Файл: Урок географии Сельское хозяйство. Растениеводство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок географии
«Сельское хозяйство. Растениеводство», 9 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.
Задачи урока:
1. Выявить факторы развития и особенности сельского хозяйства.
2.Познакомить учащихся с отраслевым составом растениеводства.
3. Познакомиться с географией растениеводства.
4.Способствовать формированию у учащихся навыков анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы.
5. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
6. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные отрасли растениеводства; -
показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
-
сельскохозяйственные угодья; -
земледелие; -
животноводство; -
зерновое хозяйство; -
технические культуры.
Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта «Сельскохозяйственные районы» атласа «География России.8-9 класс», презентация к уроку.
Методы и формы обучения:словесный (беседа), устный опрос, наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся), тест
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради, итоговый тест.
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
3. Повторение изученного материала.
На доске: АПК Устный опрос
- На прошлом уроке мы начали изучение АПК. Что означает эта аббревиатура?
- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,
участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя).
- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием).
- Из каких звеньев состоит АПК?
- Какова отраслевая структура?
Задание: Установите соответствие между отраслью АПК и звеном, к которому она относится. (Работа у доски с карточками).
Учитель: Итак, мы вспомнили отраслевую структуру комплекса.
- Какое звено АПК является ведущим и почему? (ответы детей - с/х ).
Вот поэтому знакомство с этим комплексом мы начинаем со 2 звена.
4. Этап усвоения новых знаний
Сельское хозяйство – самый распространенный и наиболее древний вид человеческой деятельности, обеспечивающий нас продуктами питания и сырьем для легкой промышленности.
- Какие отрасли входят в состав сельского хозяйства? (растениеводство и животноводство).
Сегодня мы познакомимся только с одной отраслью – с растениеводством.
Записываем в тетради тему урока «Сельское хозяйство. Растениеводство».
Попробуйте сформулировать цель и задачи урока. Для этого можете использовать слова:
выявить, изучить, повторить , обобщить
- Кто прочитает свою цель на урок?(Заслушиваем ответы детей)
Цель - Сформировать знания о растениеводстве России как основном компоненте АПК.
Задачи:
-
выявить факторы развития и особенности сельского хозяйства; -
познакомиться с отраслевым составом растениеводства; -
рассмотреть географию растениеводства.
Задачи определены – работаем.
Сельское хозяйство использует «производительные силы природы»
-
почвенное плодородие, -
солнечный свет и тепло, -
осадки, -
естественную растительность (пастбища и сенокосы)
- Зная это, какие особенности с/х можно отметить?
(большая зависимость от природных условий).
- Можем ли мы пользоваться этими ресурсами круглогодично? (Нет, влияют сезонность, зональность).
Какие факторы влияют на развитие отрасли?
-площадь угодий, качество угодий, агроклиматические условия.
- Что такое сельскохозяйственные угодья? Давайте разбираться.
С/х угодья – это все земли , используемые в с/х.
Земля – главное богатство России. Мы располагаем огромной земельной площадью – 1708 млн.га. Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве.
Вопрос:Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?
Ответ: Россия имеет «северное» географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.
Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входят
-
пашни – 60% (132 млн.га) -
пастбища – 30 % ( 65 млн.га) -
сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)
Вопрос: Какие отрасли входят в состав растениеводства?
Отрасли растениеводства (земледелие):
-
зерновые хозяйство -
зернобобовые культуры -
технические культуры -
картофелеводство -
овощеводство -
бахчеводство -
садоводство -
виноградарство -
чаеводство -
Динамическая пауза:
Проверим, какие сельскохозяйственные культуры вы знаете. Я вам буду называть культуру, а вы
- подымаете руки в верх, если это зерновые,
- приседаете , если культуры овощные,
- делаете хлопок, если это фрукты .
Учитель: Ведущей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство, которое занимает более 50% пашни. В последние годы общее производство зерна составляет 60-80 млн. тонн. Максимальный урожай был в 1990г. -127 млн. тонн, минимальный в 1998 – 50млн.т.
По производству зерновых и зернобобовых культур Россия занимает 4 место после Китая, США, Индии. А по производству ячменя , овса и ржи -1 место в мире. Больше всего в нашей стране выращивают зерна – на С.Кавказе, Поволжье и Урале.
Задание: проанализируйте диаграмму.
- Какие зерновые культуры выращиваются в России?
См. учебник на стр. 203 рис. 105
-более половины сбора- пшеница-62%, ячмень- 19, 4%, кукуруза - 4,7%
Задание: сравните структуры сбора зерна в России и Германии, в России и Вьетнаме.
- Почему структура сбора в разных странах неодинакова?
Учитель: Каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения. Это определяется продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв.
Вопрос: Где в нашей стране размещаются посевы с/х культур?
Задание. Прослушав выступления ребят, заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства
Выступления ребят с сообщениями
Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.
Главные сельскохозяйственные культуры и районы их выращивания
Отрасль земледелия | культура | Район выращивания |
1.Зерновое хозяйство | Ячмень | На севере и в горах |
| Рожь | Лесная зона |
| Пшеница | Лесостепи и степи |
| Кукуруза | Северный Кавказ |
| Рис | В устье Кубани и Волги, Прикаспийская низменность |
2.Технические культуры | Подсолнечник | Степи и сухие степи (Северный Кавказ и Поволжье) |
| Сахарная свекла | Лесостепи и степи (Центрально-Черноземный район и С.Кавказ) |
| Лен - долгунец | Лесная зона (С-З страны-Псковская, Ленинградская обл., до Кировской) |
3.Картофелеводство | Картофель | Повсеместно, но больше – в центре ЕТС |
4.Овощеводство | | |
5.Бахчеводство | | |
Вопрос: Какие природные зоны страны являются главными районами растениеводства? (степи и лесостепи)
-
Этап закрепления новых знаний.
Учитель: Для закрепления материала выполните тест.
Тест
Выберите вариант правильного ответа
-
Основой растениеводства служит:
-
зерновое хозяйство -
технические культуры -
овощеводство и садоводство
-
Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
-
рис -
пшеница -
овес
-
В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
-
Центральном -
Центрально-Черноземном -
Северо-Западном
-
Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):
-
хлопка -
конопли -
льна-долгунца
-
К западу от Волги сеют:
-
озимую пшеницу -
яровую пшеницу
-
В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
-
лес и лесостепи -
лесостепи и степи -
степи и полупустыни
Самопроверка
-
Основой растениеводства служит:
-
зерновое хозяйство -
технические культуры -
овощеводство и садоводство
-
Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
-
рис -
пшеница -
овес
-
В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:
-
Центральном -
Центрально-Черноземном -
Северо-Западном
-
Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист («северный шелк»):
-
хлопка -
конопли -
льна-долгунца
-
К западу от Волги сеют:
-
озимую пшеницу -
яровую пшеницу
-
В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
-
лес и лесостепи -
лесостепи и степи -
степи и полупустыни
Учитель: Проведем взаимопроверку. Поставим отметку.
Вывод урока:
Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер.
-
Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница. -
Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.