Файл: Занятие Методы логопсихологии Вопросы для обсуждения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1. Методы логопсихологии
Вопросы для обсуждения
1. Логопсиихология (психология детей с нарушениями речи) как научная дисциплина, ее предмет и объект. Теоретическое и практическое значение логопсихологии.
Логопсихология (Калягин В.А.) — часть специальной психологии, посвященная изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств у людей с нарушениями речи первичного характера; определению механизмов их психической адаптации, а также разработке системы психологической помощи этим людям.
Объект логопсихологии – система психологической помощи лицам с нарушениями речи ведущего характера.
Предмет логопсихологии – особенности психического развития лиц с различными формами речевых нарушений.
Цель логопсихологии — оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
Теоретическое значение логопсихологии заключаются в том, чтоб разработать научную область познания – новую в специальной психологии. Определить строение различных форм психической деятельности, характер и механизмы нарушений речи, изучить пластичность нервной (системы) деятельности и выявить пути компенсации дефекта.
Практическое значение логопсихологии.
-
Разработка диагностических методик. -
Психологическое изучение людей с речевой депривацией. -
Психологическая диагностика дополняет клинические и педагогические исследования. -
Помогает в работе МППК. -
Психологическое исследование важно в практике логопедической коррекции: -
Выделить кризисы и сензитивные периоды в логокоррекции. -
Структура дошкольной, школьной, подростков, взрослых логопсихологии (выделить структуру). -
Определить способности психического и личностного развития людей с речевой депривацией.
2. Цель, задачи, связь логопсихологии со смежными науками.
Цель логопсихологии
— оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
Задачи логопсихологии:
Теоретические:
1) изучение закономерностей формирования познавательной деятельности при речевых нарушениях различной тяжести и этиологии (при сохранном слухе и интеллекте);
2) изучение особенностей личностного и социального развития лиц данной категории;
3) психологическое обоснование эффективности методов коррекционно-педагогического и психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными видами нарушений речи ведущего характера;
4) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое нарушение среди сходных по внешним проявлениям состояний;
5) разработка методов логопсиходиагностики;
6) изучение условий и механизмов профессионального взаимодействия логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.
Практические:
1) диагностика познавательной сферы детей с нарушениями речи ведущего характера с позиции целостного подхода;
2) диагностика особенностей личностного и социального развития лиц с нарушениями речи ведущего характера;
3) психологическая коррекция нарушений познавательной сферы, отклонений личностного и социального развития лиц данной категории;
4) профилактика вторичных нарушений психического развития у детей и взрослых с нарушениями речи через систему мероприятий различного характера с микро- и макроокружением.
Логопсихология находится на пути выработки своих теоретических основ, преимущественно заимствуя их у других, наиболее близких дисциплин – прежде всего психологии и лингвистики, в частности, общего языкознания, психолингвистики, патопсихологии, общей психологии, медицинской психологии, психологии специальной, возрастной, педагогической, нейропсихологии, логопедии и др.
Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, т.к. знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций. По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Логопсихология имеет важное прикладное значение для логопедии. Во-первых, она определяет место речи как ключевой высшей психической функции в системе других психических функций. Во-вторых, она предоставляет современные средства диагностики, позволяющие определить структуру дефекта, а также возможности компенсации с учетом сохранных психических функций. В-третьих, логопсихология способствует установлению характера адаптивных психических реакций субъекта на речевой дефект. В-четвертых, она предлагает дифференцированные методы помощи для решения различных задач: выработки или компенсации недостающих психических функций, установления оптимального контакта с субъектом с речевой патологией, формирования мотивации на исправление дефекта речи. Логопсихология тесно связана с психологией. У психологии логопсихология заимствовала теоретические представления, прежде всего в виде теорий личности, позволяющих представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обуславливают специфику их различий.
Необходимость обеспечения индивидуального подхода требует знаний дифференциальной психологии. Существенное значение для логопсихологии имеет возрастная психология, т.к. диагностика и коррекция должны строиться с учетом закономерностей психического развития. Педагогическая психология ориентирует на создание предпосылок для наилучшего усвоения навыков нормативной речи. Современная педагогика все шире применяет психологические знания для оптимизации процесса обучения, учитывает индивидуальные особенности ребенка. Медицинская и патопсихология способствуют пониманию речевых нарушений, отягощенных психосоматическими нарушениями и психопатологией. Психофизиология помогает выяснить, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Основным понятием психофизиологии является функциональная система, т.е. такая активность различных отделов мозга, которая определяет отражение (в том числе опережающее) действительности. Именно системный характер психофизиологии обеспечивает прогноз изменений изучаемого объекта – психики, в том числе речи, с учетом сохранности или повреждения составляющих ее элементов.
Нейропсихология помогает уяснить связь нарушенных функций с определенными структурами головного мозга. В настоящее время активно разрабатываются методы нейропсихологической диагностики для разных возрастных категорий, позволяющие оказывать наиболее эффективную помощь лицам с разными речевыми нарушениями и тд.
3. Методы логопсихологии.
Основные методы логопсихологии: наблюдение, эксперимент, тесты и метод опроса.
Наблюдение – метод, применяющийся для изучения естественного поведения. Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.
Тесты – стандартизированные, часто ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий в определенном психологическом свойстве.
Опросные методы делятся на анкетирование и интервьюирование.
Также среди методов логопсихологии выделяют: беседу, социометрический метод, который используется для изучения межличностных отношений в группе; анализ процессов и продуктов деятельности – изучение продуктов детского творчества (рисование, конструирование, лепка).
Практические задания
-
Составьте таблицу методов логопсихологии и пояснения к каждому методу. Составьте тематический психологический тезаурус по каждому обозначенному методу.
Метод логопсихологии | Определение | Условия использования в логопсихологии |
наблюдение | метод, применяющийся для изучения естественного поведения | Наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями. |
Эксперимент | метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений, выявления причинно-следственных отношений между ними. | Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. |
Тесты | метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. | |
Опрос | метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. | |
-
На основании статей выпишите теоретические и практические аспекты логопсихологии:
- Шипилова Е.В. Современные аспекты развития логопсихологии (URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-logopsihologii/viewer)
- Волковская Т.Н. Логопсихология как научная основа психологической помощи лицам с недостатками речи (URL: https://mggu-sh.ru/sites/default/files/logopsihologiya_kak_nauchnaya_osnova_psihologicheskoy_pomoshchi_licam_s_nedostatkami_rechi.pdf)
Литература
-
Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 190 с. — (Высшее образование). — Текст : непосредственный. -
Волковская Т.Н. Логопсихология как научная основа психологической помощи лицам с недостатками речи (URL: https://mggu-sh.ru/sites/default/files/logopsihologiya_kak_nauchnaya_osnova_psihologicheskoy_pomoshchi_licam_s_nedostatkami_rechi.pdf) -
Шипилова Е.В. Современные аспекты развития логопсихологии (URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-logopsihologii/viewer)