Файл: Задание проводится в подгруппах (или индивидуально, при условии малочисленной группы).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Заполнение технологической карты ОСЯ
(опасных социальных явлений)
Задание проводится в подгруппах (или индивидуально, при условии малочисленной группы). В зависимости от опасных социальных явлений, происходящих в мире в период изучения дисциплины, преподаватель самостоятельно определяет список ЧС СХ и ОСЯ.
Условия заполнения технологической карты (см. Темы 3-4).
Время на выполнение задания в подгруппе: 10-15 минут
Время на демонстрацию, обсуждение в группе: 25-30 минут
Группа ЧС социального характера | | ||
Виды ОСЯ данной группы | | ||
Вид ОСЯ | Причины возникновения | Возможные последствия | Действия в случае возникновения |
Венерические заболевания | постоянный круговорот возбудителей половых инфекций в человеческой популяции | Социальная опасность венерических болезней определяется их широким распространением, тяжелыми последствиями для здоровья самих заболевших и опасностью для общества. Венерические болезни при неправильном лечении принимают длительное течение, приводящее иногда к инвалидности. Гонорея может служить причиной многих женских болезней, мужского и женского бесплодия. Сифилис передается потомству, вызывая врожденные уродства, слепоту, глухоту. Сифилис может распространяться и бытовым путем. СПИД — первое сообщение об этой новой, прежде неведомой болезни появилось в американском «Еженедельном вестнике заболеваемости и смерти» в 1982 году.А теперь уже зараженные, больные и умершие от СПИДа есть во многих странах. | Правила индивидуальной профилактики: • Избегать случайных половых связей и заниматься сексом с одним половым партнером. Даже самые «приличные» люди не всегда являются здоровыми. Большинство венерических заболеваний протекают бессимптомно. Супружеская верность и моногамность — единственно верные средства от венерических болезней. • Применять барьерные методы контрацепции — презервативы. Сексуально активным мужчинам и женщинам необходимо помнить, что эти средства контрацепции при половых актах не оказывают 100% защиты. Иногда они рвутся. Очаг поражения может располагаться на мошонке, лобке, бедрах, клиторе и прочих зонах, не покрывающихся презервативом. Если имеются повреждения на коже и слизистой оболочке, инфицирование неизбежно. • Медикаментозная профилактика заключается в применении лекарственных средств, обладающих противомикробным действием: спермицидов, местных антисептиков, системных антибиотиков. Спермициды — местные дезинфицирующие средства, выпускаемые в различных лекарственных формах. Их основное действие — подавление активности сперматозоидов, а защита от ЗППП выражена слабо. Наиболее популярными и эффективными среди них являются свечи и таблетки «Контрацептин-Т», «Фарматекс», «Патентекс Овал». Для профилактики половых инфекций традиционно используют простейшие средства — медицинский спирт или раствор марганцовки, а также специально разработанные препараты — «Бетадин», «Мирамистин», «Хлоргексидин». По окончании полового акта эти препараты вводят во влагалище и уретру, ими полощут рот, обрабатывают наружные половые органы. Процесс обеззараживания происходит довольно быстро и очень эффективно. Антибиотики принимают в экстренных случаях в «ударной» дозе однократно для предупреждения распространения инфекции. Эффективность спермицидов и антисептиков существенно возрастает, когда они используются вместе с презервативом. • Избегать половых контактов с людьми из группы риска, контактирующих с кровью — медсестрами, стоматологами, косметологами, хирургами, лицами, которым проводилось переливание или очищение крови. Презервативом необходимо пользоваться, если половой партнер является наркоманом, предпочитает групповой секс, свингерство, занимается проституцией. • Соблюдать гигиенические нормы и правила личной гигиены, использовать индивидуальные средства и предметы гигиены, секс-игрушки, косметические принадлежности, белье, полотенца. Требовать того же от полового партнера. • Женщинам посещать гинеколога один раз в полгода, а мужчинам уролога один раз в год. • Прививаться против вирусной инфекции — гепатита, папилломы человека. • После незащищенного акта и появления характерных клинических признаков необходимо срочно посетить врача. • Своевременно лечить выявленные вирусы и бактерии, во время терапии воздержаться от половой жизни. |
Наркомания | Выделяют три группы причин развития наркомании: физиологические, психологические и социальные. 1. К физиологическим причинам относят наследственно обусловленные особенности обмена и уровня нейромедиаторов в головном мозге. 2. Психологическими причинами наркомании являются незрелость, недостаточная осознанность, неумение удовлетворять свои потребности здоровыми способами, «разрыв» между мечтами и реальным планированием. 3. к социальным причинам развития наркомании можно отнести кризис ценностей, скрытую пропаганду аморального поведения в художественных произведениях (песнях, книгах, фильмах), практически полное исчезновение пропаганды здорового образа жизни, отсутствие системы детских и юношеских организаций, в которых подростки могли бы общаться и проявлять свою активность другими, более адаптивными, способами. | Последствия наркомании – это хронические болезни, асоциальный образ жизни и смерть. | Лечение наркозависимости может осуществляться в виде:
|
