Файл: Протокол от 2021 Согласовано мс протокол от 2021 Утверждено Директор.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Рассмотрено МО протокол от _____2021 №___ | Согласовано МС протокол от _____ 2021 №___ | Утверждено Директор _______Исаева Н.С. «___»_______202__ |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Информатика
Класс: 6
Уровень образования: основное общее образование
Учитель: Тимошенко А.В.
Срок реализации программы, учебный год: 2021/2022
Количество часов по учебному плану: всего 34 часов в год; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного образования по информатике, авторской программы Босовой Л.Л., федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса "Информатика и ИКТ" 6 класс
Раздел 1.Объекты и системы
Обучающийся научится:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект»; -
приводить примеры объектов, признаков объектов, разновидностей объектов; -
приводить примеры множеств, систем объектов;
-
понимать как образуются понятия.
Ученик получит возможность:
-
сформировать представление об объектах как одном из основных понятий; компьютерных объектах; -
сформировать представление об объектах операционной системы; -
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений; -
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц; -
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; -
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; -
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; -
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; -
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 2. Информационные модели
Обучающийся научится:
-
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»; -
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры; -
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни; -
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; -
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
-
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания; -
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; -
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; -
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 3. Алгоритмика
Обучающийся научится:
-
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов; -
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; -
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем; -
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»; -
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации; -
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; -
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
-
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; -
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; -
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Объекты и системы | 13 | 6 | 7 |
2 | Информационные модели | 10 | 6 | 4 |
3 | Алгоритмика | 10 | 7 | 3 |
4 | Повторение | 1 | 1 | 0 |
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
Содержание учебного предмета, курса "Информатика и ИКТ"
Раздел 1. Объекты и системы
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.
Компьютерный практикум.
-
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы». -
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы». -
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графический объектов». -
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания графический объектов». -
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора». -
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы». -
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты.
Раздел 2. Информационные модели
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Компьютерный практикум.
-
Практическая работа №8 «Создаем графические модели». -
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели». -
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки». -
Практическая работа №11 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре». -
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) -
Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) -
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) -
Мини-проект «Диаграммы вокруг нас».
Раздел 3. Алгоритмика
Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Исполнители вокруг нас. Разнообразие исполнителей. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Управление исполнителем Чертежник.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию «Часы»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
по информатике и ИКТ для 6 класса
-
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 -
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Оборудование и приборы
-
Операционная система Windows -
Пакет офисных приложений Office или OpenOffice -
Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. -
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. -
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/). -
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Календарно - тематическое планирование
6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | |||||
План | Факт | | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Информационное моделирование (23 часа) | |||||||||
| 06.09 | | Правила ТБ. Объекты окружающего мира. | познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; повторить пройденный материал. | Регулятивные:целеполагание– формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | § 1 РТ: № 1, 2, 5, 6, 7, 11, 13* | ||
| 13.09 | | Компьютерные объекты. Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами операционной системы» | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Регулятивные:планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | § 2; РТ: № 17, 22, 24, 27* | ||
| 20.09 | | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Практическая работа №2. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» | Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками | Регулятивные:планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | § 3 (1, 2), задания 1–5 к § РТ: № 36, 38, 39* | ||
| 27.09 | | Отношения между множествами. Отношение «входит в состав». | Вспомнить навыки работы в графическом редакторе | Регулятивные:целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. | Самоопределе- ние – внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к уроку. Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 3 (пункт 3), задания 7–8 к § РТ: № 40(б), 43, 45, 47* | ||
