие качества:




  • организаторские — умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.;


  • дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, оборудовано, доступно, ясно, выразительно, убеди­тельно и последовательно изложить учебный материал, стимули­ровать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.;


  • перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики;


  • коммуникативные способности проявляются в умении учи­теля устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учеб­ного заведения;


  • суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых;


  • исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;


  • научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.


Задание 2


Проблемы педагогической деятельности

Пути решения

Отсутствие у учащихся интереса к предмету.

Решение проблемы: Развитие у учащихся познавательного интереса и любви к изучаемому предмету, как и к самому процессу умственного труда, — одна из ключевых задач, стоящих перед любым педагогом. Так, развитию познавательного интереса способствует, например, такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Ученик – не просто «объект», на который направлена педагогическая деятельность учителя, но активный участник образовательного процесса. Также, любой труд, и интеллектуальный, интересен тогда, когда он разнообразен – а значит, при составлении учебного плана и организации уроков нужно обязательно использовать смену деятельности, разные виды заданий, проводить разные типы уроков. Нужно не забывать о связях изучаемого материала с уже известным учащимся, находить междисциплинарные связи. Слишком легкий или слишком трудный материал также не прибавит заинтересованности школьникам – уровень должен быть посильным, желательно учитывать ближайшую зону развития. Конечно, всегда останутся важными яркость и выразительность подачи материала, умение эффективно использовать иллюстративный материал и новые технологии обучения, а также личная заинтересованность самого педагога и его любовь к изучаемому предмету.

Традиционно сложившееся в обществе принижение значений внешних стимулов педагогической деятельности, связанных с материальным вознаграждением.

Решение проблемы: Известно, что «Сильные» специалисты в педагогике отличаются высоким уровнем развития внутренней мотивации к педагогической деятельности. Это позволяет им оставаться увлеченными в собственной профессиональной деятельности и ее результате. Роль и важность развитой внутренней мотивации педагога неоспорима. Наряду с этим нельзя принижать значение внешней мотивации, связанной не только с достойной оплатой труда, но также с соответствующим уважением со стороны социума к тяжелому труду педагога. При этом уважение должно быть проявлено в нашем материальном мире посредством всем давно известных путей: это повышение престижности работы в образовательном учреждении, выражаемое в уровне заработной платы, а также в условиях труда (современные кабинеты, современное оборудование, материальная база). Без здравого адекватного отношения к важности положительных внешних стимулов в работе педагога нельзя добиться высокого уровня образовательного процесса.

 Массовое использование по отношению к педагогам отрицательных внешних стимулов.

Суть проблемы в том, что в сложившейся системе образования широкое распространение имеет применение таких отрицательных внешних стимулов, как, например, депремирование, или участие в разного рода политизированных мероприятиях, в которых сам педагог может не иметь интереса, на основании того, что педагоги должны быть социально и политически активной частью общества. При этом данные стимулы применяются людьми, которые непосредственно в образовательном процессе не участвуют – не ведут уроков, не проводят внеклассных мероприятий, не вывозят детей, не выставляют им оценок и не общаются потом с родителями, то есть людей, которые зачастую имеют свое достаточно ограниченное видение педагогического процесса. Такая практика препятствует развитию в педагоге самоуважения, проявлению им педагогического творчества, и значит, росту его педагогического мастерства. Человек, которого принудили делать общественно-социальный поступок, противоречащий его внутренней позиции – чувствует себя «социально битым», как он может потом, после этого – идти в класс к детям и внушать им уважение к своей личности, восхищать, увлекать своим предметом.

Решение проблемы видится в демократизации образовательного процесса. Чем больше будет альтернатив стандартной общеобразовательной школе – тем лучше. Пусть это будет различного рода обучение на дому, или экстерном, специализированные школы, программы, — чтобы педагоги с развитой Я-концепцией и высокого уровня культуры могли найти себе там достойное их личности и профессионализму место.

Применение некоторыми педагогами в процессе педагогического общения устрашения учащихся или, наоборот, заигрывание с учащимися.

