Файл: 10. Формы организации труда в разных возрастных группах. Методика руководства самостоятельным трудом детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.Формы организации труда в разных возрастных группах . Методика руководства самостоятельным трудом детей.

    • . Формы организации труда дошкольников.



Формы

Последовательность в использовании различных форм организации труда детей

Поручения

Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие.

Трудовые поручения по форме организации классифицируются на индивидуальные и коллективные, по длительности выполнения на кратковременные и длительные, по степени сложности – простые (1-2 действия) и сложные (цепочка действий).

Трудовые поручения используются во всех возрастных группах.

Дежурство

Это обязательное выполнение определенных, четко установленных обязанностей в группе в интересах всей группы:

  • по столовой (со 2-й половины 2-й младшей группы);

  • по занятиям (со 2-й половины средней группы); - по уголку природы (со старшей группы); - по уголку книг (в подготовительной группе).

Руководство дежурством:

  • в младшей и средней группах руководство воспитателя направлено на предупреждение ошибок и их исправление (напоминание, объяснение, показ);

в старшей группе воспитатель привлекает самих детей к поиску ошибок;

  •  при оценке работы дежурных подчеркивается, что сделано правильно, что требует освоения.

Коллективный труд

Это наиболее сложная форма организации детского труда, имеющая общественно направленную цель, коллективный результат труда, зависимость участников труда.

Формы объединения детей в коллективном труде

(Р. С. Буре).

  1. Труд рядом. Процесс труда протекает как индивидуальный. Педагог предлагает детям навести порядок в помещении группы, распределяет обязанности, каждый ребенок имеет свой участок работы и отвечает только за себя. Педагог может давать детям как одинаковые дела (например, постирать кукольное белье), так и разные (один ребенок поливает растения, другой – раздает ложки). Т.е. в одно и то же время трудятся несколько детей, каждый из них работает отдельно и не испытывает никакой зависимости от других.

  2. Общий труд. Начинается с постановки общей цели, объема общей работы и разъяснения, почему этот труд может быть выполнен группой детей. Воспитатель распределяет обязанности между детьми, привлекает внимание детей к качеству результата. После окончания работы обсуждает с детьми итог общей работы. Этот вид труда дает возможность каждому ребенку почувствовать себя членом работающего коллектива, понять зависимость результатов труда от работы каждого.

  3. Совместный труд. Предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Дети распределяются на звенья: каждое звено имеет свое трудовое задание, внутри звена дети работают по цепочке (один – моет игрушки, второй – протирает, третий – ставит на полку), при этом ребенок всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. Повышается чувство ответственности за общее дело, между детьми устанавливаются деловые отношения. В каждом звене назначается звеньевой (на месяц). Подводится итог работы в звеньях, затем – общий.


Организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.

    • Основа успешного трудового воспитания – обучение детей трудовым умениям и навыкам, которые позволяют выполнять работу качественно, быстро.

    • Овладение умениями должно происходить осознанно. С этой целью воспитатель показывает последовательно трудовые операции, сопровождая показ пояснениями.

    • В самообслуживании к подготовительной группе у детей должны быть сформированы навыки: самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкаф, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, умение самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, умение готовить рабочее место к занятиям (материалы, пособия).

    • В хозяйственно-бытовом труде должны быть сформированы навыки дежурства по столовой (полностью сервировать стол), по занятиям.

    • В труде в природе должны быть сформированы навыки дежурства по уголку природы.

    • В ручном труде – умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевой игры, сувениры, елочные украшения.

Необходимо формировать у дошкольников умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые детали, делать несложные заготовки

30. Формы организации, средства, методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания:

Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр).

Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).

Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Формы организации художественной деятельности

:

  • занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественнообразной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);

  • самостоятельная художественная деятельность;

  • художественный труд; театрализованные игры; -праздники, развлечения; -экскурсии.

Классификация методов эстетического воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина). В основе – формирование у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

Метод убеждения

Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

Метод приучения, упражнения в практических действиях

Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения.

Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий)

Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.

Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать);выбор материалов, цветовых сочетаний, форм;придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок;создание новых композиций в танце.

Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задания (например, рисование по собственному замыслу).

Метод побуждения к сопереживанию

Предполагает стимулирование эмоциональноположительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире.




20. Формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста.
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности

На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, формирование разнообразных способностей дошкольника

  • Важное значение для УВ имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем, старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности:

  1. «Часть-целое»;

  2. «Предмет-предмет»;

  3. «Предмет-система предметов».

Важную роль в умственном развитии дошкольников играет:

  1. Ознакомление детей особенностями родного края.

  2. Ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений.

  3. Ознакомление с природой(живая, неживая).



Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интересов к учению.

Вторая группа методов – методы организации и осуществления учебно-познавательных действий.

Подгруппы второго метода:

  1. Методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующих наглядным методам.

  2. Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие в известной мере словесным методам.

  3. Методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых ЗУНов.

Третья группа – методы организации контроля и самоконтроля объективности учебно-познавательной деятельности детей, разработка которых ведется в Дошкольной педагогике.


Данные методы применяются в тесной взаимосвязи, что способствует решению задач всестороннего развития детей.

  • Авторами была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.

Задача данной деятельности – получение новых сведений о том или ином предмете

При ознакомлении с природой, важную роль для умственного воспитания дошкольников играют следующие аспекты:

  • Связь животных и растений с внешней средой

  • Способы передвижения животных

  • Закономерности, связанные с изменением животных и растений

  • Рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе