Файл: П. П. Блонский Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции появление и смена зубов. Беззубое детство 08 Практи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П. П. Блонский Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции появление и смена зубов. Беззубое детство 0-8

Практическое задание № 1.

«Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных концепциях».



  1. Ст. Холла и К. Гетчинсоном.


Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития. Теория рекапитуляции.

В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи.

1.Стадия рытья и копания

(0-5 лет)

2.Стадия охоты (5-11 лет)

3.Стадия пастушества

(8-12 лет)

4.Стадия земледелия

(11-15 лет)

5.Стадия торговли и промышленности (14-20 лет)

Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра, что является достоинством этой периодизации, но периодизация основана на одном критерии развития и недостаточно учитывает изменения признака в процессе развития.


  1. Заззо


Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития.

Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

1.Раннее детство (0-3 лет)

2.Дошкольный возраст (3-6 лет)

3.Начальное школьное образование (6-12)

4.Общее образование (12-16 лет)

5.Стадия высшего образования (17 и выше)


  1. П.П. Блонский




Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии – развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции – появление и смена зубов. 1.Беззубое детство (0-8 мес)2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет)

3.Период постоянных зубов (до появления зубов мудрости). Данная периодизации имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется.



  1. У З. Фрейда


Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - психосексуальное развитие. Периоды сексуального развития

1.Оральная фаза (1-й год жизни)

2.Анальная фаза (2-3 год жизни)

3.Фаллическая фаза (3-6 год жизни)

4.Латентная фаза(5-12)

5.Генитальная фаза (фаза половозрелости) Периодизация Фрейда, как и вся теория в целом подвергается критики, но она может быть использована с целью понимания механизма фиксации личности на какой - либо стадии.



  1. Ж. Пиаже


Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - Развитие интеллекта.

1.Сенсомоторный (0-2 лет)

2.Стадия конкретных операций (2-11 лет)

- дооперационная стадия (2-6 лет)

- операционная 6-11 лет)

3.Стадия формальных операций (от 12 до взрослости) В качестве основной единицы изучения интеллектуального развития ребенка, Пиаже выделил схемы действий – способы решения задач разного уровня. В основе - опыт ребенка. В теории Пиаже не рассматривался вопрос о связи между познанием и эмоциональной сферой, она посвящена только интеллектуальному развитию. Он считал, что до 7 лет в развитии ребенка действуют только генетические программы. Но несмотря на это, представления Пиаже до сих пор используется современной наукой.



  1. Э. Эриксона


Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Является автором психоисторической теории. Психосоциальное развитие.

1.Младенчество (0-1 г.)

2.Ранний возраст (1-3 лет)

3.Возраст игры (3-6 лет)

4.Школьный возраст (6-12 лет)

5.Подростковый и юношеский возраст (12-20 лет)

6.Ранняя взрослость (20-25 лет)

7.Взрослость.

8.Зрелость.


  1. Эльконин




Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса.

1.Младенчество (0-1)

2.Раннее детство (1-3)

3.Дошкольное детство (3-7)

4.Младшее школьное детство (7-11)

5.Младшее подростничество (11-13)

6.Старшее подростничество (13-15) Положение ученого о смене периодов и движущих силах развития до сих пор интересны. К основным критериям относится ведущая деятельность, оказывающая наиболее сильное влияние на развитие ребенка.


  1. Леонтьев




Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. 

1.Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 года)

2.Раннее детство с предметной деятельностью. (1-3 лет)

3.Дошкольное детство с игрой. (3-7 лет)

4.Школьный возраст с учением. (7-10 лет)

5.Подростковый



  1. А. В Петровский




Периодизация, основанная на развитии личности. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

1.Детство – до 11 лет.

2.Отрочество (11-15 лет)

3.Юность (15-17)

Согласно А.В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.


  1. У. Штерн




Периодизация строится на основе одного внешнего критерия – биологической эволюции, который не связан с самим процессом развития.

Периоды биологической эволюции и исторического развития

1.Стадия млекопитающего

2.Стадия высшего млекопитающего.

3.Стадия первобытных народов.

4.Стадия культуры.

В качестве критерия выделения стадий психического развития Штерн использует прохождение ребенком этапов эволюции.


  1. Выготский




Периодизация, основанная на существенных особенностях психического развития. В основе лежат ведущие деятельности, определяющие возникновения психических новообразований на конкретном этапе развития.

1.Кризис новорожденности (0-2 мес.)

2.Младенчество (2 мес.-1 год)

3.Раннее детство (1-3 лет)

4.Дошкольный возраст (3-7 лет)

5.Школьный возраст (8-12 лет).

6.Пубертатный возраст (14-17 лет). Периодизации, предложенные Выготским и Элькониным - наиболее продуктивные, т.к. связаны с поисками

существенных особенностей самого развития.

Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.



Практическое задание № 2.

«Возрастные кризисы на протяжении всего жизненного цикла человека».


Кризис новорожденности

0-2 мес.


