Файл: Учебный план для более полного использования оснащения класса, как полноценной биологической и химической лабораторией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бабиченко В.В

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 им.Н.И.Кондратенко поселка Молодежного муниципального образования Белореченский район Краснодарского края
«Развитие сетевого взаимодействия в МБОУ СОШ 30 при организации работы классов агротехнологической направленности»
Аннотация:

В статье описан опыт развития сетевого взаимодействия в МБОУ СОШ 30. Организация работы классов агротехнологической направленности происходило поэтапно.

На первом этапе организовано взаимодействие с личными подсобными (приусадебными) хозяйствами (далее-ЛПХ), как базой для практических и исследовательских работ.

На втором этапе оснащение школы новым кабинетом естествознания (агротехнический класс) позволило изменить учебный план для более полного использования оснащения класса, как полноценной биологической и химической лабораторией.

На третьем этапе организовано взаимодействие с Кубанским государственным аграрным университетом, а именно с факультетом агрохимии и защиты растений (Лебедовский).
1.Агротехнологический профиль, его роль в процессе обучения.

Агротехнологический профиль – это одно из направлений профильного обучения направленный на обучение, воспитание и развитие творческой личности способной к жизни и труду в сельской местности. Для МБОУ СОШ 30 выбор агротехнологического профиля является вполне естественным, так как у нас сельская школа, в которой обучаются дети из трех сельских населенных пунктов. Все ученики живут в частных домовладениях, их семьи ведут то или иное подсобное хозяйство, иногда очень даже не маленькое, дающее товарную продукцию и являющуюся важным подспорьем в семейном бюджете. Поэтому подавляющее большинство учащихся школы работают со своими родителями, помогают им. И мы видим в организации профильного обучения одной из задач – сделать эту помощь детей более осознанной, грамотной, с опорой на научные знания.

В МБОУ СОШ 30 агротехнологический профиль реализуется в средней школе (10-11 классы). Увеличено количество часов биологии и химии в учебном плане. Ведутся элективные курсы «Агрономия» и «Генетика». Кроме того, в 10-11 классе в рамках учебного предмета «Проектная деятельность»
учащиеся выполняют исследовательские проекты, соответствующие тематике агротехнологического профиля. Данные проекты защищаются на общешкольной научно-практической конференции во второй половине года.

2. История реализация агротехнологических дисциплин в МБОУ СОШ 30.

Агротехнологический профиль в школе № 30 реализуется с 90-х годов. Обучение проводилось с использованием материальной базы, оставшейся со времён советской школы: трактор МТЗ-50, сеялка СЗ-3,6, культиватор КРН-5,6 и даже старый зерноуборочный комбайн СК-5 «Нива». Кроме изучения общей агрономии, трактора и сельхозмашин обучение велось по направлениям «Пчеловодство» и «Лесоводство».

Надо отметить что самыми яркими и интересными являются именно полевые занятия, выход из привычной среды классной комнаты естественным образом повышает интерес к изучаемому предмету. Исходя из этого понимания в нашей школе всегда стремились сделать занятия агротехнологического профиля практико-ориентированными. Практические занятия по пчеловодству проводились на личной пасеке учителя школы Томилина Ю.Ф., по лесоводству – на базе Комсомольского лесничества Белореченского лесхоза, а по полеводству – на базе АКХ «Черниговское».
3.Поэтапное развитие сетевого взаимодействия при организации работы профильных агроклассов.

3.1. Организация взаимодействия с личными подсобными (приусадебными) хозяйствами, как основой практической деятельности учащихся.

Время внесло свои коррективы: крупных сельхозпредприятий на территории нашего сельского округа сейчас нет, лесничество реформировано и в настоящее его нет. Поэтому в настоящее время мы используем как базу для практических занятий учащихся агротехнологических классов их личные подсобные хозяйства.

В начале обучения мы проводим анкетирование

и беседы с учениками о том, что возделывается, и кто содержится в их ЛПХ. Основной задачей этих бесед является:

  • Определить возможные направления практических занятий;

  • Выявить их заинтересованность этой работой;

  • Разбираясь в деталях и нюансах каждого из направлений стараемся развить интерес к одному из них;

  • Определяем возможные направления и темы исследовательских работ учащихся.

Основной задачей учителя на этом этапе является умение предложить тему практической работы, чтобы она была по силам ученику (соответствовала его способностям), была интересна, выполнима и давала реальный практический результат. Результат выполнения этой задачи – это создание у ученика «ситуации успеха» и понимания, что в каждом деле, даже, казалось бы, самом простом есть свои тонкости, знание и использование которых позволяют получать реальный и зримый эффект. Опыт показывает, что в большинстве своём, учащиеся об этих вопросах не задумываются, идут «проторённой тропой» сложившихся традиционных методов хозяйствования. Предложить им что-то новое и подтолкнуть их к исследовательской и опытнической деятельности – это главный залог успеха. Конечно это получается далеко не со всеми. Тогда наиболее активные ученики становятся «центрами притяжения» для реализации групповых проектов, где каждый участник выполняет работу «по силам».

