ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА: Крымская война 1853-1856гг. Оборона Севастополя.
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне; продолжить формирование умений и навыков, использоватьметоды критического мышления.
Задачи урока:
- изучить причины, ход и последствия Крымской войны;показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации;
- развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;
Тип урока – изучение нового материала с применением критического мышления.
Оборудование:компьютер, портреты Николая I, Влади́мираАлексе́евичаКорнилова, Павла Степановича Нахимова, Истомина Владимира Ивановича, Даши Севастопольской, Петра Кошки, Николая Ивановича Пирогова, материалы презентации урока, контурные карты, раздаточный материал
Эпиграф к уроку: “За Севастопольской стеной держался грудью русский строй…”
Ход урока
-
Организационный момент.
Учитель: Ребята, приготовились к уроку, настраиваемся на работу.
-
Актуализация знаний.
На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Нами была составлена схема по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.
Вопросы для беседы с учащимися:
-Назовите эти направления?
-Что собой представлял восточный вопрос в период с 1826 по 1849 гг.?
3. Мотивация
Учитель:
Чтение отрывка из произведения Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы» Севастополь в декабре. Севастополь. 1855 года, 25 апреля
Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою
; На Северной денная деятельность понемногу начинает заменять спокойствие ночи: где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится Богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена... Вы подходите к пристани - особенный запах каменного угля, навоза, сырости и говядины поражает вас; солдаты разных полков, с мешками и ружьями, без мешков и без ружей, толпятся тут, курят, бранятся, перетаскивают тяжести на пароход, который, дымясь, стоит около помоста; вольные ялики, наполненные всякого рода народом - солдатами, моряками, купцами, женщинами, - причаливают и отчаливают от пристани.
Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, от которых кой-где грустно торчат черные концы мачт, и на далекий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря, и на пенящиеся струи, в которых прыгают соляные пузырики, поднимаемые веслами; вы слушаете равномерные звуки ударов весел, звуки голосов, по воде долетающих до вас, и величественные звуки стрельбы, которая, как вам кажется, усиливается в Севастополе. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ(слайд 1-2), (слайд 3)
-
По каким деталям мы догадываемся, что идёт война?
Учащиеся: приводят свои варианты ответов. А также определяют тему урока, цели.
Учитель:Тема «Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.»(слайд 4)
Задание учащимся: Прочтите пункт №5-6 Параграфа №14 и ответьте на вопросы. (слайд 5)
- Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?
-Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?
-Перечислите внешнеполитические ошибки НиколаяI, приведшие Россию к дипломатической изоляции
- Что послужило поводом для начала войны?
Учитель:
Задание учащимся: (слайд 6)
-
Определите участников Крымской войны -
Ознакомьтесь с целями участников войны и сформулируйте её причину
Участники | Цель |
Россия | Распространение влияния на Ближнем Востоке, достижение выгодного режима Черноморских проливов, расширение Черноморской торговли. |
Турция | Ослабление России, захват Крыма и Закавказья. |
Франция и Англия | Ослабление России, распространение экономического и политического влияния на Ближнем Востоке |
-
Начальный этап.
Учитель: Война проходила в 2 этапа(слайд 7) и на трех фронтах – Кавказском, Черноморском и Дунайском.(слайд 8)
записать в тетради Начальный этап войны -октябрь 1853 - апрель 1854 гг. Основной противник Турция.
Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах.Самым значимым из них была победа русского флота 18 ноября 1853 года в Синопском сражении.
просмотр видео ролика «Синопское сражение»Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.
Задание учащимся: - прочитав документ №1 сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.
ДОКУМЕНТ №1
“За залпом последовал батальонный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел”.
(слайд 10) Работа с картой: Показать на карте место сражения Синопскую бухту
Эта победа привела к серьезным изменениям в ходе войны.
(слайд 11)В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противники России - Турция, Англия, Франция и Сардинское королевство.
Задание для учащихся:(слайд 12-13)
Соотношение готовности к войне России и её противников
Россия | Англия и Франция |
Рекрутская система | Всеобщая воинская повинность |
Неразвитость военнойпромышленности | Развитые капиталистические отношения |
Парусный флот | Паровой флот |
Устаревшее гладкоствольное оружие | Новейшие образцы нарезного оружия |
Изучив таблицу, ответьте на вопрос: -Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции ?
Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова. Эти нападения были отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Австрия. Сентябрь 1854 года - 60 тысяч союзников высадились в Крыму в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после поражения русских войск на реке Альме
.
