Файл: Авторские права понятие, содержание. Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 357

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Авторские права: понятие, содержание.
Содержание

Введение 3

Глава 1. Объекты авторских прав 4

1.1 Понятие объекта авторских прав 4

1.2 Признаки объектов авторских прав 12

Глава 2. Основные разновидности объектов авторского права 17

2.1 Произведения науки, литературы и искусства 17

2.2 Структура объектов авторского права 18

Глава 3. Защита объектов авторского права 22

3.1 Защита авторских прав 22

3.2 Срок охраны авторских прав в Российской Федерации 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Введение

  Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как «теория, признающая авторское право за право собственности», «теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой», «теория, считающая авторское право правом личности» и «теория, отвергающая субъективное авторское право».                                                                                                                                Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. 
Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные - нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные - интересы культуры и просвещения.

Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

  Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. 

Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.


Глава 1. Объекты авторских прав.

1.1. Понятие объекта авторских прав.

  Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно статьи 6 Закона «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой - либо объективной форме.»       

 Законодатель в пункте 1 статьи 6 Закона закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, - это произведение.                                                                                                                              Задача определения понятия «произведение», казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, так как составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки.

«Объектом авторского права, - писал Г.Ф. Шершеневич, - является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. 

Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств, не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами.

Канторович А.Я. под «умственным произведением» понимал «не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, говорил он, - общим образом говоря, является продукт духовного творчества, облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе.



Произведение – это, результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты

Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности

Наибольшее распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других признаков.

Произведение, - писал он в 1956 года, - можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

 Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.  На взгляд Калятина В.О., это рамочный, чисто условный признак, законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, а пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности».

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».  

Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира.  

Максим Горький определял творчество как «ту степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее яркие, точные, общепонятные слова».

По мнению И.А. Грингольца «творчество - это интеллектуальная работа, направленная на создание нового.


 Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет творчество как «деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.» 

 Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот». 

Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем пример из практики: «Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества».

Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей».

Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям: согласно статье 6 Закона «Об авторском праве...» к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно.

Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна». Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.

 Между тем, как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения, охраняемое произведение должно быть оригинальным в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им. 


В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме пункта 2 статьи 6 Закона. Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме: 

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); 

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);  

- звуко - или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); 

  - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее). 

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, так как со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности.

Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом. 

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме.

             В теории авторского права выделяют ряд признаков произведения. В том числе его воспроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.  

Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека. В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения1. Впрочем этот критерий так и не получил законодательной поддержки, а современное законодательство напротив, подчеркивает, что не имеет значение ни назначение произведения, ни его достоинства.                      

Учитывая, обозначенные признаки можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения. Это результат творческого труда воплощенной в объективной форме. 

 В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».