Файл: Родительское собрание Дети. Границы. Безопасность Половая неприкосновенность детей Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родительское собрание

Дети. Границы. Безопасность

Половая неприкосновенность детей

Цель: информирование родителей о личных границах детей и семейной профилактике сексуального насилия среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Знакомство родителей с понятиями «личные границы», «половая неприкосновенностью»

  2. Информирование родителей об актуальной проблеме сексуальной безопасности несовершеннолетних;

  3. Знакомство родителей с основами семейной профилактики сексуального насилия: личные границы ребенка, правило нижнего белья, соблюдение личных границ ребенка в семье, воспитание уважения к личным границам других людей.

Аудитория: родители учащихся 1-5 классов

Необходимые материалы: презентация, видео ролик, раздаточный материал, таблички да – нет (или листы по числу участников разного цвета)

План выступления:

  1. Вступление, актуальность темы, статистика

  2. Упражнение рыбалка: мифы и факты

  3. Личные границы. Понятие. Виды

  4. Упражнение «стоп»

  5. Практическая работа – нарушение границ (кейсы)

  6. Сексуальная безопасность. Что должен знать ребенок (правила, круги доверия)

  7. Просмотр мультфильма «Кико и рука»

  8. Презентация брошюры «Я думал ты мой друг»

  9. Заключительная часть: домашнее задание

Слайд 1. Приветствие, актуальность.

Добрый вечер, уважаемые родители и коллеги. Меня зовут Щепихина Дарья Алексеевна, я психолог областного Центра психолого-медико-социального сопровождения "Надежда" и сегодня наш центр представляет вашему вниманию очень важную и сложную тему – Дети. Границы. Безопасность, речь пойдет о личных границах и половой неприкосновенности детей. Наша основная цель – осознать собственные границ и границы ребенка, получить представление о том, как установление личных границ в семье способствует безопасности ребенка, в том числе по вопросам сексуальной безопасности.

Слайд 2. Статистика, проблемы

В Европейском регионе ВОЗ существует много проблем в области сексуального здоровья: например, рост уровня распространения ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путём (ИППП), нежелательные подростковые беременности и сексуальное насилие. Работа с детьми и молодежью является ключевым условием общего укрепления сексуального здоровья. С целью развития позитивного и ответственного отношения к сексуальности они должны знать о ее рисках и удовольствиях. Только так их поведение станет более ответственным как в отношении самих себя, так и по отношению к окружающим в обществе, в котором они живут.


Стандарты ВОЗ о сексуальном воспитании: в стандартах указывается, что должны знать и понимать дети и молодежь в разном возрасте, с разрешением каких ситуаций или проблем они должны уметь справляться самостоятельно в разном возрасте, и какие ценностные установки и взгляды им необходимо развить.

Для специалистов:

«Сексуальное здоровье - это состояние физического, эмоционального, умственного и социального благополучия, связанного с сексуальностью; это не просто отсутствие заболеваний, физических отклонений или недомогания. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и половым отношениям, а также наличие возможности безопасно вести половую жизнь, приносящую удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия. Достижение и поддержание сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям сексуальных прав»

Сексуальные права включают, в частности, право на доступ к информации и образованию. Как упоминалось выше, на совещании ВОЗ в 2002 году было предложено предварительное определение термина «сексуальные права», которое гласит следующим образом.

«Сексуальные права включают в себя права человека, которые уже признаны в национальных законодательствах, в международных документах по правам человека и других общепринятых документах. Они включают право каждого человека, в свободе от принуждения, дискриминации, и насилия, на: • наивысший достижимый уровень сексуального здоровья, включая доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья; • поиск, получение и передачу информации, относящуюся к сексуальности; • сексуальное образование; • уважение физической неприкосновенности; • свободу в выборе партнера; • самостоятельное принятие решения быть сексуально активным или нет; • вступление в половую связь по обоюдному согласию; • вступление в брак по обоюдному согласию; • самостоятельное принятие решения иметь детей или нет и когда иметь; и • ведение приятной, безопасной и позволяющей достичь удовлетворения половой жизни.

Ответственная реализация прав человека предполагает, что все люди уважают права друг друга.”

По данным заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от 31 января 2019 года:

Увеличилось на 35,5 процента (со 155 до 210) число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе в 11 муниципальных образованиях области: г. Архангельске, г. Коряжме, ЗАТО г. Мирный, Вельском, Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском районах. Возросло на 6,5 процента (с 31 до 33) число преступлений против нравственности несовершеннолетних.


Слайд 3. Да или нет. Упражнение «Рыбалка» мифы и факты

Участникам собрания раздаются листы разного цвета: красный значит нет, зеленый да. Если они согласны с утверждением, то поднимают зеленый, если нет красный. Затем ведущий приводит факты опровергающие данный миф. Цель упражнения снять сопротивление относительно вопросов сексуальной безопасности и половой неприкосновенности.

Утверждение

Фактическое опровержение

1. Сексуальное образование – это рассказы про половой акт и «откуда берутся дети»?

Половое просвещение в первую очередь учит детей беречь свое здоровье. Исследования эффективности всестороннего полового просвещения, доказали, что оно способствует формированию у подростков навыков безопасного сексуального поведения. Всестороннее половое просвещение (ВПП) включает в себя знания о развитии тела человека, уважении между людьми, половом созревании, здоровых взаимоотношениях, контрацепции и прочем, и в целом признает секс как неотъемлемую часть жизни человека. Главный принцип ВПП — предоставлять научно обоснованную информацию, соответствующую возрасту детей. Разработчики ведущих учебных программ считают очень важным рассказать детям о строении их тела, о будущих возрастных изменениях именно до начала полового созревания. Это и поможет избежать излишнего любопытства и небезопасных экспериментов со своей сексуальностью. Кроме того, вовремя обученный ребенок способен распознать сексуальное насилие в отношении него и обладает необходимым словарем, чтобы рассказать об этом близким взрослым.

2.В 5-10 лет еще рано

Чем младше ребёнок, тем меньше сфера его любознательности. Поэтому не нужно вываливать на 2-4-летнего малыша большое количество информации с многочисленными подробностями. Ребёнок не сможет не то что осознать, а просто запомнить значительную ее часть. Лучше ясно и доступно отвечать на вопросы по мере их возникновения, называя вещи своими именами. Как правило, деткам этого возраста достаточно самого общего ответа. При этом не стоит смущаться или нервничать, чтобы у детей не возникло впечатление, что эта тема запретна. Просто есть вещи, о которых говорят с глазу на глаз, — вот что важно понять ребёнку. И сегодня мы озвучим рекомендации ВОЗ по проблеме полового воспитания детей: что и в каком возрасте желательно знать ребенку.


3.Мы расскажем детям о сексе, и они пойдут им заниматься

Согласно исследованиям, подростки, грамотные в сексуальном плане, склонны откладывать вступление в половую жизнь, иметь меньше сексуальных партнеров, использовать средства контрацепции. Это подтверждает не только международный опыт, но и казахстанский. ЮНФПА ведет проект по внедрению полового просвещения в качестве предмета «Валеология» в колледжах Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангыстауской и Южно-Казахстанской областей. При пилотном запуске проекта организаторы сравнили две группы студентов: одна группа прошла курс валеологии, вторая — нет. Сравнение показало, что студенты первой группы начали сексуальную жизнь примерно на год позже своих сверстников из второй группы, а также могли лучше позаботиться о своем репродуктивном здоровье, поскольку были более информированы.
Когда мы обучаем подростков тому, что такое сексуальность и как с ней обходиться, в последнее время фокус начал смещаться от риска (почему секс — это страшно, как можно заболеть и незапланированно забеременеть) к понятию благополучия (о любви, о том, что это здорово и хорошо), от точечных мер (распространение презервативов или рассказы о заболеваниях) к полноценному сексуальному образованию на многих уровнях, от укрепления знаний и укреплению навыков.

Одна из проблем, с которой мы столкнулись, когда мы обучили подростков, казалось, уже всему — то есть что такое презервативы, зачем их использовать и где их взять, — в том, что возникало смущение: «такой важный романтический момент, а я начну поднимать эту не очень удобную тему и всю романтику разрушу». Это связано с навыками: как быть ассертивным (независимым от оценок), говорить «нет», настаивать на применении презервативов. В США есть интересные проекты, где индивидуально обучают людей, как с этим обращаться.


4.Зачем детям об этом вообще рассказывать, сами все узнают!

Безусловно, мы не встречали в жизни взрослого человек, который «сам ничего не узнал». Другой вопрос о том, что и как узнают наши дети. Все мы понимаем, что сейчас большое значение имеет информация в интернета: она доступна, бесплатная и содержательно не контролируется. Вот небольшая статистика:

Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам.

Родители должны сами определить, насколько они способны справиться с этой задачей, и, если необходимо, расширить собственные знания.

5.Запрет на сексуальные отношения до совершеннолетия — лучшее решение проблемы
6.Половое просвещение пробуждает ранний интерес к сексу

Запрет, конечно, может работать какое-то время. Но невозможно следить за детьми 24/7. К тому же запретный плод сладок. Так, например, больше половины штатов в США поддерживают рестриктивную модель полового просвещения, т.е. основанную исключительно на пропаганде сексуального воздержания до вступления в брак. Однако, рестриктивное половое просвещение (РПП) не имеет таких положительных результатов как всестороннее. В 2012 года группа ученых США провела мета-анализ 66 исследований эффективности программ ВПП и 23 исследований программ рестриктивной модели. Всестороннее половое просвещение Рестриктивное половое просвещение (воздержание) Целевая аудитория · 10-14 лет · 15-19 лет · 10-14 лет Ожидаемый эффект · сокращение сексуальной активности · снижение рисков при сексуальной активности · сокращение сексуальной активности Анализ программ показал, что ВПП помогло снизить следующие показатели: сексуальную активность подростков на 12%, количество сексуальных партнеров на 14%, случаи незащищенного секса на 25%, распространенность ИППП на 31%; использование средств контрацепции при этом выросло на 13%. Однозначных положительных результатов РПП обнаружить не удалось. Всесторонний подход показал себя более эффективным в сохранении репродуктивного здоровья молодежи, поскольку он направлен как на молодежь, воздерживающуюся от секса, так и на сексуально активных молодых людей. Организации, занимающиеся проблемами полового просвещения — Международная федерация планирования семьи (МФПС), ЮНЕСКО, ЮНФПА выступают за внедрение именно расширенного курса, который включал бы в себя сведения из биологии, медицины, психологии, чтобы молодые люди имели всестороннее представление о предмете.




7.Ранний секс — результат плохого воспитания

Как бы ни хотелось родителям верить, что их дети не интересуются сексом, они не могут знать наверняка. Кроме того, заинтересованность в сексе, особенно в период полового созревания, естественна и не означает, что дети плохо воспитаны. Ситуационный анализ, проведенный ЮНФПА в Казахстане, показал, что примерно у 65% подростков 15-19 лет сексуальный дебют произошел до окончания школы. Отрицание существования сексуально активных подростков и их стигматизация — плохая тактика предупреждения ранней беременности и других последствий сексуальной неграмотности, с которыми может столкнуться любая семья, независимо от воспитания, достатка и социального положения.

Среди всех сексуально активных подростков очень важно проводить скрининг на насилие. Каждый десятый человек до 20 лет, даже чуть больше, был участником полового акта против воли. Если подросток занимался сексом до 14 лет, резко возрастает вероятность того, что это был недобровольный секс. Это не всегда маньяк с ножом: сексуальное насилие гораздо шире, чем его понимали раньше: насилие во время свиданий, нападения незнакомцев, абьюз внутри семьи и инцест. По статистике, чаще всего абьюз совершает кто-то, кто вхож в дом, кому ребенок доверяет.

Один из аргументов абьюзеров, когда они пытаются убедить ребенка никому не говорить об этом, — «тебе никто не поверит, тебя накажут». Дети действительно в это верят и молчат. Если это значимая фигура, ребенок боится, что этот человек будет наказан. Иногда ребенок думает, что состоит в добровольных отношениях, например, с преподавателем. Но это насилие, потому что есть большая разница во власти. Насильник — это тот, у кого больше власти.
Есть стереотип о том, что сексуальное насилие касается только девочек, но это не так. Возможно, не все решаются сказать, но это страшные цифры: каждая пятая женщина и по меньшей мере каждый двадцатый мужчина сталкивались с сексуальным насилием, когда были детьми. И очень часто, к сожалению, многие мамы, если они узнали об этом, обвиняют детей в том, что их совратили, что они сами спровоцировали, это часть виктимблейминга (обвинение жертвы), который распространен в обществе.
Детям очень важно знать о телесных границах, о том, как говорить «нет», что при совращении или попытке насилия надо бежать и рассказывать об этом первому взрослому, и если он не поверил — рассказывать второму. Исследования показывают, что полноценное сексуальное образование помогает детям лучше узнать о насилии и снизить количество таких случаев.