- Оборону города возглавил В.А. Корнилов, (слайд 14)
Учитель: 2.Задание: покажите на карте зоны военных действий в ходе Крымской войне. (слайд 15)
1.Российская империя
2. Османская империя (Турция)
3.Балканский фронт. Балканский полуостров.
4.Закавказкий фронт.
5. Синопская бухта.
6. Дунайские княжества:Молдавия и Валахия.
7. Черное море.
8. г.Севастополь
9.ПроливыБосфори Дарданеллы
Учитель:Парная работа. Прочитайте стр 92 – 93 и составить тезисный план.Учащиеся составляют план и обговаривают его, дополняют.
Героическая оборона Севастополя 1854 – 1855 годах.
Учитель: положение города было очень сложным, он был объявлен на осадном положении. Защитники города не могли допустить захватить город. Как оборонять Севастополь и победить своих противников обсуждался на военном совете. Учащиеся проводят ролевую игру (5 мин)
(слайд 16) Военный Совет у В.А.Корнилова. Присутствуют:Меньшиков Корнилов В.А. -начальник обороны Севастополя, Истомин В.И. – контр-адмирал, Нахимов П.С. – заместитель начальника обороны, другие офицеры.
(слайд 17-18)Корнилов В.А. : «Судьба Севастополя и флота в наших руках! Я предлагаю выйти в море и атаковать союзный флот. При удачном стечении обстоятельств черноморский флот мог бы разметать неприятельскую армаду и тем самым, лишить их армию продовольствия и подкрепления; при неудаче – можно сцепиться с неприятельскими кораблями и взлететь на воздух».
Истомин В.И. : «Не сомневаясь в храбрости офицеров, я уверен, что флот сумеет с честью умереть если это будет необходимо для пользы Отечества. Но выход в море оставит Севастополь без всякой защиты на жертву неприятелю. Поэтому, если умирать, то лучше это сделать на стенах Севастополя, где, может быть, удастся задержать неприятеля до прихода армии».
Нахимов П.С. : «Приложение винтового двигателя окончательно решает вопрос о нашем настоящем ничтожестве на Чёрном море… нам остаётся одно будущее, которое может существовать только в Севастополе… потеряем Севастополь и флот, мы лишаемся всякой надежды на будущее; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… без Севастополя нельзя иметь флот на Чёрном море; аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на всякие меры, чтобы заградить вход неприятелям на рейд…»
Меншиков А.С. : «Я вас услышал. Я приказываю затопить корабли!»
Корнилов В.А. «Я отказываюсь подчиняться такому приказу!»
Меншиков А.С. «А если не подчинитесь приказу – поезжайте в Николаев, к месту своего служения!»
Корнилов В.А. «Остановитесь! Это самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окружённый неприятелем – это невозможно! Я готов повиноваться вам!» (все уходят, остаётся один Корнилов)
Автор: На следующий день В.А.Корнилов отдал приказ о затоплении кораблей.
Обращение Корнилова к матросам:
«Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его…
Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд. Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обречённые жертве, но надобно покориться необходимости…
Москва горела, но Русь от этого не погибла, напротив, стала ещё сильнее!»
Учитель: прочитайте пункт 9 параграфа иназовите еще известных людей, которые совершили подвиг в период обороны Севастополя 1854 -1855 гг?
(слайд 18)
Ученики:(слайд 19-20) Называют таких личностей: П.М. Кошка, Н.И.Пирогов, Даша Севастопольская, Л.Н. Толстого. Записывают в тетрадь.
УчительИтоги войны.
На кавказском фронте военные события развивались наиболее успешно, чем на других фронтах. Были взяты крепость Ардоган, непреступная долгое время крепость Карс, что открывало путь в Малую Азию. Но силы обоих сторон были на исходе. Продолжать вести военные действия они уже были не в состоянии. Поэтому в феврале 1856 г. в Париже была созвана конференция для обсуждений условий мирного договора. И в марте 1856г. был подписан Парижский мир. По его условиям: (слайд 32-34)
Далее идет обсуждение.
Подведение итога
Практическая работа
Тема: Крымская война 1853-1856 гг.
Оборудование: карта «Крымская война 1853-1856 гг.».
Цель: на основе знаний и картографических материалов ответьте на вопросы
Задачи:
-
Внимательно рассмотрите карту «Крымская война 1853-1856 гг.» и ответьте на вопросы. -
Выполните задания на контурной карте.
Ход работы:
Р ассмотрите карту и выполните задания:Карта «Крымская война 1853-1856 гг.»