Файл: П. П. Блонский Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции появление и смена зубов. Беззубое детство 08 Практи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П. П. Блонский Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции появление и смена зубов. Беззубое детство 0-8
Практическое задание № 1.
«Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных концепциях».
| Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития. Теория рекапитуляции. В данной периодизации стадии психического развития соотносились с периодами исторического развития общества. В основе периодизации лежит способ добывания пищи. 1.Стадия рытья и копания (0-5 лет) 2.Стадия охоты (5-11 лет) 3.Стадия пастушества (8-12 лет) 4.Стадия земледелия (11-15 лет) 5.Стадия торговли и промышленности (14-20 лет) Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра, что является достоинством этой периодизации, но периодизация основана на одном критерии развития и недостаточно учитывает изменения признака в процессе развития. |
| Периодизация строится на основе одного внешнего критерия, который не связан с самим процессом развития. Периодизация созданная по биогенетическому принципу – где онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. 1.Раннее детство (0-3 лет) 2.Дошкольный возраст (3-6 лет) 3.Начальное школьное образование (6-12) 4.Общее образование (12-16 лет) 5.Стадия высшего образования (17 и выше) |
| Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии – развитие костных тканей, основанная на принципе дентиции – появление и смена зубов. 1.Беззубое детство (0-8 мес)2.Детство молочных зубов (8мес - 6.5 лет) 3.Период постоянных зубов (до появления зубов мудрости). Данная периодизации имеет скорее исторический контекст, поскольку для обьяснения особенностей психического развития не используется. |
| Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - психосексуальное развитие. Периоды сексуального развития 1.Оральная фаза (1-й год жизни) 2.Анальная фаза (2-3 год жизни) 3.Фаллическая фаза (3-6 год жизни) 4.Латентная фаза(5-12) 5.Генитальная фаза (фаза половозрелости) Периодизация Фрейда, как и вся теория в целом подвергается критики, но она может быть использована с целью понимания механизма фиксации личности на какой - либо стадии. |
| Периодизация, основанная на одном внутреннем по отношению к психическому развитию критерии - Развитие интеллекта. 1.Сенсомоторный (0-2 лет) 2.Стадия конкретных операций (2-11 лет) - дооперационная стадия (2-6 лет) - операционная 6-11 лет) 3.Стадия формальных операций (от 12 до взрослости) В качестве основной единицы изучения интеллектуального развития ребенка, Пиаже выделил схемы действий – способы решения задач разного уровня. В основе - опыт ребенка. В теории Пиаже не рассматривался вопрос о связи между познанием и эмоциональной сферой, она посвящена только интеллектуальному развитию. Он считал, что до 7 лет в развитии ребенка действуют только генетические программы. Но несмотря на это, представления Пиаже до сих пор используется современной наукой. |
| Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Является автором психоисторической теории. Психосоциальное развитие. 1.Младенчество (0-1 г.) 2.Ранний возраст (1-3 лет) 3.Возраст игры (3-6 лет) 4.Школьный возраст (6-12 лет) 5.Подростковый и юношеский возраст (12-20 лет) 6.Ранняя взрослость (20-25 лет) 7.Взрослость. 8.Зрелость. |
| Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Развил представления Л. С. Выготского о возрастном развитии и положил в основу своей периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; личностные новообразования; характер протекания возрастного кризиса. 1.Младенчество (0-1) 2.Раннее детство (1-3) 3.Дошкольное детство (3-7) 4.Младшее школьное детство (7-11) 5.Младшее подростничество (11-13) 6.Старшее подростничество (13-15) Положение ученого о смене периодов и движущих силах развития до сих пор интересны. К основным критериям относится ведущая деятельность, оказывающая наиболее сильное влияние на развитие ребенка. |
| Периодизация, основанная на существенных особенностях развития. Критерием возрастной периодизации А.Н.Леонтьева являются ведущие деятельности. 1.Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение (0-1 года) 2.Раннее детство с предметной деятельностью. (1-3 лет) 3.Дошкольное детство с игрой. (3-7 лет) 4.Школьный возраст с учением. (7-10 лет) 5.Подростковый |
| Периодизация, основанная на развитии личности. Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. 1.Детство – до 11 лет. 2.Отрочество (11-15 лет) 3.Юность (15-17) Согласно А.В. Петровскому, детство - это в основном приспособление ребенка к социальной среде, отрочество проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе. |
| Периодизация строится на основе одного внешнего критерия – биологической эволюции, который не связан с самим процессом развития. Периоды биологической эволюции и исторического развития 1.Стадия млекопитающего 2.Стадия высшего млекопитающего. 3.Стадия первобытных народов. 4.Стадия культуры. В качестве критерия выделения стадий психического развития Штерн использует прохождение ребенком этапов эволюции. |
| Периодизация, основанная на существенных особенностях психического развития. В основе лежат ведущие деятельности, определяющие возникновения психических новообразований на конкретном этапе развития. 1.Кризис новорожденности (0-2 мес.) 2.Младенчество (2 мес.-1 год) 3.Раннее детство (1-3 лет) 4.Дошкольный возраст (3-7 лет) 5.Школьный возраст (8-12 лет). 6.Пубертатный возраст (14-17 лет). Периодизации, предложенные Выготским и Элькониным - наиболее продуктивные, т.к. связаны с поисками существенных особенностей самого развития. Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни. |
Практическое задание № 2.
