Файл: Пояснительная записка к календарнотематическому планированию по предмету Русская литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию

по предмету «Русская литература»

5 класс
Планирование составлено на основе:

  • Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с внесенными изменениями и дополнениями № 182 от 5 мая 2020 года)

  • Типовой учебной программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (с внесенными изменениями и дополнениями на 25 октября 2017 г. № 545);

  • Инструктивно-методического письма «Об особенностях учебного процесса в организациях образования Республики Казахстан в 2020-2021 году» – Нур-Султан: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2020.

  • Приказа Министерства образования и науки №340 от 14.08.2020 г. «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2020-2021 учебного года в организациях среднего образования».

  • Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы».


Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.

Задачи обучения учебному предмету "Русская литература":

1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;

2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;

3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;


4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.

Базовое содержание для 5 класса:

  1. понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;

  2. анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в
    тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений
    на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);

  3. оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.

  4. понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос;

  5. анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям);

  6. оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.


При составлении календарно-тематического плана использовано:

  • Русская литература: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ Л.Ф. Сафронова, Т.П. Чаплышкина, Н.В. Свидова, Е.Н. Белоус, Алматы «Атамұра», 2017

На изучение программного курса 5 класса отведено 72 часов (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование

«Русская литература»

Класс 5 «Б»

Итого 72 часа, в неделю 2 часа


п/п

Раздел/ Сквозные темы

Темы урока

Цель обучения

Кол-во часов

Сроки


Примечание

I четверть

1/1

Раздел 1. Героический эпос

Понятие о словесности

Понимание и ответы на вопросы

5.1.1.1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм 

5.1.2.1. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 

5.1.3.1. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)

5.1.4.1. составлять простой план

5.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос

Анализ и интерпретация

5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя

5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя

5.2.8.1. анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя

Оценка и сравнительный анализ

5.3.1.1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

1







2/2

Сведения из Фольклористики

1







3/3

Былины – эпические песни русского народа

1







4/4

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина

1







5/5

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина

1







6/6

Историческая тема в литературе. СОР №1

1







7/7

А.С. Пушкин

1







8/8

«Песнь о вещем Олеге»

1







9/9

«Песнь о вещем Олеге»

1







10/10

М.Ю. Лермонтов.

1







11/11

«Бородино»

1







12/12

«Бородино». СОР№2

1







13/13

М. Шаханов

1







14/14

Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингизхана (фрагмент)

1







15/15

СОЧ №1

1







16/16

Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингизхана (фрагмент)

1







II четверть

17/1

Раздел 2. Литературная поэтическая сказка

В. А. Жуковский

Понимание и ответы на вопросы

5.1.2.1.иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 

5.1.3.1.читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические)

5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка

Анализ и интерпретация

5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя

5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя

5.2.3.1. выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя

5.2.4.1.анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя

5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя

5.2.9.1. писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)

Оценка и сравнительный анализ

5.3.3.1. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя

1







18/2

«Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

1







19/3

«Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

1







20/4

«Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». СОР №3

1







21/5

Русские народные сказки

1







22/6

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1







23/7

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1







24/8

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». СОР №4

1







25/9

К. Д. Бальмонт

1







26/10

«Фея»

1







27/11

Чары Феи

1







28/12

У чудищ

1







29/13

Как я вижу стихи

1







30/14

Светлый мир

1







31/15

СОЧ №2

1







32/16

Светлый мир

1







III четверть

33/1

Раздел 3. Литературная прозаическая сказка

Ганс Христиан Андерсен

Понимание и ответы на вопросы

5.1.1.1 Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм.

5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).

5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос.

Анализ и интерпретация

5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя.

5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя.

5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.

5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.

5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя.

Оценка и сравнительный анализ

5.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя.

1







34/2

«Снежная королева»

1







35/3

«Снежная королева»

1







36/4

«Снежная королева»

1







37/5

«Снежная королева»

1







38/6

Оскара Уайльд

1







39/7

«Соловей и роза»

1







40/8

«Соловей и роза». СОР № 5

1







41/9

К.Г. Паустовский

1







42/10

«Тёплый хлеб»

1







43/11

«Тёплый хлеб»

1







44/12

«Тёплый хлеб»

1







45/13

«Тёплый хлеб»

1







46/14

«Тёплый хлеб». СОР № 6

1







47/15

Г.В. Черноголовина

1







48/16

«Сказка об одном зёрнышке»

1







49/17

«Сказке об одном зёрнышке»

1







50/18

«Сказки об одном зёрнышке»

1







51/19

СОЧ №3

1







52/20

Игра «Путешествие в Сказочную страну»

1







IV четверть

53/1

Раздел 4. Фольклорные элементы в литературных произведениях

А.С. Пушкин

Понимание и ответы на вопросы

5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.

5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические).

5.1.4.1 Составлять простой план.

Анализ и интерпретация

5.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя.

5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя.

5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя.

5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др.

5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя.

5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя.

5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.).

Оценка и сравнительный анализ

5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме.

1







54/2

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1







55/3

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1







56/4

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1







57/5

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1







58/6

59/7

«Руслан и Людмила»

2







60/8

«Руслан и Людмила»

1







61/9

«Руслан и Людмила»

1







62/10

«Руслан и Людмила» СОР № 7

1







63/11

М.М. Пришвин

1







64/12

«Кладовая солнца»

1







65/13

«Кладовая солнца»

1







66/14

67/15

«Кладовая солнца»

2







68/16

«Кладовая солнца»

1







69/17

«Кладовая солнца»

1







70/18

«Кладовая солнца». СОР № 8

1







71/19

СОЧ№4

1







72/20

Игра «Литературное домино»

1