Файл: Урок географии Сельское хозяйство. Растениеводство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок географии

«Сельское хозяйство. Растениеводство», 9 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.

Задачи урока:

1. Выявить факторы развития и особенности сельского хозяйства.

2.Познакомить учащихся с отраслевым составом растениеводства.

3. Познакомиться с географией растениеводства.

4.Способствовать формированию у учащихся навыков анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы.

5. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

6. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные отрасли растениеводства;

  • показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных культур и объяснять географию их размещения.

Новые понятия и представления:

  1. сельскохозяйственные угодья;

  2. земледелие;

  3. животноводство;

  4. зерновое хозяйство;

  5. технические культуры.

Средства обучения: учебник (автор Алексеев А.И.), карта «Сельскохозяйственные районы» атласа «География России.8-9 класс», презентация к уроку.

Методы и формы обучения:словесный (беседа), устный опрос, наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся), тест

Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради, итоговый тест.
Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.

3. Повторение изученного материала.

На доске: АПК Устный опрос

- На прошлом уроке мы начали изучение АПК. Что означает эта аббревиатура?


- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,

участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя).

- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием).

- Из каких звеньев состоит АПК?

- Какова отраслевая структура?

Задание: Установите соответствие между отраслью АПК и звеном, к которому она относится. (Работа у доски с карточками).

Учитель: Итак, мы вспомнили отраслевую структуру комплекса.

- Какое звено АПК является ведущим и почему? (ответы детей - с/х ).

Вот поэтому знакомство с этим комплексом мы начинаем со 2 звена.
4. Этап усвоения новых знаний

Сельское хозяйство – самый распространенный и наиболее древний вид человеческой деятельности, обеспечивающий нас продуктами питания и сырьем для легкой промышленности.

- Какие отрасли входят в состав сельского хозяйства? (растениеводство и животноводство).

Сегодня мы познакомимся только с одной отраслью – с растениеводством.

Записываем в тетради тему урока «Сельское хозяйство. Растениеводство».

Попробуйте сформулировать цель и задачи урока. Для этого можете использовать слова:

выявить, изучить, повторить , обобщить

- Кто прочитает свою цель на урок?(Заслушиваем ответы детей)

Цель - Сформировать знания о растениеводстве России как основном компоненте АПК.

Задачи:

  • выявить факторы развития и особенности сельского хозяйства;

  • познакомиться с отраслевым составом растениеводства;

  • рассмотреть географию растениеводства.

Задачи определены – работаем.

Сельское хозяйство использует «производительные силы природы»

  • почвенное плодородие,

  • солнечный свет и тепло,

  • осадки,

  • естественную растительность (пастбища и сенокосы)

- Зная это, какие особенности с/х можно отметить?

(большая зависимость от природных условий).

- Можем ли мы пользоваться этими ресурсами круглогодично? (Нет, влияют сезонность, зональность).

Какие факторы влияют на развитие отрасли?

-площадь угодий, качество угодий, агроклиматические условия.




- Что такое сельскохозяйственные угодья? Давайте разбираться.

С/х угодья – это все земли , используемые в с/х.

 Земля – главное богатство России. Мы располагаем огромной земельной площадью – 1708 млн.га. Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве.

Вопрос:Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?

Ответ: Россия имеет «северное» географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.

Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входят

  • пашни – 60% (132 млн.га)

  • пастбища – 30 % ( 65 млн.га)

  • сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)

Вопрос: Какие отрасли входят в состав растениеводства?

Отрасли растениеводства (земледелие):

  • зерновые хозяйство

  • зернобобовые культуры

  • технические культуры

  • картофелеводство

  • овощеводство

  • бахчеводство

  • садоводство

  • виноградарство

  • чаеводство



Динамическая пауза:

Проверим, какие сельскохозяйственные культуры вы знаете. Я вам буду называть культуру, а вы

- подымаете руки в верх, если это зерновые,

- приседаете , если культуры овощные,

- делаете хлопок, если это фрукты .

Учитель: Ведущей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство, которое занимает более 50% пашни. В последние годы общее производство зерна составляет 60-80 млн. тонн. Максимальный урожай был в 1990г. -127 млн. тонн, минимальный в 1998 – 50млн.т.

По производству зерновых и зернобобовых культур Россия занимает 4 место после Китая, США, Индии. А по производству ячменя , овса и ржи -1 место в мире. Больше всего в нашей стране выращивают зерна – на С.Кавказе, Поволжье и Урале.

Задание: проанализируйте диаграмму.

- Какие зерновые культуры выращиваются в России?

См. учебник на стр. 203 рис. 105

-более половины сбора- пшеница-62%, ячмень- 19, 4%, кукуруза - 4,7%

Задание: сравните структуры сбора зерна в России и Германии, в России и Вьетнаме.


- Почему структура сбора в разных странах неодинакова?

Учитель:  Каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения. Это определяется продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв.

Вопрос: Где в нашей стране размещаются посевы с/х культур?

Задание. Прослушав выступления ребят, заполните таблицу и сделайте вывод о географии размещения отраслей растениеводства

Выступления ребят с сообщениями

Учитель: Проверка правильности выполнения задания в таблице.

Главные сельскохозяйственные культуры и районы их выращивания

Отрасль земледелия

культура

Район выращивания

1.Зерновое хозяйство

Ячмень

На севере и в горах




Рожь

Лесная зона




Пшеница

Лесостепи и степи




Кукуруза

Северный Кавказ




Рис

В устье Кубани и Волги, Прикаспийская низменность

2.Технические культуры

Подсолнечник

Степи и сухие степи (Северный Кавказ и Поволжье)




Сахарная свекла

Лесостепи и степи (Центрально-Черноземный район и С.Кавказ)




Лен - долгунец

Лесная зона (С-З страны-Псковская, Ленинградская обл., до Кировской)

3.Картофелеводство

Картофель

Повсеместно, но больше – в центре ЕТС

4.Овощеводство







5.Бахчеводство









Вопрос: Какие природные зоны страны являются главными районами растениеводства? (степи и лесостепи)

  1. Этап закрепления новых знаний.

Учитель: Для закрепления материала выполните тест.
Тест

Выберите вариант правильного ответа

  1. Основой растениеводства служит:

  • зерновое хозяйство

  • технические культуры

  • овощеводство и садоводство

  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:

  • рис

  • пшеница

  • овес

  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:

  • Центральном

  • Центрально-Черноземном

  • Северо-Западном

  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист (“северный шелк”):

  • хлопка

  • конопли

  • льна-долгунца

  1. К западу от Волги сеют:

  • озимую пшеницу

  • яровую пшеницу

  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?

  • лес и лесостепи

  • лесостепи и степи

  • степи и полупустыни

Самопроверка

  1. Основой растениеводства служит:

  • зерновое хозяйство

  • технические культуры

  • овощеводство и садоводство

  1. Важнейшей культурой зернового хозяйства является:

  • рис

  • пшеница

  • овес

  1. В каком экономическом районе выращивают сахарную свёклу:

  • Центральном

  • Центрально-Черноземном

  • Северо-Западном

  1. Из какой культуры в русских деревнях умели делать нарядное полотно - батист («северный шелк»):

  • хлопка

  • конопли

  • льна-долгунца

  1. К западу от Волги сеют:

  • озимую пшеницу

  • яровую пшеницу

  1. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?

  • лес и лесостепи

  • лесостепи и степи

  • степи и полупустыни

Учитель: Проведем взаимопроверку. Поставим отметку.

Вывод урока: 

Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер.

  • Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.

  • Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.