Файл: Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе. Слово социометрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе.

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия

получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений буржуазной социологии — микросоциологии.
При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам

предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном классе и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.
Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных

и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также

понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение

необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в

конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.
Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга,

предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.
Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием «Матрица» предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест.
Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса.Также надо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.
Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только


информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям

принимает классный руководитель.
Опрос целесообразно проводить в ноябре - декабре, когда в классах уже

определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии

можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе.

Социометрические методики



  1. Социометрическая методика «Капитан корабля».


Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или

игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники,

  1. когда отправился бы в дальнее путешествие?

  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

  3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

  4. Кто еще остался на берегу?

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и

2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие

отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или

игнорируемых).



  1. Социометрический метод вербальных выборов


Дошкольники (5–7 лет). В индивидуальной беседе задаются ребенку следующие

вопросы:


  1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

  2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

  3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?



Сумма отрицательных и положительных выборов позволяет выявить его

социометрический статус. Статусы:

• популярные («звезды») – более четырех положительных выборов,

• предпочитаемые – один-два положительных выбора,

• игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных

• отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.
3. Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской)
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений

в группе, выявление симпатий к членам.
Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них –

большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.


Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик

принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Ход исследования: В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок

поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают

сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.
Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят

расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается

порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других

вариантов социометрического исследования
Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком,

позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить

среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным

ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • «Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше

  • положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

  • «Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения

  • положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).

  • «Пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего

  • значения положительного выбора.

  • «Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни

  • отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками)

  • «Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.



Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой

ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно

равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это

неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной

притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим,

показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников.

Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для

завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».
Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных

социометрических статусов, можно составить таблицу.
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:



  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).


При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность

выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в

воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими


хорошо осознаются.
Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность.

Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер

отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного

единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение

общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает

возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры,

набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в

количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов

в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного

очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из

взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в

социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов,

реже из 4 и более членов.



  1. Социометрическая методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено


Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики