Файл: Эволюция и современное состояние отечественной и зарубежной психологи и педагогики история развития, понятие, объект и предмет, отрасли, направления и школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПСИХОЛОГИЯ
-
Эволюция и современное состояние отечественной и зарубежной психологи и педагогики: история развития, понятие, объект и предмет, отрасли, направления и школы.
Психология
Первый этап (VI в. до н.э. — XVI в.) — психология представляется в виде философских рассуждений о душе человека. Демокрит, Платон, Аристотеля, Гиппократ, Эрасистрат
Второй этап (XVII в. — первая половина XIX в.) — в философии формируются методологические предпосылки научного понимания природы и сущности психики и сознания. Р. Декарт,Дж. Локк, Д. Гартлии, П. Гольбаху, К. Гельвециюи
Третий этап(вторая половина XIX в. — начало XX в.) — психология выделяется из философии в самостоятельную науку. И. М. Сеченова, В. Вундту, Э. Титченеру, Д. Уотсон
Четвертый этап (с 20-х годов XX в.) — предметом психологии становятся закономерности и механизмы функционирования психики человека, а также групповых психологических явлений. И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Г. И. Челпанов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Также внесли Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, П. П. Блонский, Б. Ф.Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов.
Психология — это наука, изучающая закономерности психики живых существ (людей и животных), психических свойств (психологии) личности и групповых психологических явлений.
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т. д.) и малых (корпоративных, производственных и т. д.) групп людей.
В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
-
изучение качественного и структурного своеобразия мира проявляющихся психических и психологических явлений; -
исследование физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики живых существ; -
анализ проявления психических процессов и психологических структур в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности; -
планомерное внедрение научных психологических знаний и представлений в повседневную практику жизни и деятельности людей, а также их межличностное взаимодействие.
Психологические направления и школы
-
Бихевиоризм
Авторы Э. Торндайк и Дж. Уотсон
Основной тезис бихевиоризма: психология должна изучать не сознание, а поведение, которое понимается как совокупность связей «стимул—реакция» (S — R).
Фрейдизм
Основатель 3. Фрейд
Сделал вывод о предопределенности всех психических актов энергией бессознательных устремлений, являющихся иррациональными и враждебными по отношению к сознанию.
Гештальтпсихология
М. Вертгеймер,В. Кёлер
Стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психическими структурами (гештальтами), которые возникают и изменяются по особым законам.
Необихевиоризм
Стало на путь изучения центральных физиологических процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл).
Неофрейдизм
Течение, связывающее бессознательную психическую динамику с действием социокультурных факторов (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной им социальной средой
Гуманистическая психология
Ее авторы К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.
Предметом психологических исследований необходимо считать здоровую творческую личность, целью ко-торой является самоосуществление, самоактуализация и рост конструктивного начала человеческого «Я».
Когнитивная психология
Ее представители У. Найссер, А. Пайвио
В связи с этим для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления
Трансперсональная психология
Объясняет психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» — формами особого духовного опыта, требующими взгляда на природу психики человека с нетрадиционных позиций.
Отрасли
Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия между людьми на основе применения специальных тестовых, опросных и других методик.
Психофизиология исследует физиологические механизмы, реализующие психические явления и процессы.
Медицинская психология. Охватывает вопросы психотерапии и психогигиены.
Психология труда. В условиях автоматизации производства на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и другие сложные психические процессы.
Инженерная психология. Вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования.
Социальная психология, исследующая деятельность человека в коллективах — трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также их различную внутреннюю структуру
Психология личности, интегрирующая результаты научных исследований перечисленных и многих других отраслей.
Педагогика
Первый этап(VI в. до н.э. — XV в.) — формирование эмпирической педагогики (предпедагогики). Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан.
Второй этап(XV—XVI вв.) — создание теоретических предпосылок педагогической науки. Тертуллиан, Августин, Ф. Аквинский, И. Лойола, П. Верджерио, Л.Бруни, С. Пикколомини, М. Веджио,Р. Ф. Рабле, М. Монтень.
Третий этап(XVII—XIX вв.) —оформление педагогики в самостоятельную науку.
А. Коменский, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, С. Полоцкий, М. В. Ломоносов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский
Четвертый этап (XX в.) — педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей. Д. Дьюи, Э. Торндайк, Б. Спок. А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанского, В. П. Бес-палько, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов
В настоящее время педагогика представляет собой науку о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и объединяющих их коллективов(учебных классов, групп и т. д.).
Объектами
педагогики выступают процессы обучения, воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей, а предметом — проявляющиеся (действующие) в них закономерности.
Теории и подходы
Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из основных начал всего существующего и распространил это представление на человека.
Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения.
Томистский подход в воззрениях Ф. Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание.
Гуманистические теории имеют в своей основе воспитательные идеалы древности.
Апперцептивные теории. Обучение базируется на ассоциации новых идей и имеющихся элементов опыта человека.
Бихевиористская теория. Подчеркивается возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса.
Педоцентристский подход базируется на идеях Сократа, который считал, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно и нужно учиться.
Когнитивные теории обучения (проблемное обучение). Формирование у обучаемых интереса к новому знанию, подачу учебного материала, формулирование гипотезы, отбор необходимых идей (понятий) для ее подтверждения и объяснения.
Экзистенциалистский подход основан на понимании процесса выбора и принятия человеком решения.
Отрасли педагогики
Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования.
Этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования исследует история педагогики.
Сравнительная педагогика занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах.
Категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности, определяет общая педагогики.
Теория воспитания
изучает специально организуемый воспитательный процесс в целом и по направлениям воспитательной работы.
Дидактика (теория обучения)исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности раз-личных видов учебных занятий.
Педагогическое науковедение рассматривается как теория построения педагогической науки и ее категориального оформления.
Перспективы развития педагогики как науки и образования как системы исследуются педагогической прогностикой.
-
Методологические, общетеоретические и естественнонаучные позиции отечественной психологии и педагогики и их взаимосвязь в системе гуманитарных наук.