Файл: Основные понятия и принципы врачебной этики и медицинской деонтологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат


на тему:
«Основные понятия и принципы врачебной этики и медицинской деонтологии»


Махачкала 2002 г.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Биоэтика или этика жизни. П. Этика жизни

III. Исторические модели моральной медицины.

1. Модель Гиппократа («не навреди»).

2. Модель Парацельса («делай добро»)

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»),

IV. Принцип информированного согласия.

V. Биоэтика и практическая медицина.

1. Психиатрия.

2. Эвтаназия.

3. Аборты, ЭКО и контрацепция.

4. Терапия фетальными тканями

VI. Список литературы


БИОЭТИКА представляет собой важную точку философского знания. Фор­мирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традицион­ной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обу­словлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицин­ских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.

Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными измене-Г"4 ниями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдви­гами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря ус­пехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для под­держания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоре­тических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской .помощи, и каковы они в поддер­жании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общест­
венностью при современном уровне развития медицинской науки.

Биоэтика или Этика жизни.

БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного ха­рактера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предло­жен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику

пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентирует­ся на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое при­менение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достиже­ния современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Этика жизни

В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику жизни. Это - «живая этика», развитая рядом представителей буддистской мысли. Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих - создатель так называемой «Живой этики». Со­гласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. Это была этика взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанная на религиоз­ных и философских ценностях буддизма.

Менее известно то, что К. Е. Циолковский также связывал свою «космиче­скую этику» с буддизмом. В ряде своих работ он развивал философию панпси­хизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмер­тия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организ­мы.

Существовало в России и третье направление в этике жизни, которое было гораздо ближе к острым коллизиям повседневной жизни и критическим ситуаци­ям, требующим морального выбора. Это направление можно назвать натурали­стическим, поскольку оно ориентируется на естественные науки, на биологию

прежде всего, хотя и указывает на ограниченность существующих в естествозна­нии теорий. Представителей этого направления объединяет стремление осмыс­лить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

Наиболее известным представителем этого направления в нач. XX в. был Н. А. Умов - выдающийся русский физик. Он развивает комплекс идей, обосновы­вающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организа­ции и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Спе­цифика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Умов утверждает, что чело­веку не присуща «нестройность» неорганизованной природы: «...Прирожденные нам стройности заключают уже в себе элементы этики. Нравственные принципы не могли бы руководить поведением существ, природа которых была бы образо­вана из нестройностей...». Он настаивает на том, что основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в ор­ганизованные, «стройные». Он выдвигает новую заповедь новой этики: «...Твори и созидай на основе научного знания...». Этические идеалы должны быть выве­дены из жизни, из первичных форм стройностей, существующих в органической жизни и развивающихся до высшей формы - этических идеалов добра и любви. Тем самым Н. А. Умов задает в этике новый ориентир - ориентир борьбы с сила­ми хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни. «... Величественная задача гения Человечества - охранение, утверждение жизни на земле...».

В это же самое время П. А. Кропоткин разрабатывает этику альтруизма, ко­торая, по его словам, представляет собой новую реалистическую науку о нравст­венности, освобожденную от религиозного догматизма, суеверий и метафизиче­ской мифологии и вместе с тем одухотворенную высшими чувствами и светлыми надеждами, внушаемыми нам современными знаниями о человеке и его истории. Наука должна дать основы этики. Принимая за научное обоснование этики тео­рию Ч. Дарвина, Кропоткин решительно критикует ее принцип борьбы за сущест­вование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи: «Взаимная по-
мощь - важнейший фактор эволюции». В своих работах Кропоткин уделяет много внимания описанию различных форм взаимопомощи в животном мире для того, чтобы показать - этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтру­изма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих уже животным. Этика обретает сциентистское обоснование. В то же время Кропоткин развивает этику анархизма: «...Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим пол­ноты и цельности ее существования, свободного развития всех ее способностей. Мы не хотим ничего ей навязывать...». За обществом отрицается право наказания отдельных его членов, тем самым свобода подменяется своеволием человека. Но если исходить из интересов общества, то это неумолимо приводит к отрицанию самоценности личности, ее свободы и нравственного выбора. При ближайшем рассмотрении этическое учение П. А. Кропоткина раскололось на два учения, не стыкующихся друг с другом.

В 1903 г. В. Вересаев писал: «...Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специ­ально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необхо­дима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой

и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются...». Вересаев видит главную задачу этики «...во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении меж­ду личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдель­ного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки...». Он подчер­кивает: «...вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицин­скою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики...».

Г^-. К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродством отдель­
ных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной политикой. В
1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную тайну пере­
житком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и

подчеркнул, что советское здравоохранение держит «...твердый курс на уничто­
жение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины...».

Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессио­нальную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем профессио­нальных этических норм и тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических размышлений в рабо­тах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И. Вернадского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева.

В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать ра­боту «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборо­нительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для мо­рали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение ан­тиэгоистических норм морали и поведения людей. Обращает на себя внимание то,

что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию на науку, пытается построить этику, вы­ходящую за границы и натуралистической, и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом, во­площенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что за­коны развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции био­сферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум поднимается не сциенти-стски и не технократически. Это, прежде всего, нравственный разум, воплощаю­щийся как в науке, так и в технике. Истина, добрр и красота соединяются в ноо­сфере.

В 1952 г. А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики». Эти­ка, развиваемая А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и синте­