«Возрастные кризисы на протяжении всего жизненного цикла человека».
Кризис новорожденности 0-2 мес. | Кризис новорожденности - самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к происходит смена среды, переход из утробной среды, во внешнюю среду. Основные симптомы- Максимальная беспомощность и зависимость от взрослого. Причины кризиса. 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения. В первые дни после рождения новорожденные теряют вес. Новообразование-появление индивидуальной психической жизни ребенка. Комплекс оживления. Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Л.С Выготским. |
Кризис одного года 2 мес.- 1 года. | Этот кризис имеет позитивное содержание. Негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретением, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. Начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь. Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ребенок становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит. Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Появляется сильный страх потерять маму из вида.Ребенок начинает разделять Я – ребенок, ты-взрослый, мы- разные. |
Кризис 3 лет От 1-3 лет | В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме.. Рождается самооценка и самосознание ребенка. На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Ведущей деятельностью становится игра. Симптомы кризиса-негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, диспотизм, обесценивание, протест-бунт. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения. Кризис проходит под лозунгом «Я сам» |
Кризис 7 лет 7—9 лет. | Кризис 7 лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста. Это период рождения социального Я ребенка. (Л.И Божович). Утрата детской непосредственности. Возрастает уровень запросов ребенка самому себе. Происходит активное формирование самооценки. Причины- переход из мира детей в мир взрослых, игровая деятельность сменяется учебной, осознание и освоение новой роли ученика. Основные симптомы- Негативизм, упрямство, строптивость, наигранность; вертлявость, неусидчивость; вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому обьяснению; передразнивание взрослых; манерничанье, кривляние, симптом горькой конфеты. Ведущая деятельность – учеба. Новообразования – соподчинение мотивов, новый уровень сознания и рефлексия ребенка. |
Кризис 13 лет 13-15 лет. | Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Симптомы кризиса: Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен, негативизм, повышенная возбудимость, изменение Я-концепции, попытка понять самого себя и свои возможности, половое влечение. Новообразования: умения детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, чувство взрослости, рефлексия. |
Кризис 17 лет. 11-15 лет. | Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности. Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера. связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Симптомы: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по своему, противостояние авторитетам и иконоборчество, ревностное отношение к личностному пространству. Новообразования к концу кризиса: - профессиональное и личностное самоопределение; - ценностно-смысловая саморегуляция поведения; - складывается личная система ценностей; - формирование логического интеллекта; - гипотетико-дедуктивное мышление; - задается личный стиль мышления; - осознание своей индивидуальности. |
Кризис 21-23 года | Кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого специалиста. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе, трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста, может быть перекрыта информация о работе молодого специалиста. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка. |
Кризис 30 лет | Кризис 30 лет возникает в последствие нереализованности жизненного замысла. Кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте. |
Кризис 40 лет | Кризис «Середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь. |
Кризис 50 лет | Особый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию. |
Кризис выхода на пенсию | – кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости: с возрастом умственные способности снижаются, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью. Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д. |
Практическое задание № 3.
Эссе о старости
Пускай года, как ласточки летят.
Зависит возраст женщины-от духа.
Быть можно молодой и в шестьдесят.
А можно жить и в двадцать, как старуха!
Л. Рубальская.
Как точно говорит Лариса Рубальская о возрасте. Этот возраст я выбрала для эссе по одной причине – я очень не хочу стареть! Иногда, наблюдая за стариками на улице, хочется прижать к себе, разгладить их морщины на лице, сказать что –то доброе, приятное. Потому-что, глядя на некоторых из них, читаешь в их глазах усталость, боль, возможно от потери близких людей, возможно от того, что их дети и внуки вот уже больше года ни звонили и не приезжали, и старики чувствуют себя ненужными, брошенными. А возможно этого старика оскорбили в магазине, обозвали. А возможно он в это время думает о том, что что- то не успел сделать в этой жизни и он горюет о несбывшихся мечтах. Он хотел стать художником, но что - то помешало ему это сделать. А сейчас, когда можно было воплотить свои мечты в жизнь, уже нет ни сил ни зрения, да и здоровье диктует свои правила. Дома у него множество рисунков, и в них он видит себя, свою прожитую жизнь. Он рисует сейчас, потому что пытается хоть как - то возместить то, о чем мечтал тогда.
В другое время и в другом месте наблюдала совсем противоположную картину. По тротуару шла женщина, лицо в морщинах, движения неуверенные и по этим признакам можно было только догадаться, что она проживает возраст старости. Все остальное говорило о том, что эта женщина еще молода. Ее волосы были красиво уложены, наряд говорил о том, что у нее хороший вкус. В руках она несла сумку с фруктами. Ее лицо сияло от счастья. Ну а как же, ведь рядом бежал ее правнук, он цеплялся за ее подол, постоянно ей что то говорил и обнимал ее.
Если говорить о такой старости, то наверное стоит задуматься, так ли она страшна? Может быть это и есть смысл всей моей жизни? Как бы я ни хотела отодвинуть этот возраст как можно дальше, он обязательно придет, и нужно только постараться, чтобы она была такой, какой мне хочется.
http://dogmon.org