Файл: «Косвенные налоги и их место в налоговой̆ системе РФ».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ
2.2. Анализ состава и структуры косвенных налогов в бюджете РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что косвенные налоги имеют значительную роль в структуре доходов бюджета Российской Федерации, и возникает необходимость повышения собираемости налогов за счет пресечения необоснованного предъявления сумм налогов к вычету. Государство испокон веков старалось создать такую систему налогообложения, которая была бы незаметна для плательщиков, при этом удорожая (удешевляя) тот или иной продукт.
Косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию – фискальную, в связи с этим весьма важен механизм функционирования косвенного налогообложения. С фискальной позиции только через акцизы и пошлины можно получить налог с населения, т.к. они влияют на расходы потребителей товаров, увеличивая цену.
Косвенные налоги являются одним из самых важных, но в о же время и имеющий сложный расчет в налоговой системе. В экономической литературе выделяют несколько классификаций косвенных налогов, которые действуют ныне во всех странах мира. По объектам начисления и изъятия косвенные налоги подразделяются на такие виды выплат, как: акцизные платежи; налог на стоимость, формируемую на каждом этапе производства товара; таможенные сборы. По сути, косвенное налогообложение предусматривает переложение обязанности внесения обязательных платежей на третьих лиц (в продавцов на покупателей), что позволяет регулировать потребление тех или иных продуктов.
В 2019 г. в России действовало три основных обязательных косвенных платежа в бюджет, а именно:
- НДС, акцизы таможенные платежи. НДС – косвенный налог, который взимается в качестве процента от добавленной стоимости – ценности, формируемой на каждом этапе производства любого товара или услуги (гл. 21 НК РФ). Субъектами НДС признаются производители и торговцы, но реальными плательщиками налога выступают покупатели. Платеж перечисляется в бюджет по мере реализации товаров и услуг. Ставка процента различается в зависимости от вида реализуемых продуктов.
- Акцизы – это специальный вид налоговых платежей, который предусматривает ограничение потребления определенных видов товаров и услуг (гл. 22 НК РФ). В основном этот налог затрагивает табачные изделия, спиртосодержащую продукцию и товары роскоши. Акцизы и НДС начисляются, отлеживаются и взимаются налоговой службой РФ.
- Таможенные пошлины также рассматриваются в виде косвенных платежей в бюджет и затрагивают все ввозимые, вывозимые и провозимые через страну товары. Они поступают в казну после начисления и взимания таможенными органами после пересечения грузом границы государства (ст. 83 ТК РФ).
Система косвенного налогообложения в России осуществлялась на базе зарубежного опыта и по настоящее время вносится огромнее количество изменений и дополнений, но все же остается много нерешенных вопросов в данной области.
Цель исследования - рассмотреть роль формирования косвенных налогов в формировании бюджетов, выявить проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения.
Таким образом, в ходе работы, предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты роли косвенных налогов в формировании бюджетов;
- выявить проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации и перспективы ее развития.
Объект исследования – система налогообложения РФ.
Предмет исследования – косвенные налоги в РФ.
При исследовании использованы следующие методы исследования: системный, структурный, сравнительный и факторный анализы, методы статистической обработки информации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды экономистов по исследуемой теме и интернет ресурсы.
Структура курсовой работы сложилась из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие и экономическая сущность косвенных налогов
Система налогообложения Российской Федерации построена с применением сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение[1].
Косвенными налогами обкладываются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым налог практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.
Косвенные налоги подразумевают их включение в стоимость товара или услуги. Включение косвенных налогов в цену может быть полным или частичным. Плательщиком налога в бюджет при этом является продавец товара или услуги.
Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам.
Косвенное налогообложение - вид налогообложения, когда плательщик налога и лицо, реально подвергшееся налогообложению - разные лица.
Соотношение этих налогов позволяет государству обеспечить необходимое количество денежных средств для своего функционирования.
Итак, налоги, где государство устанавливает платежеспособность лица опосредственно через его действия, являются косвенными.
Отнесение налога к косвенным происходит потому, что взимается он не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. При использовании косвенных налогов обеспечение равномерности их взимания затруднительно. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Их используют для обложения товаров повышенного спроса.
Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга торговых операций. Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда.
На рисунке 1 представлены виды косвенных налогов.
Рисунок 1 - Основные виды косвенных налогов[2]
НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.
Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.
Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.
Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, который был веден в России с 01.01.1992 г. и на сегодня обеспечивает более 30 % всех поступлений в бюджет страны.
Статья 149 НК РФ определяет категорию товаров и услуг, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость, к которым относятся: некоторые товары и услуги медицинского назначения; при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций; с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медицинское заключение; с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей; с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера; с услуг, оказываемых архивными учреждениями; при перевозке пассажиров в городе или другом поселении; при оказании ритуальных услуг; других видов услуг.
Акцизные сборы отличаются высоким регулирующим и фискальным потенциалом. Основным отличием акцизов от других видов косвенных налогов является их специальная сфера применения – акцизы назначаются на отдельные товарные группы или отдельные виды товара (услуги). Анализ косвенного налогообложения позволяет выявлять механизмы, способные эффективно регулировать такие экономические величины, как производительность предприятий, другие процессы производства, а также уровень потребления конкретного вида продукции.
С косвенными налогами дела обстоят немного сложнее. Суть в том, что они являют собой определенную надбавку в стоимости продукции или услуг. В этом случае деньги поступают в бюджеты разных уровней только после покупки услуги или товара. Самым неприятным аспектом в этих «сборах» для простого обывателя является тот факт, что именно рядовой покупатель в конечном итоге платит эти деньги.
Законодательством всех уровней устанавливаются жесткие сроки уплаты налогов юридическими лицами. И нарушение этих временных рамок грозит серьезными штрафными санкциями, вплоть до ареста счетов. А это уже может парализовать деятельность компании.
Статья 181 НК РФ определяет следующую категорию товаров, в стоимость которых включен акциз: алкогольные напитки; табачные изделия; легковые автомобили; мотоциклы; бензин и дизельное топливо; различные масла для двигателей; керосин для заправки самолетов; газ природный; топливо для печей.
Ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в статье 193 НК РФ.
Таможенные платежи выступают важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место государства в международном разделении труда и обеспечивают достаточно большую часть доходов страны.
В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС) установлено, что к таможенным платежам относятся: ввозная и вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз, которые взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, а также таможенные сборы.
Таможенная пошлина – это важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Она используются государством как особый инструмент стимулирования внешнеторговый поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта в зависимости от целей государства[3].
Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.
Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.
На рисунке 2 представлены преимущества и недостатки косвенного налогообложения.
Рисунок 2 - Преимущества и недостатки косвенного налогообложения[4]
Из данных рисунка 2 следует, что основным преимуществом косвенных налогов является закрытость, что имеет важное значение в целях создания социального и политического спокойствия в стране, но тяжелым бременем ложатся на предпринимателей и являются источником инфляции издержек. Но для бюджета страны косвенные налоги имеет важную роль. Косвенное налогообложение является одним из инструментов, посредством которого возможно довести налоговую систему до оптимального состояния. Также косвенные налоги влияют на экономику страны, т.к. таможенные платежи повышают стоимость ввозных товаров, что способствует развитию отечественного производства. Также слишком высокие акцизы могут увеличить стоимость товара, что может повлиять на уход бизнеса в тень.
Таким образом, можно сделать вывод, что к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизы. Можно сказать, что данный вид налогообложения является неотъемлемым элементом любой налоговой системы, которые применяются для мобилизации доходов государственного бюджета и в целях регулирования экономики. С помощью косвенных налогов можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.