Файл: Древняя Русь (к ix нач. Xii вв.). Деятельность первых киевских князей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древняя Русь (к IX - нач. XII. вв.).

  1. Деятельность первых киевских князей.

Олег Вещий.

Существует две версии происхождения прозвища «Вещий Олег». По одной версии Вещий происходит от индоевропейского корня вед, что означает владение тайным знанием. По другой версии от перевода с древнескандинавского: Хелег, Олег, Ольг – святой, священный, наделенный даром провидения.

Время жизни: IX век - начало X века

Годы правления: 882 - 912 гг.

Основные направления деятельности:

Внутренняя политика:

Сделал Киев столицей Древней Руси, поэтому некоторые историки считают Олега основателем Древнерусского государства.

Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любеч, Киев.

Внешняя политика:

Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.

Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Итоги деятельности:

Князь Олег за годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем).

Игорь Старый.

Игоря называют Старым потому, что он достаточно поздно пришел к власти по древнерусским меркам (примерно в 35 лет).

Время жизни: конец IX века - 2 четверть X века

Годы правления: 912 - 945 гг.

Основные направления деятельности:

Внутренняя политика:

Продолжал объединение восточнославянских племен.

Был наместником в Киеве во время правления Олега.

Внешняя политика:

Русско - византийская война 941 - 944 гг.

Война с печенегами.

Война с древлянами

Военный поход на Византию

Итоги деятельности:

Распространил свою власть на славянские племена между Днестром и Дунаем, заключил военно - торговый договор с Византией, завоевал древлян.

Ольга Святая.

Ольга была первой русской правительницей - христианкой, за это и получила прозвище «Святая».

Время жизни: II - 3 четверть X века.

Годы правления: 945 - 962 гг.

Основные направления деятельности:

Внутренняя политика:

Укрепление центральной власти путём расправы над племенем древлян.

Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты — места свода дани.

Внешняя политика:

Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.

Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.

Итоги деятельности:

Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для потомков Рюрика.

Святослав Храбрый.

Прозвище "Храбрый" Святослав получил за многочисленные военные походы. Отличался он при этом не только храбростью, но и благородством. Перед тем, как воевать, предупреждал врага "Иду на вы».

Время жизни: вторая половина 10 века.

Годы правления 945 - 972 гг.

Основные направления деятельности:

Внутренняя политика:

Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.

Попытался создать империю.

Внешняя политика:

Провел военный поход на Булгарию в 967 году.
Разгромил Хазарский каганат в 965 году.

Провел военный поход против Византии.

Итоги деятельности:

Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.

  1. Социально – экономическое развитие.

Характеристика «Русской правды»:

«Русская правда» – нормативно - правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10 - 11 веках.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:

  • покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020 - е или 1030 - е годы);

  • правда Ярослава (создана в 1016 или 1030 - е годы);

  • правда Ярославичей (не имеет точной даты);

  • урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020 - е или 1030 - е годы).


Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.

Население Киевской Руси

О точном количестве жителей Древнерусского государства сведений не осталось. По мнению историка Георгия Вернадского, общая численность населения Киевской Руси в 9 - 12 веках составляла примерно 7,5 млн человек. Около 1 млн людей проживали в городах.

Львиную долю жителей Киевской Руси в 9 - 12 веках составляли свободные крестьяне. Со временем все больше людей становились смердами. Они хоть и обладали свободой, но обязаны были подчиняться князю. Свободное население Киевской Руси вследствие долгов, плена и прочих причин могло стать челядью, которые были бесправными рабами.

Экономика.

В Древней Руси основу экономики составляла феодализация и аграрная экономика. Основной фонд (если подобное понятие можно употребить по отношению к столько раннему государству) был сосредоточен в руках великого князя. Ранее общенародные земли стали постепенно полностью переходить во владение князя, а жившие и работавшие на этих землях люди (свободных крестьян до закрепощения называли «людинами») становились собственностью самого князя. Учитывая тот факт, что основным богатством на то время считалась именно земля, то экономические отношение в плане распределения этого самого богатства регулировались, так называемой вотчиной. При подобном режиме вся земля принадлежала князю или боярам. Крестьяне же могли делиться, как на крепостных, так и свободных. В первом случае, данную категорию работников называли смердами. Они полностью зависели от своего господина и работали исключительно на него. В своем большинстве смерды являлись бывшими военнопленными, поэтому бояре нещадно эксплуатировали их.

