Файл: Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена на основании следующих документов:
-
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; -
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; -
образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ № 22 (2017г.); -
учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год; -
календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год; -
авторская программа О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры», (- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
О.Л.Янушкявичене, Ю.С.Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина.
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; -
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе; -
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры; -
развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-
овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; -
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; -
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; -
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; -
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; -
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры; -
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе; -
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры.
Предметные результаты:
-
готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры; -
знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе; -
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; -
формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России; -
первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности; -
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России; -
осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции.
Выпускник научится:
-
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); -
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; -
на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; -
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; -
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; -
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
-
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; -
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; -
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; -
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Учебно – тематический план курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - 4 класс
№ главы | Наименование главы | Количество часов |
Глава 1. | Православная культура России. | 2 |
Глава 2. | Священное Писание и Предание. | 2 |
Глава 3 | Человек и Бог в православии. | 2 |
Глава 4 | Господь Иисус Христос. | 5 |
Глава 5 | Христианские добродетели. | 14 |
Глава 6. | Православный храм. | 5 |
Глава 8 | История православия на Руси. | 2 |
Глава 7 | Богослужение в православии. | 2 |
Итого: | | 34 |
Краткое содержание тем учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - 4 класс
Глава 1. Православная культура России.
Россия – наша Родина. Культура. Культурные традиции. Культура и религия
Глава 2. Библия. Евангелие.
Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие. Священное Предание. Создание Богом мира. Ангельский мир.
Глава 3. Человек и Бог в православии.
Сотворение человека. Замысел Бога о человеке. Адам. Ева. Грехопадение первых людей. Обетование Спасителя.
Глава 4. Господь Иисус Христос.
Богородица. Рождество Христово. Проповедь Евангелия. Заповеди блаженства Крестная смерть Господа. Пасха - Вознесение Господне. День Святой Троицы.
Глава 5. Христианские добродетели
Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание.
Глава 6. Православный храм.
Храм – это дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма. Основные части храма и их символический смысл.
Глава 7. История православия на Руси.
Крещение Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир.
Глава 8. Богослужение в православии.
Священнослужители и их одежда священников. Литургия. Таинства. Исповедь. Таинство Причастие.
Виды и формы контроля:
Анализ продуктов учебной творческой деятельности (контрольные задания, проекты, презентации, сочинения, рисунки, разработанные маршруты духовного краеведения)
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
-
О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина.
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 класс, - М.: ООО «Русское слово», 2014
-
О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Методическое пособие,4 класс. - М.: «Русское слово», 2014 -
О.Л. Янушкявичене, Т.В. Коимарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Рабочая тетрадь, 4 класс. - М.: ООО «Русское слово», 2014
Электронные ресурсы
-
Православный календарь. -
Общероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры. -
Сайт «Вера и время». Московская городская Ассоциация учителей Православной культуры. -
Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре. -
12 уроков Православия.
Календарно-тематическое планирование
Рабочих недель – 34
Часов – 34 (1 час в неделю)
№ урока | Дата | Тема | |
по плану | Корректировка (если необходимо) | Тема урока | |
1 | | | Введение в предмет. |
2 | | | Россия — наша Родина. |
3 | | | Самая главная встреча. |
4 | | | Введение в православную традицию. |
5 | | | Есть только одна Книга. |
6 | | | Бог — Творец мира. |
7 | | | История одного предательства. |
8 | | | В ожидании Спасителя. |
9 | | | Возлюби Господа Бога твоего. |
10 | | | Возлюби ближнего твоего… |
11 | | | Девочка, Которая стала Храмом. |
12 | | | В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос. |
13 | | | Сын Человеческий. |
14 | | | Притчи Иисуса Христа. |
15 | | | Как стать счастливым. |
16 | | | Как стать счастливым. |
17 | | | Как стать счастливым. |
18 | | | Планирование творческих проектов. |
19 | | | Подвиг христианской жизни. |
20 | | | Крестный путь и Воскресение. |
21 | | | Церковь — корабль спасения. |
22 | | | От рождения до вечности. |
23 | | | Каждый день праздник. |
24 | | | Дорога к храму. |
25 | | | Икона — окно в Божий мир. |
26 | | | «Героем тот лишь назовётся...» |
27 | | | Пастырь добрый. |
28 | | | «Не в силе Бог, а в правде!» |
29 | | | Жизнь как горящая свеча. |
30 | | | Любовь сильнее смерти. |
31 | | | Богатыри. |
32 | | | Православная вера в Богородском крае. |
33 | | | Храмы Богородска. |
34 | | | Подведение итогов. Творческие работы учащихся. |