Файл: 10. Формы организации труда в разных возрастных группах. Методика руководства самостоятельным трудом детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.Формы организации труда в разных возрастных группах . Методика руководства самостоятельным трудом детей.
-
. Формы организации труда дошкольников.
Формы | Последовательность в использовании различных форм организации труда детей |
Поручения | Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения по форме организации классифицируются на индивидуальные и коллективные, по длительности выполнения на кратковременные и длительные, по степени сложности – простые (1-2 действия) и сложные (цепочка действий). Трудовые поручения используются во всех возрастных группах. |
Дежурство | Это обязательное выполнение определенных, четко установленных обязанностей в группе в интересах всей группы:
Руководство дежурством:
в старшей группе воспитатель привлекает самих детей к поиску ошибок;
|
Коллективный труд | Это наиболее сложная форма организации детского труда, имеющая общественно направленную цель, коллективный результат труда, зависимость участников труда. Формы объединения детей в коллективном труде (Р. С. Буре).
|
Организация относительно самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
-
Основа успешного трудового воспитания – обучение детей трудовым умениям и навыкам, которые позволяют выполнять работу качественно, быстро. -
Овладение умениями должно происходить осознанно. С этой целью воспитатель показывает последовательно трудовые операции, сопровождая показ пояснениями. -
В самообслуживании к подготовительной группе у детей должны быть сформированы навыки: самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкаф, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью, умение самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, умение готовить рабочее место к занятиям (материалы, пособия). -
В хозяйственно-бытовом труде должны быть сформированы навыки дежурства по столовой (полностью сервировать стол), по занятиям. -
В труде в природе должны быть сформированы навыки дежурства по уголку природы. -
В ручном труде – умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевой игры, сувениры, елочные украшения.
Необходимо формировать у дошкольников умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые детали, делать несложные заготовки
30. Формы организации, средства, методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания:
Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная литература, архитектура, театр).
Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).
Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).
Формы организации художественной деятельности
:
-
занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определенным темам, или на основе ведущего средства художественнообразной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения); -
самостоятельная художественная деятельность; -
художественный труд; театрализованные игры; -праздники, развлечения; -экскурсии.
Классификация методов эстетического воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина). В основе – формирование у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.
Метод убеждения | Особенность метода применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих художественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой. |
Метод приучения, упражнения в практических действиях | Это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения. |
Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий) | Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Варианты творческих заданий: изображение какого-либо персонажа из сказки после ее прослушивания (вылепить из глины или нарисовать);выбор материалов, цветовых сочетаний, форм;придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок;создание новых композиций в танце. Приемы: побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задания (например, рисование по собственному замыслу). |
Метод побуждения к сопереживанию | Предполагает стимулирование эмоциональноположительной отзывчивости на прекрасное и отрицательного отношения к безобразному в окружающем мире. |
20. Формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста.
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности
На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, формирование разнообразных способностей дошкольника
-
Важное значение для УВ имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем, старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту. Одна из линий этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующими основными отношениями действительности:
-
«Часть-целое»; -
«Предмет-предмет»; -
«Предмет-система предметов».
Важную роль в умственном развитии дошкольников играет:
-
Ознакомление детей особенностями родного края. -
Ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. -
Ознакомление с природой(живая, неживая).
Первая группа методов – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интересов к учению.
Вторая группа методов – методы организации и осуществления учебно-познавательных действий.
Подгруппы второго метода:
-
Методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующих наглядным методам. -
Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие в известной мере словесным методам. -
Методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых ЗУНов.
Третья группа – методы организации контроля и самоконтроля объективности учебно-познавательной деятельности детей, разработка которых ведется в Дошкольной педагогике.
Данные методы применяются в тесной взаимосвязи, что способствует решению задач всестороннего развития детей.
-
Авторами была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путем организации особого вида детской деятельности – экспериментирования.
Задача данной деятельности – получение новых сведений о том или ином предмете
При ознакомлении с природой, важную роль для умственного воспитания дошкольников играют следующие аспекты:
-
Связь животных и растений с внешней средой -
Способы передвижения животных -
Закономерности, связанные с изменением животных и растений -
Рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе