Файл: Контрольная работа Фамилия Кущ Имя Екатерина Отчество Олеговна Дисциплина (мдк) Конституционное право Группа 309 Шифр кюс20.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГБ ПОУ «Хабаровский торгово-экономический техникум»
Контрольная работа
Фамилия: Кущ
Имя: Екатерина
Отчество: Олеговна
Дисциплина (МДК): Конституционное право
Группа: 309
Шифр: КЮС-20
Вариант: 10
Оценка:
Дата проверки:
Подпись преподавателя:
Содержание:
Введение 3
-
Правовой статус субъектов Российской Федерации. -
Конституционные основы местного самоуправления в России.
Список используемых источников
Введение:
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.
Конституция Российской Федерации установила в качестве одной из основ конституционного строя, что Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, Конституция «спроецировала» демократические принципы на местный уровень, закрепила ключевые гарантии местного самоуправления. Однако в Конституции не прописаны детальные характеристики российской модели местного самоуправления. В этом смысле она подала пример гибкого регулирования, дающего определенный простор для адаптации такой модели к жизненным реалиям.
1.Правовой статус субъектов Российской Федерации.
Субъект Федерации — это часть территории страны, которая обладает официальными границами и наделена определёнными правами и обязанностями.
Все субъекты считаются неотъемлемой частью России и не имеют права на выход из состава страны.
При выделении субъектов Российской Федерации использовались два подхода: территориальный и национально-территориальный.
Согласно Российской Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, все из которых являются равноправными субъектами Российской Федерации. Три российских города федерального значения
(Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) имеют статус как города, так и отдельного субъекта федерации, в который входят другие города (Зеленоград, Троицк, Кронштадт, Колпино и др.) в пределах каждого города федерального значения с сохранением старых структур почтовых адресов. В 1993 году Российская Федерация состояла из 89 субъектов федерации. К 2008 году число субъектов федерации сократилось до 83 из-за нескольких слияний. В 2014 году после аннексии со стороны Украины российское правительство объявило Севастополь и Республику Крым 84-м и 85-м субъектами Российской Федерации, что не признано на международном уровне. Во время российского вторжения в Украину в 2022 году четыре украинские области были аннексированы Россией, хотя они остаются международно признанными как часть Украины и лишь частично оккупированы Россией.
У каждого субъекта Федерации есть свой глава, парламент и конституционный суд. Каждый субъект федерации имеет свою собственную конституцию или устав и законодательство, хотя полномочия этих органов различаются. Субъекты имеют равные права в отношениях с федеральными органами государственной власти. Субъекты федерации имеют равное представительство — по два делегата от каждого — в Совете Федерации, верхней палате Федерального собрания. Однако они различаются по степени автономии, которой они пользуются; республикам предлагается больше автономии.
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
-
Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения). -
Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством. -
Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает. -
Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации. -
Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. -
Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти. -
система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Особенности правового статуса республик
-
Конституция РФ признает государствами только республики; -
только республики вправе принимать свои конституции; -
только республики вправе устанавливать свои государственные языки.
Предоставление республикам более широких прав, чем другим субъектам РФ, обычно обосновывается тем, что в республиках образующими их нациями являются народы, отличающиеся от русского народа языком, традициями, историческим прошлым и иными особенностями.
Между тем с правовой точки зрения такое обоснование не может быть принято, поскольку общепризнано, что все люди равноправны независимо от расы, национальности, языка и иных обстоятельств, определяющих их принадлежность к тому или иному конкретному народу. Более того, как уже говорилось, в российской Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность и никто не
Общая характеристика субъектов РФ
Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:
-
по предметам ведения субъектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ; -
по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями; -
по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единства системы государственной власти в РФ.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федеральною закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в двухмесячный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
2.Конституционные основы местного самоуправления в России.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации – это установленные в Основном законе страны гарантии демократического политического устройства местного самоуправления, в том числе обособленности и самостоятельности системы местного самоуправления, самостоятельности местного населения в разрешении вопросов местного значения на основе демократических процедур.
Местное самоуправление в России — форма самоорганизации местных сообществ, а также их самостоятельная деятельность, которая позволяет гражданам непосредственно или через представительные органы решать вопросы местного значения в границах муниципального образования исходя из интересов жителей с учётом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление и государство имеют много общего. Они выступают формами народовластия. Статья 3 Конституции РФ прямо указывает на это: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Государственная власть и местное самоуправление относятся к формам осуществления публичной власти, так как служат общему, совокупному интересу государства и общества.
Являясь формой осуществления публичной власти, местное самоуправление характеризуется присущими государственной власти чертами:
- наличие необходимых властных полномочий;
- издание нормативных актов;
- их обязательность к исполнению;
- применение санкций за неисполнение;
| |
- наличие собственного аппарата, реализующего государственную или муниципальную власть;
- универсальный характер;
- осуществление специфических функций (формирование и исполнение бюджета, установление и отмена налогов и сборов).
К таким полномочиям, в частности, относятся:
— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;
— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;
— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;
— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
Список используемой литературы:
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) -
Колесников Ю.А., Киселева А.В. Особенности правового статуса Чечни как субъекта РФ. // Terra Economicus. Экономический Вестник Ростовского государственного университета. – 2012. – том 7 - №4 (часть 3) – С. 35-41 -
Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъекта федерации: вопросы теории и проблемы реализации. – [электронный текст] – URL: http://www.dissercat.com/