8.Только девушки должны заботиться о своем сексуальном здоровье

Но, как оказалось, этот распространенный миф кочует отчасти и в профессиональной среде. В своем исследовании мы обнаружили тенденцию большего фокуса на репродуктивном здоровье именно девушек. Ни о каком гендерном паритете, увы, речи нет. А меж тем, мужское население в равной степени страдает от нехватки знаний. Более того, такой крен свидетельствует о предвзятости и отсутствии равноправных отношений между полами. Эту кривизну следует исправлять, в том числе введением расширенного курса полового просвещения, основанного на принципах гендерного равноправия




Текст для собрания:

При разработке данной темы мы опирались на исследования Европейской организации ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) и стандарты сексуального образования ВОЗ. Согласно данным ВОЗ актуальность проблемы полового воспитания связанна со следующими тенденциями современного общества:

  • рост уровня ВИЧ – инфекции и других ИППП

  • нежелательные беременности

  • сексуальные преступления против несовершеннолетних

  • быстрое развитие и всеобщий доступ к СМИ, включая Интернет

  • необходимость позитивного подхода к профилактике (восприятии своей сексуальности и межличностных отношений)

  • изменения в восприятия обществом ребенка – как субъекта своей жизни

К сожалению, не смотря на высокую актуальность данной проблемы, в России исследований и разработок по теме полового воспитания несовершеннолетних крайне мало. Это прежде всего связано с нашими убеждениями и стереотипами. Некоторые из них представлены на слайде. И вы, уважаемые родители, можете прочитать их решить для себя согласны ли вы с этими высказываниями или нет.

(озвучить со слайда).

Мы не ставим целью нашего собрания полностью переубедить вас в данном вопросе, но хотим достичь большего осознания того, что основная роль половом воспитании детей принадлежит родителям, а сопротивление к этой теме зачастую связано с тем, что мы боимся и не знаем как об этом говорить со своими детьми.

Но говорить нужно, и это подтверждается статистическому данными, которые опровергают многие мифы, присутствующие в нашем сознании:

(озвучить статистику)
Врач-сексолог, психотерапевт, клинический психолог Амина Назаралиева: Нам могут сказать, что американцы — враги, у них неправильные ценности, и мы пойдем другим путем. Давайте посмотрим, что говорит ЮНЕСКО, более чем уважаемая организация. ЮНЕСКО говорит то же самое, но делает гораздо больший акцент на права человека. То есть если американцы еще высказываются очень аккуратно, пытаются говорить про религию и про ценности, потому что так устроены американские штаты — там большой процент консерваторов, то ЮНЕСКО говорит совершенно открыто и откровенно: «Секс — это в том числе и права человека, образование — это права человека». И очень важно давать полноценное образование, очень важно говорить и о менструации, и о репродукции, и о современной контрацепции, беременности и заболеваниях, передающихся половым путем, о ВИЧ и СПИДе, о здоровой, полной уважения семье, о межличностных отношениях, о ценностях и культуре, социальных нормах, гендерном равенстве, недискриминации, о сексуальном поведении и насилии, связанном с гендером. Каждый год в мире происходит 330 миллионов новых случаев заражений излечимыми болезнями, передающимися половым путем. Чаще всего это происходит в возрасте 20-24 лет, на втором месте — 15-19-летние, те самые, которые не попали бы в эту группу, если бы у них было полноценное сексуальное образование. Что касается неизлечимых — то везде по миру падает заражаемость ВИЧ, кроме Восточной Европы и Центральной Азии. По некоторым данным, в России каждый сотый ВИЧ-положителен, и каждые шесть минут один человек заражается ВИЧ.

Слайд 4. Личные границы. Определение.

Психологические границы личности ребёнка — очень важный показатель личностного здоровья и благополучия.

Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.

«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим». (Г. Клауд)

Слайд 5. Зачем ребенку нужны границы? Обсуждение.

Вопрос к родителям: для чего ребенку нужны границы? В каких ситуациях мы стараемся их установить? К чему ведет нарушение границ в семье или различное понимание границы у родителей?

Слайд 6. Виды границ. Примеры, практическая работа с аудиторией.

Совместно с родителями обсуждаются возможные варианты нарушения различного рода границ. Приводятся примеры.




Границы

Примеры нарушений

Физические

применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать

Пространственные

«не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы

Право собственности

брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью

Эмоциональные

заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки

Временные

опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».