Террористический акт | 1. Нерешенность национальных, социальных и религиозных проблем, которые имеют для определенной группы людей большое значение. 2. Военные конфликты или война, во время которых террористические акты становятся частью военных действий. 3. Наличие соседних государств с высоким уровнем материального благополучия и культурного развития. 4. Наличие тайных организаций, в том числе религиозных и сектантских. 5. Использование терроризма для решения политических задач. 6. Нерешенность финансовых, экономических и организационных вопросов, в том числе на законодательном уровне. 7. Слабость государственной власти, которая не может подавить терроризм в стране. 8. Похвальное отношение к террористам со стороны их социального окружения или отдельных групп населения. 9. Группа людей, профессионально настроенных на военную работу, но не смогших найти себе применение. 10. Резкое снижение уровня занятости | 1) огромное число человеческих жертв (погибших при захвате заложников, во время взрыва бомбы, осуществляемого штурма помещения и т.д.); 2) создание атмосферы всеобщего страха, подозрения, тревожности и психологического давления; 3) огромные материальные и финансовые затраты, связанные с восстановлением разрушенного терактом имущества, а также инженерной и транспортной инфраструктур; возобновлением надлежащей работы организаций, предприятий и учреждений; 4) необходимость привлечения значительных дополнительных кадровых, финансовых, материально-технических ресурсов для предотвращения совершения новых террористических актов, обезвреживания террористических, экстремистских и иных преступных организаций; 5) появление в случае удачно проведенных терактов у людей ощущения неизбежности новых подобных преступных акций, а также чувства неизвестности, подавленности, полной беззащитности, ожидания очередного ужаса и трагедии; 6) дальнейшее увеличение численности и мощи террористических организаций вследствие ранее удачно проведенных преступных акций, что вызывает существенное усиление деятельности таких организаций, их финансирование в еще более значительном объеме, что многократно способствует усложнению борьбы с ними; 7) утрату веры людьми в возможности государства, используемые для борьбы с терроризмом, снижение авторитета государственной власти внутри страны | При захвате в заложники: - основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам; - переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе; - при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники; - на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение; - если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови. Помните – Ваша цель остаться в живых. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д. |
Действия учителя в случае возникновения данной ЧС: | 1.Увидев незнакомый предмет, как можно дальше удалите от него детей. 2. Если вещь обнаружена в помещении, выведите детей на улицу, немедленно сообщите в ОВД. 3. Всматривайтесь в приходящих в школу. Если вам удастся заметить что-то подозрительное в их действиях, сообщите должностному лицу или в милицию. 4. В случае угрозы со стороны незнакомого лица детям, постарайтесь отвлечь его внимание и незаметно сообщить в милицию. 5. При угрозе совершения теракта действуйте спокойно, постарайтесь увести детей как можно дальше от здания. |
Задание 2. Решение ситуационных задач
Группа обучающихся делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает одну из ситуационных задач, которую необходимо самостоятельно решить в подгруппе.
Следующим этапом становится публичное обсуждение ситуационной задачи с группе обучающихся с вариантами решений, обсуждением, корректировкой преподавателя (в случае необходимости) и дополнительными вопросами присутствующих (в случае возникновения).
Время на выполнение задания в подгруппе: 5-10 минут
Время на публичное обсуждение в группе: 25-30 минут
Примеры ситуационных задач для обсуждения на занятии:
Ситуационная задача 1.
Вы находитесь в одном из магазинов торгового комплекса. В момент оплаты покупки на кассе, вы услышали громкий хлопок, затем второй. В проходе магазина появились вооруженные люди, требующие всех присутствующих собраться в углу помещения и сообщили о захвате вас и других людей в заложники.
-
Дайте определение понятию «терроризм», «террористический акт», «террорист».
А) ТЕРРОРИЗМ — преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, которое выражается в посягательстве на: жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, природную среду, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей.
Б) ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
В) ТЕРРОРИСТ - тот, кто совершает или планирует совершить террористический акт.
2. Охарактеризуйте особенности современного терроризма.
-
Активное вовлечение молодежи;
-
Существенное расширение ареала исламского фундаментализма и связанного с ним терроризма;
-
Террористические организации не ограничиваются рамками терактов, а придают большое значение политической стратегии;
-
Тенденция перехода от конкретных целей (захват авиалайнеров) к беспорядочным убийствам;
-
Линия раздела между террористическими организациями различных толков стала менее отчетливой; -
Повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей;
-
Террористы-смертники;
-
Новые виды оружия.
3. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать человеку, оказавшемуся в заложниках, чтоб снизить угрозу для вашего здоровья и жизни.
-
основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам; -
переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе; -
при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники; -
на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение; -
если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.
4. Определите порядок действий заложника в случае начала контртеррористической операции по высвобождению.
-
лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь; -
ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника; -
если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.