Преподаватели, работающие в агротехнологическом классе, руководят ученическими исследовательскими проектами. За прошедший период были выполнены достаточно интересные проекты:

1. Использование гранулированного полнорационного комбикорма при выращивании кроликов различных пород. Получены опытные данные, что использование заводского гранулированного полнорационного комбикорма для кроликов экономически целесообразно, в сравнении с традиционным рационом кормления.

2. Использование ЗЦМ при выпойке козлят молочных пород. В исследовательской работе рассчитана и доказано опытным путем экономическая эффективность использования ЗЦМ вместо цельного молока, чтот значительно улучшает экономику ЛПХ.

3. Проверка эффективности препаратов против варроатоза пчел.
Доказана в опыте эффективность отечественного препарата ПАК 750, производимого в гор. Славянск-на- Кубани

4. Сравнение искусственных сотов для вывода пчелиных маток системы «Джентер» и «Никот». Доказана трехкратная окупаемость за сезон приобретения искусственного сота.

5. Сравнение эффективности использования различных систем полива при выращивании овощей.

Исследовательские проекты и опытническая работа учащихся требует совместной работы учителей преподающих профильные предметы: «Биология», «Химия», элективные курсы «Агрономия», «Генетика», «Проектная деятельность». Кроме того расчеты экономического обоснования проектов учащиеся проводят на занятиях «Финансовая грамотность». Итогом совместной работы учителей и учащихся подводятся на научно-практической конференции учащихся, где в рамках предмета «Проектная деятельность» ученики защищают свои проекты и полученная оценка идет в аттестат.
3.2.Новые возможности агротехнологического класса

В 2020 году МБОУ СОШ 30 в рамках проекта «Образование» (региональный проект Краснодарского края «Современная школа») был оснащен новый кабинет естествознания (агротехнический класс). Этот класс оснащенный как полноценная биологическая и химическая лаборатория. Данное оборудование используется для проведения уроков биологии и химии.

Имеется совершенно новое для нас оборудование-аппаратная программируемая платформа «Arduino».

Arduino — это электронный конструктор и удобная платформа быстрой разработки электронных устройств для новичков и профессионалов [1.] . Платформа «Arduino» это универсальная автоматизированная система управления любыми процессами, под которые имеются датчики съема параметров (температуры, влажности, освещенности, скорости движения воздуха и т.п) и механизмы управления (различные электромоторы, приводные механизмы, световая сигнализация и т.п.). В оборудовании кабинета имеется действующая модель теплицы и муравьиная ферма. «Arduino» позволяет программировать и автоматизировать все процессы, связанные с функционированием этих моделей.


Для эффективного использования необходимо курсовое обучение с практическими занятиями по освоению аппаратной программируемой платформы «Arduino». Это позволит грамотно, качественно и эффективно использовать данное оборудование в процессе обучения.

3.3. Взаимодействие с факультетом агрохимии и защиты растений (Лебедовский) Кубанского государственного аграрного университета.

С 2021 года МБОУ СОШ 30 взаимодействует с факультетом агрохимии и защиты растений КГАУ. На основе заключенного соглашения преподаватели во главе с деканом факультета Лебедовским И.А. регулярно приезжают в нашу школу. Во время этих выездов проводятся встречи с учениками выпускных классов. Эти встречи носят профориентационный характер и помогают учащимся более продумано подойти к выбору профессии, определить приоритетные дисциплины.

Преподаватели университета проводят занятия с учащимися 9-11 классов по химии, энтомологии, ботанике, генетике. Как правило, это практические занятия с использованием возможностей агрокласса МБОУ СОШ 30 и оборудования, материалов и пособий университета. Непосредственное общение с преподавателями ВУЗа, работа на уроках с ним в формате мастер-классов вызывают значительный интерес учеников к профессиям агротехнологического профиля

Для ознакомления с возможностями Кубанского государственного университета учащиеся агротехнологических классов посещают университет, знакомятся с его преподавателями и материально-технической базой. Уже в нынешнем 11 классе несколько выпускников рассматривают КГАУ, как место продолжения своей учебы после окончания средней школы.

4. Заключение

В завершении хочется сказать, что для организация профильного обучения агротехнологической направленности наша школа осуществляет с учетом местных особенностей и возможностей. Взаимодействие с КГАУ значительно обогащает кругозор учеников. Сколько выпускников школы свяжут свою жизнь с профессиями АПК сказать пока сложно, но мы видим главной задачей сформировать у учеников понимание, что в любом деле, даже казалось самом простом, должен быть творческий подход к делу.