Кризис новорожденности - самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к происходит смена среды, переход из утробной среды, во внешнюю среду. Основные симптомы- Максимальная беспомощность и зависимость от взрослого. Причины кризиса. 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения. В первые дни после рождения новорожденные теряют вес. Новообразование-появление индивидуальной психической жизни ребенка. Комплекс оживления. Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Л.С Выготским. 


Кризис одного года

2 мес.- 1 года.



Этот кризис имеет позитивное содержание. Негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретением, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. Начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь. Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ребенок становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит. Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Появляется сильный страх потерять маму из вида.Ребенок начинает разделять Я – ребенок, ты-взрослый, мы- разные.


Кризис 3 лет

От 1-3 лет



В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме.. Рождается самооценка и самосознание ребенка. На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Ведущей деятельностью становится игра. Симптомы кризиса-негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, диспотизм, обесценивание, протест-бунт. За этими негативными сим­птомами стоят личностные новообразования: «система Я», лич­ное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения. Кризис проходит под лозунгом «Я сам»


Кризис 7 лет

7—9 лет.


Кризис 7 лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Это период рождения социального Я ребенка. (Л.И Божович). Утрата детской непосредственности. Возрастает уровень запросов ребенка самому себе. Происходит активное формирование самооценки. Причины- переход из мира детей в мир взрослых, игровая деятельность сменяется учебной, осознание и освоение новой роли ученика. Основные симптомы- Негативизм, упрямство, строптивость, наигранность; вертлявость, неусидчивость; вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому обьяснению; передразнивание взрослых; манерничанье, кривляние, симптом горькой конфеты. Ведущая деятельность – учеба.

Новообразования – соподчинение мотивов, новый уровень сознания и рефлексия ребенка.



Кризис 13 лет
13-15 лет.


Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен, негативизм, повышенная возбудимость, изменение Я-концепции, попытка понять самого себя и свои возможности, половое влечение. Новообразования: умения детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, чувство взрослости, рефлексия.



Кризис 17 лет.

11-15 лет.



Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.

Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера. связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. 

Симптомы: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по своему, противостояние авторитетам и иконоборчество, ревностное отношение к личностному пространству. Новообразования к концу кризиса:

- профессиональное и личностное самоопределение;

- ценностно-смысловая саморегуляция поведения;

- складывается личная система ценностей;

- формирование логического интеллекта;

- гипотетико-дедуктивное мышление;

- задается личный стиль мышления;

- осознание своей индивидуальности.


Кризис 21-23 года


Кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого специалиста. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе, трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста, может быть перекрыта информация о работе молодого специалиста. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка.


Кризис 30 лет 


Кризис 30 лет возникает в последствие нереализованности жизненного замысла. Кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.


Кризис 40 лет 


Кризис «Середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.


Кризис 50 лет


 Особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.


Кризис выхода на пенсию 


– кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости: с возрастом умственные способности снижаются, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью. Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.


Практическое задание № 3.

Эссе о старости

Пускай года, как ласточки летят.


Зависит возраст женщины-от духа.
Быть можно молодой и в шестьдесят.
А можно жить и в двадцать, как старуха!

Л. Рубальская.


Как точно говорит Лариса Рубальская о возрасте. Этот возраст я выбрала для эссе по одной причине – я очень не хочу стареть! Иногда, наблюдая за стариками на улице, хочется прижать к себе, разгладить их морщины на лице, сказать что –то доброе, приятное. Потому-что, глядя на некоторых из них, читаешь в их глазах усталость, боль, возможно от потери близких людей, возможно от того, что их дети и внуки вот уже больше года ни звонили и не приезжали, и старики чувствуют себя ненужными, брошенными. А возможно этого старика оскорбили в магазине, обозвали. А возможно он в это время думает о том, что что- то не успел сделать в этой жизни и он горюет о несбывшихся мечтах. Он хотел стать художником, но что - то помешало ему это сделать. А сейчас, когда можно было воплотить свои мечты в жизнь, уже нет ни сил ни зрения, да и здоровье диктует свои правила. Дома у него множество рисунков, и в них он видит себя, свою прожитую жизнь. Он рисует сейчас, потому что пытается хоть как - то возместить то, о чем мечтал тогда.

В другое время и в другом месте наблюдала совсем противоположную картину. По тротуару шла женщина, лицо в морщинах, движения неуверенные и по этим признакам можно было только догадаться, что она проживает возраст старости. Все остальное говорило о том, что эта женщина еще молода. Ее волосы были красиво уложены, наряд говорил о том, что у нее хороший вкус. В руках она несла сумку с фруктами. Ее лицо сияло от счастья. Ну а как же, ведь рядом бежал ее правнук, он цеплялся за ее подол, постоянно ей что то говорил и обнимал ее.

Если говорить о такой старости, то наверное стоит задуматься, так ли она страшна? Может быть это и есть смысл всей моей жизни? Как бы я ни хотела отодвинуть этот возраст как можно дальше, он обязательно придет, и нужно только постараться, чтобы она была такой, какой мне хочется.
http://dogmon.org