Файл: Пояснительная записка к календарнотематическому планированию по предмету Русская литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по предмету «Русская литература»
5 класс
Планирование составлено на основе:
-
Государственного общеобязательного стандарта основного среднего образования, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с внесенными изменениями и дополнениями № 182 от 5 мая 2020 года) -
Типовой учебной программы по предмету «Русская литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 (с внесенными изменениями и дополнениями на 25 октября 2017 г. № 545); -
Инструктивно-методического письма «Об особенностях учебного процесса в организациях образования Республики Казахстан в 2020-2021 году» – Нур-Султан: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2020. -
Приказа Министерства образования и науки №340 от 14.08.2020 г. «Об определении начала, продолжительности и каникулярных периодов 2020-2021 учебного года в организациях среднего образования». -
Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 6 апреля 2020 года № 130 «Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы».
Цель обучения учебному предмету «Русская литература» – способствовать формированию духовных ценностей человека через восприятие и анализ художественных произведений, воспитывать компетентного читателя, способного на основе личностного выбора использовать знания, умения и навыки для познания мира и самого себя.
Задачи обучения учебному предмету "Русская литература":
1) формировать знания, умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации, на основе русской, казахской и мировой литературы и культуры;
2) способствовать усвоению литературоведческих понятий, позволяющих обучающимся более глубоко понимать авторский замысел произведений художественной литературы;
3) формировать навыки критического анализа, сравнения, обобщения, умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать явления, строить логические и критические рассуждения, умозаключения и выводы на основе анализа произведений;
4) развивать коммуникативные навыки на основе глубокого понимания и анализа художественных произведений различных жанров.
Базовое содержание для 5 класса:
-
понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос; -
анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в
тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений
на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям); -
оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме. -
понимание и ответы по тексту: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм, общее представление о художественном произведении, осмысление темы, выразительное чтение наизусть фрагментов текстов небольшого объема (поэтических, прозаических), простой план, краткий пересказ содержания произведения или отрывка, краткий и полный ответ на вопрос; -
анализ и интерпретация: определение жанра (былина, сказка, литературная сказка) и его признаков при поддержке учителя, определение основной мысли произведения при поддержке учителя, выделение в тексте произведения элементов композиции при поддержке учителя, анализ эпизодов, важных для характеристики главных героев, при поддержке учителя, характеристика героев при поддержке учителя, анализ художественного пространства и оформление своего представления в рисунках, схемах, кластерах, определение отношения автора к главным героям при поддержке учителя, анализ изобразительных средств в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм) при поддержке учителя, написание творческих работ (сказок, рассказов, мини-сочинений на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям); -
оценка и сравнительный анализ: участие в обсуждении произведения, выражение своих мыслей и чувств, сравнение художественного произведения с произведениями других видов искусства, объяснение сходств и различий, сопоставление произведений (или фрагментов) русской, казахской и мировой литературы, близких по тематике, при поддержке учителя, оценивание устных и письменных высказываний (своих, одноклассников) с точки зрения соответствия теме.
При составлении календарно-тематического плана использовано:
-
Русская литература: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ Л.Ф. Сафронова, Т.П. Чаплышкина, Н.В. Свидова, Е.Н. Белоус, Алматы «Атамұра», 2017
На изучение программного курса 5 класса отведено 72 часов (2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование
«Русская литература»
Класс 5 «Б»
Итого 72 часа, в неделю 2 часа
№ п/п | Раздел/ Сквозные темы | Темы урока | Цель обучения | Кол-во часов | Сроки | Примечание |
I четверть | ||||||
1/1 | Раздел 1. Героический эпос | Понятие о словесности | Понимание и ответы на вопросы 5.1.1.1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм 5.1.2.1. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5.1.3.1. читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.4.1. составлять простой план 5.1.6.1. давать краткий и полный ответ на вопрос Анализ и интерпретация 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя 5.2.8.1. анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя Оценка и сравнительный анализ 5.3.1.1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства | 1 | | |
2/2 | Сведения из Фольклористики | 1 | | | ||
3/3 | Былины – эпические песни русского народа | 1 | | | ||
4/4 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина | 1 | | | ||
5/5 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина | 1 | | | ||
6/6 | Историческая тема в литературе. СОР №1 | 1 | | | ||
7/7 | А.С. Пушкин | 1 | | | ||
8/8 | «Песнь о вещем Олеге» | 1 | | | ||
9/9 | «Песнь о вещем Олеге» | 1 | | | ||
10/10 | М.Ю. Лермонтов. | 1 | | | ||
11/11 | «Бородино» | 1 | | | ||
12/12 | «Бородино». СОР№2 | 1 | | | ||
13/13 | М. Шаханов | 1 | | | ||
14/14 | Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингизхана (фрагмент) | 1 | | | ||
15/15 | СОЧ №1 | 1 | | | ||
16/16 | Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингизхана (фрагмент) | 1 | | | ||
II четверть | ||||||
17/1 | Раздел 2. Литературная поэтическая сказка | В. А. Жуковский | Понимание и ответы на вопросы 5.1.2.1.иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему 5.1.3.1.читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические) 5.1.5.1. кратко пересказывать содержание произведения или отрывка Анализ и интерпретация 5.2.1.1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 5.2.2.1. определять основную мысль произведения при поддержке учителя 5.2.3.1. выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя 5.2.4.1.анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5.2.5.1. характеризовать героев при поддержке учителя 5.2.9.1. писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.) Оценка и сравнительный анализ 5.3.3.1. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя | 1 | | |
18/2 | «Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» | 1 | | | ||
19/3 | «Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» | 1 | | | ||
20/4 | «Сказки о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». СОР №3 | 1 | | | ||
21/5 | Русские народные сказки | 1 | | | ||
22/6 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | | | ||
23/7 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 1 | | | ||
24/8 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». СОР №4 | 1 | | | ||
25/9 | К. Д. Бальмонт | 1 | | | ||
26/10 | «Фея» | 1 | | | ||
27/11 | Чары Феи | 1 | | | ||
28/12 | У чудищ | 1 | | | ||
29/13 | Как я вижу стихи | 1 | | | ||
30/14 | Светлый мир | 1 | | | ||
31/15 | СОЧ №2 | 1 | | | ||
32/16 | Светлый мир | 1 | | | ||
III четверть | ||||||
33/1 | Раздел 3. Литературная прозаическая сказка | Ганс Христиан Андерсен | Понимание и ответы на вопросы 5.1.1.1 Понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.6.1 Давать краткий и полный ответ на вопрос. Анализ и интерпретация 5.2.2.1 Определять основную мысль произведения при поддержке учителя. 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. 5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. Оценка и сравнительный анализ 5.3.2.1 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, объясняя сходства и различия при поддержке учителя. | 1 | | |
34/2 | «Снежная королева» | 1 | | | ||
35/3 | «Снежная королева» | 1 | | | ||
36/4 | «Снежная королева» | 1 | | | ||
37/5 | «Снежная королева» | 1 | | | ||
38/6 | Оскара Уайльд | 1 | | | ||
39/7 | «Соловей и роза» | 1 | | | ||
40/8 | «Соловей и роза». СОР № 5 | 1 | | | ||
41/9 | К.Г. Паустовский | 1 | | | ||
42/10 | «Тёплый хлеб» | 1 | | | ||
43/11 | «Тёплый хлеб» | 1 | | | ||
44/12 | «Тёплый хлеб» | 1 | | | ||
45/13 | «Тёплый хлеб» | 1 | | | ||
46/14 | «Тёплый хлеб». СОР № 6 | 1 | | | ||
47/15 | Г.В. Черноголовина | 1 | | | ||
48/16 | «Сказка об одном зёрнышке» | 1 | | | ||
49/17 | «Сказке об одном зёрнышке» | 1 | | | ||
50/18 | «Сказки об одном зёрнышке» | 1 | | | ||
51/19 | СОЧ №3 | 1 | | | ||
52/20 | Игра «Путешествие в Сказочную страну» | 1 | | | ||
IV четверть | ||||||
53/1 | Раздел 4. Фольклорные элементы в литературных произведениях | А.С. Пушкин | Понимание и ответы на вопросы 5.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. 5.1.3.1 Читать наизусть выразительно фрагменты текстов небольшого объёма (поэтические, прозаические). 5.1.4.1 Составлять простой план. Анализ и интерпретация 5.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции при поддержке учителя. 5.2.4.1 Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя. 5.2.5.1 Характеризовать героев при поддержке учителя. 5.2.6.1 Анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в рисунках, схемах, кластерах и др. 5.2.7.1 Определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя. 5.2.8.1 Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм и др.) при поддержке учителя. 5.2.9.1 Писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.). Оценка и сравнительный анализ 5.3.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. | 1 | | |
54/2 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
55/3 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
56/4 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
57/5 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
58/6 59/7 | «Руслан и Людмила» | 2 | | | ||
60/8 | «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
61/9 | «Руслан и Людмила» | 1 | | | ||
62/10 | «Руслан и Людмила» СОР № 7 | 1 | | | ||
63/11 | М.М. Пришвин | 1 | | | ||
64/12 | «Кладовая солнца» | 1 | | | ||
65/13 | «Кладовая солнца» | 1 | | | ||
66/14 67/15 | «Кладовая солнца» | 2 | | | ||
68/16 | «Кладовая солнца» | 1 | | | ||
69/17 | «Кладовая солнца» | 1 | | | ||
70/18 | «Кладовая солнца». СОР № 8 | 1 | | | ||
71/19 | СОЧ№4 | 1 | | | ||
72/20 | Игра «Литературное домино» | 1 | | |