Решение проблемы. Использование в процессе педагогического общения заигрывания или устрашения встречается, как правило, среди неопытных педагогов, с недостаточным уровнем развития личности. Такого рода общение деструктивно и по сути своей препятствует достижению результата в педагогической деятельности, особенно в воспитательной работе.

Решение проблемы видится в настойчивой и последовательной работе педагога над собою, выработкой им соответствующей Я-концепции, развитие в себе профессионально-педагогических качеств. Также известно, что все отрицательные стили общения строятся на субъект-объектных отношениях, где педагог рассматривает воспитанников как объект воздействия. С этой точки зрения начинающему педагогу необходимо научиться занимать диалогическую позицию в процессе ведения профессиональной деятельности, в противовес авторитарной. При этом, однако, не стоит забывать и об искусстве дистанции, так как фамильярность в педагогическом процессе также вредна, как и жесткая авторитарная позиция.

Отсутствие эмпатии при педагогическом общении. Перцептивная функция общения, пожалуй, самая «тонкая» и непростая в реализации. Однако ее важность для успешного образовательного процесса не подлежит сомнению. Важна она не только для достижения образовательного результата, но также для развития личности самого педагога. Без эмпатии практически невозможным видится создание на уроке положительной атмосферы продуктивного общения. Все мы живые люди, переживающие свои эмоциональные состояния, и это накладывает свой отпечаток на любую нашу деятельность. Бывают педагоги, которые по своей природе хорошо разбираются в людях – «гении общения». Для других научится чувствовать человеческую душу, понимать желания, мотивы поступков и эмоциональное состояние другого человека – сложная проблема.

Решение этой проблемы видится, прежде всего, в активном саморазвитии и самопознании педагога. Если педагог научится объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми – то есть, если он разовьёт в себе на должном уровне навык рефлексии, то научится через это также и эмпатийно воспринимать воспитанника. Такой педагог сможет успешно прогнозировать, моделировать и корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения.


Задание по теме 6.2

Задание 3

ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности.

Задание 4

  1. Портфолио – это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Теперь рейтинг школьника определяется не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Все это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа. Подобное новшество вступило в силу с сентября 2006 года, в связи с принятием решения об обязательной профильной подготовке старшеклассников во всех школах России (приказ Минобразования от 05.12.2003 N 4509/49).

2. Цель и задачи создания Портфолио ученика.

«Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше…».

- По данным центра социально-профессионального определения, 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них:

- 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками;

- 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители;

- 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.

То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.

- Как помочЬ старшекласснику в столь непростом решении вопроса: «Как выбрать профиль обучения в старшей школе и профиль ВУЗа?»

- Для этого ученику и необходим «Портфолио» его личных достижений.

Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. «У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (министр образования В.М. Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003).


Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.

Цель портфолио.

Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи портфолио.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

а). Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

б). Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.

в). Поощрять его активность и самостоятельность.

г). Формировать навыки учебной деятельности.

д). Содействовать индивидуализации образования ученика.

е). Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж). Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Функции портфолио.

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе. Портфолио становится «историей успеха ребенка», помогающей:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет;

- в интеграции количественной и качественной оценки.

3.  Какие виды Портфолио обучающихся существуют?

- Строгих ГОСТов к Портфолио обучающихся пока не существует, однако выделяют можно выделить две группы разновидностей портфолио:

1. Портфолио внешних достижений.

2. Портфолио личностного развития.

1. Портфолио внешних достижений различают:

1. Портфолио документов

2. Портфолио творческих работ

3. Рейтинговое портфолио.

Портфолио документов - самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма - отзывы. 


Портфолио творческих работ - разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).  

Рейтинговое портфолио - это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение старшеклассника в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу. Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся. При ведении рейтингового портфолио бывает заметна конкуренция в отношениях между учащимися, в связи с чем такую работу следует обязательно сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата. (Служба мониторинга гимназии).

2. Портфолио личностного развития.Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта. Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, — утверждал он, — должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду».