Файл: 3. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха от загрязнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха от загрязнения.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухо-охранного законодательства, осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами.

Его задачи заключаются в обеспечении строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.

Представительные и исполнительные органы власти областного, районного уровня, а также органы местного самоуправления и пределах предоставленной им компетенции осуществляют функции” государственного контроля на подведомственной им территории с использованием и охраной атмосферного воздуха всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, Закону РФ “Об охране атмосферного воздуха”, областная, районная и им равные администрации обеспечивают разработку и проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, участвуют в планировании его охраны и осуществляют контроль за его охраной.

Минприроды РФ и его органы в регионах как непосредственно, так через отделы, инспекции или секторы по охране атмосферного воздуха осуществляют в пределах их компетенции:

- государственный контроль за использованием и охраной атмосферного воздуха, соблюдением экологических нормативов в этой области;

- координируют деятельность других природоохранных органов, министерств, ведомств, предприятий и иных органов, направленную на оздоровление воздушной среды;


- осуществляют единую научно-техническую политику в сфере охраны атмосферы;

- выдают разрешения на потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;

- разрабатывают и утверждают экологические нормативы, правила и стандарты в области охраны атмосферного воздуха, участвуют в мониторинге атмосферного воздуха, т.е. в наблюдении за его состоянием и источниками его загрязнения, а также в государственном учете неблагоприятных воздействий на атмосферный воздух.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий - источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и его органы в регионах, а также на водном и воздушном транспорте осуществляют государственный санитарный надзор в состоянием и охраной атмосферного воздуха в части соблюдения санитарно-гигиенических правил. Согласно, Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” одной из задач органов санитарного надзора является осуществление санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, а также надзор за проведением мероприятий по предупреждению

, снижению интенсивности и устранению шума, электромагнитных и иных ионизирующих излучений.

Контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха в пределах предоставленной компетенции осуществляют также руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций, кооперативов и других органов как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы, лаборатории, цеха, участки и др.). Или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.

Виды стандартов по охране атмосферного воздуха:

- нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него;

- нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В апреле 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс РФ, который установил правовые основы использования воздушного пространства России, в том числе с учетом экологической безопасности.

Государственное управление в области охраны воздуха, планирование и осуществление соответствующих мероприятий выполняется Правительством РФ. В законе говорится о необходимости государственного учета вредного воздействия на атмосферный воздух, а также о порядке наблюдений и контроле состава атмосферного воздуха со стороны государственных и ведомственных органов. В законе указано, что предприятия независимо от форм собственности, а также и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Виновные должностные лица несут материальную ответственность в установленном порядке.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об охране атмосферного воздуха")

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

  1. установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

  2. установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

  3. установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

  4. существление федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;

  5. организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

  6. утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов;