Файл: «Косвенные налоги и их место в налоговой̆ системе РФ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Исторический аспект развития косвенного налогообложения в России

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции.

История косвенного налогообложения берет свое начало с конца XX века. Первые косвенные налоги представляли собой торговые пошлины. Провоз товаров через городские заставы облагались мытом, перевоз товаров через реку облагалось перевозом, право иметь склады облагалось гостиной пошлиной, право устраивать рынки – торговой пошлиной. За убийство также взыскивали пошлину, называемую вирой, а судебная пошлина «продажа» взималась в качестве штрафа за другие преступления[5].

В ходе татаро-монгольского нашествия важную роль играли косвенные налоги, т.к. прямые налоги уходили в Орду, были внедрены новые виды акцизов и пошлин.

В 1653 г. с изданием Торгового Устава определена внешняя таможенная пошлина. Иностранцы облагались таможенной пошлиной за ввозимые товары и вывозимые, кроме этого еще облагались дополнительной проездной пошлиной. В 1667 г. для иностранных купцов пошлины составляли 12-13 %.

К народным восстаниям привело увеличение акцизов на соль, которые увеличились в 4 раза.

Значительный вклад в развитие налогообложения внесло правление Петра I (1672-1725), но все же налоговая система была сложной и включала налог на дубовые гробы и топоры.

В XVIII – XIX вв. косвенные налоги в структуре доходов занимали 42 %. Была утверждена программа финансовых преобразований, которая была разработана М.М. Сперанским, некоторые мысли которого используются и актуальны по настоящее время. В это время отменяется соляной налог и подушная подать, внедряются другие виды налогов.

Спиртные напитки в налогообложении России всегда занимали значительное место. В XIX в. налог с крепких напитков облагался как патентный сбор с фабрик и торговых помещений и акциза. Акциз уплачивался в момент выпуска спирта из подвалов заводчиком. Заводы устраивались по особым условиям, т.к. каждый акцизный напиток приготавливался отдельно друг от друга на разных заводах. Акцизы взимались с заведений для приготовления прессованных дрожжей, с заводов, изготавливающих фруктовый и виноградный спирт и др. Сбором налогов занимался департамент податей и сборов при министерстве финансов, который в последствии был разделен на два разных департамента: окладных сборов и неокладных сборов.


Контроль за своевременным и полным поступлением налогов осуществлял институт податных инспекторов при Казенной палате, которая занималась непосредственно налогообложением, количество которых составлял 500 чел.

В конце XIX в. акцизная система отменена и создана государственная монополия на продажу водки. Формально винная монополия создана для борьбы с алкоголизмом. Но главной целью было увеличение доходов в казну, т.к. монополисты диктовали цены на спиртные напитки, а высокие цены послужили стачкам виноторговцев с фабрикантами, а снижение продажи спиртных напитков уменьшало поступление в казну.

До Первой мировой войны в доходах бюджета косвенные налоги составляли 59 %.

Косвенные налоги для России, как и для СССР имели важное значение. Винная монополия закончилась в период Первой мировой войны, когда массово запретили продажу спиртных напитков.

В 1918-1921 гг. налоговая система разрушена и основное бремя возложено на имущие классы, за счет богатых казна пополнялась на 80 %.

В 1921-1930 гг. происходило восстановление и развитие налогообложения, когда снова были введены косвенные налоги, но прямые налоги имели преобладающую структуру.

С 1931 по 1941 гг. ликвидирована созданная во время нэпа налоговая система. В данный период для государственных предприятий установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли, которые действовали до 1980-х гг. В доход бюджета поступали в основном таможенные пошлины и сборы.

В связи с распадом СССР в 1991 г. была введена новая система налогообложения.

В данный период были приняты основополагающие законы РСФСР, как Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, Закон РСФСР «Об акцизах» № 1993-1, Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который принят в 1991 г. определил общие принципы построения налоговой системы, состав налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определены права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Данный закон стал первым шагом на пути создания новой, многоуровневой налоговой системы с большим количеством налогов.

Дефицит бюджета вынуждал искать новые источники пополнения, решением которого являлись косвенные налоги.

Необходимо было преодолеть дефицит бюджета, что вынудило правительство искать новые источники пополнения бюджета. Наиболее эффективным и простым способом решения являлось взимание косвенных доходов, когда налогоплательщик не чувствует напрямую взимание. Введение первой части Налогового кодекса в 1999 г. отменило нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».


С 1 января 2011 г. были введены некоторые главы части второй Налогового кодекса РФ, что отменило Закон РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 и Федеральный закон «Об акцизах». В 1998 г. был введен налог с продаж, который с применением налога на добавленную стоимость имел двойное налогообложение и отменен в 2004 г.

Первый этап становления налоговой системы знаменовался с формированием налоговой системы. Второй этап начался с введением в действие Налогового кодекса РФ, когда были упорядочены правоотношения в области косвенного налогообложения.

На сегодняшний день одной из главных проблем является рост ставок акцизов, что отчасти зависит с антиалкогольной и антитабачной кампанией, но постоянное и стремительное повышение размера налога приведет к акцизному шоку, что создаст к возрождению нелегальных источников приобретения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России косвенное налогообложение исторически берет свое начало с конца XX в., но новая система представлена с 1991 г. с последующими изменениями.

Далее рассмотрим состав и структуру косвенных налогов в консолидированном бюджете РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕСТА И РОЛИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

2.1. Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами[6].


В России главным документом, регулирующим налоги и сборы, является налоговый кодекс Российской Федерации. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[7].

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[8].

В более широком понимании налоги – обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.

В настоящее время в РФ установлены следующие принципы налогообложения[9]:

- законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ) признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности;

- принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

- обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического


пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)[10].

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие[11]:

- по способу изъятия – прямые и косвенные;

- по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

- по характеру налоговых ставок - твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц[12].

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины[13].

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет[14].

К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Основная ставка налога на прибыль - 20%, причем 2% начисляются в федеральный бюджет, а оставшиеся 18% - в бюджет субъекта РФ. Также налоговая ставка, зачисляющаяся в бюджет субъекта РФ может быть понижена для определенных категорий налогоплательщиков, но не может быть менее 13,5%[15].