Людины (та категория крестьян, которая не зависела от феодала) обязаны были платить дань князю за пользование землей. Таким образом, именно подобные экономические отношения лежали в основе Древней Руси. Еще одной чертой экономики являлась работорговля. Все дело в том, что в Древне Руси наравне с появляющимся феодальным строем все еще существовали пережитки рабовладельческого строя. Князь или феодал спокойно мог продать, купить или проиграть в карты своего крестьянина. Любопытной экономической формой в Древней Руси являлось, так называемое, закупничество. Категория крестьян (ее называли «закупами»), которая попадала в данную категорию, как правило, была вынуждена брать у богатых феодалов деньги, продукты питания или зерно в долг. Из - за этого, они попадали в кратковременную зависимость от господина и были вынуждены работать на него в течение определенного времени, пока полностью не окупят свои долги.


Говоря об экономике Древней Руси в целом, невозможно не упомянуть об основообразующем торговом пути, который пролегал, как раз через территорию огромного государства. Речь, конечно же, идет о всемирно известно пути «из варяг в греки». Ежегодно тысячи торговцев проходили именно по этому пути, поставляя и покупая в Киевской Руси огромное количество товара. Торговля стимулировала рыночные отношения в древнем государстве, помогала развиваться экономике в целом. Благодаря наличию торгового пути, люди имели возможность покупать многочисленные диковинные товары, которые невозможно было встретить на просторах родной страны.

В целом, говоря об экономике Древне Руси, необходимо отметить, что в основе ее лежал феодальный строй. Главной отличительно особенностью этого строя от, скажем, Европейского образца феодализма, являлся существенный контроль государства. Великому князю принадлежала большая часть земель, и он распоряжался и контролировал их по собственному усмотрению. Более мелкие феодалы могли получать эти земли в дар или выкупать их у князя.

Военное дело.

Пехота и конница были основными родами войск. Ни одно военное действие древней Руси не обходилось без пехоты. Она принимала участие при взятии городов, проводила транспортные и инженерные работы, прикрывала тыл.

Лошади использовались для военных целей и хозяйственных работ. Их разводили в селах и хозяйствах князя. Кони в этот период использовались лишь для доставки воинов к месту сражения. До одиннадцатого века пехоте отводилось основное место. Однако позже она занимала равное место с конницей, а спустя какое-то время конница начинает превосходить пехоту. Они вместе принимали участие в битвах. После поражения при схватке со степняками, а те были превосходными наездниками, начинает формироваться кавалерия. Своих коней во время войны князь выдавал ополченцам.

Примером в бою всегда выступали князья. Русская рать выделялась всегда своей дисциплиной, организованностью, сплоченностью и храбростью. И это приносило ей победы над противником, который значительно превосходил ее по силам.

  1. Принятие Русью христианства: причины, ход, последствия.

Причины.

  • необходимость формирования государственной идеологии, духовного объединения разноплеменных народов Руси;

  • укрепления международных связей;

  • упрочнение международного положения Руси;

  • укрепление власти Великого Киевского Князя;

  • появление сильного союзника – Византии.


Причины принятия христианства, а не другой религии:

Наличие в исламе запретов на употребление в пищу свинины, вина, специфическая восточная обрядность, в том числе обрезание, а также забой лошадей противоречили сложившемуся образу жизни древнерусских племен. Вряд ли стремление пап подчинить светскую власть могло вызвать симпатию к католицизму у киевского князя, ставившего перед собой прямо противоположные задачи, главной из которой было укрепление своей власти. В Византии же православная церковь не только отличилась политической беспомощностью, но и полным подчинением императорам. Поэтому выбор пал на христианство.

Ход.

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15 -го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде, чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро - Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.