Файл: Рабочая программа учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена на основании следующих документов:

  • федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • образовательная программа начального общего образования МБОУ Купавинской СОШ № 22 (2017г.);

  • учебный план МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год;

  • календарный учебный график МБОУ Купавинской СОШ № 22 на 2019-2020 учебный год;

  • авторская программа О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. «Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры», (- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

О.Л.Янушкявичене, Ю.С.Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина.

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление православных христианских гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах в православной христианской традиции, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с изучением основ православной культуры;

  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе принятия ценностей и традиций православной культуры, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные результаты:

  • овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета по Основам православной культуры; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с содержанием курса; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность наличия различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета по Основам православной культуры;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, изучаемыми на Основах православной культуры и в курсе ОРКСЭ в целом, при изучении других учебных дисциплин в начальной школе;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета по Основам православной культуры.



Предметные результаты:

  • готовность к нравственному совершенствованию, духовному развитию на основе ценностей и традиций православной культуры;

  • знакомство с основными нормами православной христианской морали, понимание их значения для выстраивания отношений в семье, обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование представлений о православном христианстве как традиционной религии, о его роди в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли православного христианства в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовной традиции русского народа, других православных народов в России;

  • осознание ценности человеческой жизни, духовной жизни человека в православной христианской традиции.

Выпускник научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Учебно – тематический план курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - 4 класс

главы

Наименование главы

Количество часов

Глава 1.

Православная культура России.

2

Глава 2.

Священное Писание и Предание.

2

Глава 3

Человек и Бог в православии.

2

Глава 4

Господь Иисус Христос.

5

Глава 5

Христианские добродетели.

14

Глава 6.

Православный храм.

5

Глава 8

История православия на Руси.

2

Глава 7

Богослужение в православии.

2

Итого:




34

Краткое содержание тем учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - 4 класс

Глава 1. Православная культура России.

Россия – наша Родина. Культура. Культурные традиции. Культура и религия
Глава 2. Библия. Евангелие.

Библия. Ветхий Завет. Новый Завет. Евангелие. Священное Предание. Создание Богом мира. Ангельский мир.
Глава 3. Человек и Бог в православии.

Сотворение человека. Замысел Бога о человеке. Адам. Ева. Грехопадение первых людей. Обетование Спасителя.
Глава 4. Господь Иисус Христос.

Богородица. Рождество Христово. Проповедь Евангелия. Заповеди блаженства Крестная смерть Господа. Пасха - Вознесение Господне. День Святой Троицы.
Глава 5. Христианские добродетели


Совесть и раскаяние. Милосердие и сострадание.
Глава 6. Православный храм.

Храм – это дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма. Основные части храма и их символический смысл.
Глава 7. История православия на Руси.

Крещение Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Святой равноапостольный князь Владимир.
Глава 8. Богослужение в православии.

Священнослужители и их одежда священников. Литургия. Таинства. Исповедь. Таинство Причастие.
Виды и формы контроля:
Анализ продуктов учебной творческой деятельности (контрольные задания, проекты, презентации, сочинения, рисунки, разработанные маршруты духовного краеведения)
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

  • О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина.

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 класс, - М.: ООО «Русское слово», 2014

  • О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», Методическое пособие,4 класс. - М.: «Русское слово», 2014

  • О.Л. Янушкявичене, Т.В. Коимарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Рабочая тетрадь, 4 класс. - М.: ООО «Русское слово», 2014


Электронные ресурсы

  • Православный календарь.

  • Общероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры.

  • Сайт «Вера и время». Московская городская Ассоциация учителей Православной культуры.

  • Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре.

  • 12 уроков Православия.


Календарно-тематическое планирование

Рабочих недель – 34

Часов – 34 (1 час в неделю)



урока

Дата

Тема

по

плану

Корректировка

(если необходимо)

Тема урока

1







Введение в предмет.

2







Россия — наша Родина.

3







Самая главная встреча.

4







Введение в православную традицию.

5







Есть только одна Книга.

6







Бог — Творец мира.

7







История одного предательства.

8







В ожидании Спасителя.

9







Возлюби Господа Бога твоего.

10







Возлюби ближнего твоего…

11







Девочка, Которая стала Храмом.

12







В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос.

13







Сын Человеческий.

14







Притчи Иисуса Христа.

15







Как стать счастливым.

16







Как стать счастливым.

17







Как стать счастливым.

18







Планирование творческих проектов.

19







Подвиг христианской жизни.

20







Крестный путь и Воскресение.

21







Церковь — корабль спасения.

22







От рождения до вечности.

23







Каждый день праздник.

24







Дорога к храму.

25







Икона — окно в Божий мир.

26







«Героем тот лишь назовётся...»

27







Пастырь добрый.

28







«Не в силе Бог, а в правде!»

29







Жизнь как горящая свеча.

30







Любовь сильнее смерти.

31







Богатыри.

32







Православная вера в Богородском крае.

33







Храмы Богородска.

34







Подведение итогов. Творческие работы учащихся.