| 04.10 | | Отношение является разновидностью. Классификация объектов. Практическая работа №3. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов» | вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 4, задания 1–6 к § РТ: № 51 (б), 53, 56, 57, 58 | ||
| 11.10 | | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Практическая работа №4. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | Научиться распознавать объекты в системе. Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением. | Регулятивные:прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные:информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | § 5; РТ: № 59, 60, 62, 65 (д–о), 66, 67* | ||
| 18.10 | | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5. «Создаем компьютерные документы». | Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 6; РТ: № 69, 70, 72, 74* | ||
| 01.11 | | Как мы познаем окружающий мир. | работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста вставка и форматирование символов, форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование– самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 7; РТ: № 75, 76, 79, 82, 83*, 85* | ||
| 08.11 | | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №6. «Конструируем и исследуем графические объекты». | Научиться определять понятия | Регулятивные:прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные:информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к чужому мнению | § 8 (пункты 1, 2); РТ: № 86, 89, 91, 100* | ||
| 15.11 | | Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты. | Научиться конструированию, созданию мини-моделей паркета, мозаики | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 8 (пункт 3); РТ: № 93, 96, 97, 99* | ||
| 22.11 | | Информационное моделирование как метод познания. | Создание информационных моделей в графическом редакторе | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные:общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 9; РТ: № 102, 105, 106, 110, 112* | ||
| 29.11 | | Практическая работа №7. «Создаём графические модели» | Научиться конструированию, создание моделей «Кабинет», «Карта» | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Повторить § 9 | ||
| 06.12 | | Знаковые информационные модели. | Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 10 (пункты 1, 2, 3); РТ: одно из заданий 113, 114, 115 (по выбору),116, 117, 119* | ||
| 13.12 | | Практическая работа №8. «создаём словесные модели» | Научиться созданию и оформлению словесных моделей, работать с многоуровневыми списками | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Повторить § 10 | ||
| 20.12 | | Математические модели. Практическая работа №9. «Создаем многоуровневые списки» | | | | § 10 (пункт 3); РТ: № 120, 121 (по выбору, 122* | ||
| 24.12 | | Табличные информационные модели | Научиться созданию и оформлению табличных моделей | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 11 (пункты 1, 2, 3); РТ: № 123, 124, 125, 126, 132* | ||
| 10.01 | | Практическая работа №10. «Создаём табличные модели» | § 11 (пункты 1, 2, 3) | |||||
| 17.01 | | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №11. «Создаём вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | § 11 (пункты 4, 5), № 13, 14 к §; РТ: № 130, 133* | |||||
| 24.01 | | Графики и диаграммы. | Научиться создавать графики и диаграммы | Регулятивные:коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | § 12; РТ: № 136, 137, 138*, 139 | ||
| 31.01 | | Практическая работа №12.«Создаём информационные модели-диаграммы и графики» | Научиться созданию и оформлению табличных моделей | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию | Смыслообразование– самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | Повторить § 12 | ||
| 07.02 | | Многообразие схем. | § 13; вопросы к §; РТ: № 141, 143, 147, 150, 152, 156, 148*, 160* | |||||
| 14.02 | | Практическая работа №13. «Создаём информационные модели-схемы, графы и деревья» | Повторить § 13 | |||||
| 21.02 | | Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование» | Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 6 классе | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение», | Повторить §1- 13 | ||
Алгоритмика (11 часов) | |||||||||
| 28.02 | | Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас. | Научиться определять СКИ, различать формальные исполнители | Регулятивные:целеполагание– формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные:общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | § 14;РТ: № 161, 166* § 15; РТ: № 169, 178* | ||
| 05.03 | | Формы записи алгоритмов. | § 16; РТ: № 179, 180, 182, 184* | |||||
| 14.03 | | Типы алгоритмов. | Научиться создавать блок-схемы линейных алгоритмов, с ветвлением и с повторением | § 17 (пункт 1,2,3); РТ: № 185 (б, в), 196, 203. | ||||
| 21.03 | | Практическая работа №14. «Создаём линейную презентацию» | Научиться искать необходимую информацию | Регулятивные:целеполагание– преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные:общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные:взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение | Нравственно-этическая ориентация – навыкисотрудничества в разных ситуациях | Повторить § 17 | ||
| 04.04 | | Практическая работа №15. «Создаём презентацию с гиперссылками» | Повторить § 17 | |||||
| 11.04 | | Практическая работа №16.«Создаём циклическую презентацию» | | | | Повторить § 17 | ||
| 18.04 | | Знакомство с исполнителем Чертежник. | Научиться создавать вспомогательные алгоритмы алгоритмы повторения, используя исполнитель Чертежник | Регулятивные:целеполагание– формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные:общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные:инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия | Смыслообразование – мотивация учебной деятельности | § 18 (пункт 1); РТ: № 210, 211, 215 | ||
| 25.04 | | Пример алгоритма управления Чертежником. | § 18 (пункт 2); РТ: № 215 | |||||
| 16.05 | | Практическая работа №17. «Выполняем итоговый проект» | Повторить § 1-18 | |||||
| 23.05 | | Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика» | | | | Повторить § 1-18 | ||
34. | 30.05 | | Обобщение по темам. | | | | |