Файл: Идентификация пищевых продуктов Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фальсификация водки выявляется зачастую при внешнем осмотре бутылки: ее признаком может служить неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге, неплотная укупорка, нечеткая штамповка на колпачке, несоответствие наименования водки выштампованной заглавной букве на колпачке и подписи на этикетке, наличие посторонних включений.
Целесообразно рассмотреть этикетку с обратной стороны: на заводской этикетке имеется несколько ровных полосок клея, либо клей образует ровное сплошное покрытие. В непроизводственных условиях клей обычно наносят кисточкой, поэтому мазки будут неровными. [12, стр. 20 – 22]
Результат тестов и дегустаций виноградных вин и шампанского показывают, что нередко в продаже встречаются подделки под продукцию известных фирм, заявленное на этикетке не соответствует не содержимому, на большинстве бутылок зарубежного производства отсутствует маркировка на русском языке. Обычно при покупке отличить подделку от настоящего качественного напитка невозможно. Узнать, что приобрели, можно только попробовав содержимое, после открытия бутылки. Но в этом случае, не каждый сумеет разобраться в тонкостях вкуса и аромата. Специалистами установлено, что для оценки качества алкогольных напитков недостаточно совокупности классических методов исследования, а необходимо использование и других способов, не предусмотренных ГОСТами, но позволяющих выявить в алкогольных напитках, особенно в псевдоводках, такие токсичные вещества, как кетоны (ацетон), амиды и другие неидентифицированные органические примеси. [11, стр. 505]
Соки.
Россия входит в десятку стран, активно участвующих в мировой торговле соками. С каждым годом импорт фруктовых соков и их концентратов в Россию увеличивается. Основными экспортерами являются Бразилия, Аргентина Мексика, Южная Африка, Турция и др. Агрессивная конкурентная борьба за рынки сбыта, постоянный рост потребления соков создали условия для появления на мировом рынке фальсифицированной продукции. Честная конкурентная борьба на рынке соков осложняется действиями фирм, поставляющих под маркой натурального (100%-го) сока продукцию, изготовляемую путем манипуляций с составом натурального сырья и имеющую соответственно более низкую себестоимость. Реальные размеры данной проблемы не известны, но специалисты считают, что примерно пятая часть всех апельсиновых соков и треть яблочных соков фальсифицированы.

Практически во всех странах мира натуральные соки производят из концентрата: сгущенный сок, из которого удалена большая часть влаги, разбавляется смягченной водой. На эти соки за рубежом разработаны и действуют соответствующие стандарты. Наш ГОСТ, которым вынуждены руководствоваться сертификационные органы при идентификации соков, создавался в то время (1979 г.), когда о технологии приготовления сока из концентрата у нас в стране еще не знали. Поэтому под натуральным соком российский ГОСТ подразумевает либо свежеотжатый, либо консервированный сок Кроме того в него допускается добавление сахара, лимонной кислоты и даже консерванта – сорбиновой кислоты. Все это противоречит международным стандартам.
Российским специалистам известны международные стандарты и методы идентификации соков. Но несовершенная законодательная база оставляет для недобросовестных производителей и поставщиков широкие возможности сертифицировать их товар как высококачественный 100%-й сок.
Возможности для установления фальсификаций осложнены также тем, что производители концентратов фруктовых соков в некоторых странах мира через государственные и международные организации по стандартизации пытаются законодательно закрепить разрешение на купажирование с натуральными соками побочных продуктов, которые не являются 100%-ми соками, - экстракт пульпы (pulp wach), промывной экстракт сердцевины плода (core wach) и др.
Анализ качества импортных концентратов и соков на их основе, произведенных в нашей стране, показывает, что отечественные производители соков не имеют достаточной информации о параметрах идентификации, а также о соответствии закупаемых концентратов международным требованиям качества. Для предотвращения фальсификации в мире разработано много нормативных документов, которые, не являясь стандартами, создают достаточную базу для проведения контроля за качеством и фальсификацией. Новейшим сборником по качеству является A.I.J.N. (Code of Practice for Fruct and Vegetable juices), разработанный странами – участницами Европейского Союза. Этот документ представляет собой сборник физико-химических и биохимических показателей девяти натуральных соков с полным перечнем показателей (апельсиновый, грейпфрутовый, яблочный, виноградный, ананасовый, лимонный, грушевый. Абрикосовый и сок маракуйя) и восьми соков с неполным перечнем (сок черной смородины, вишневый, малиновый, клубничный, персиковый, сок манго, гуавы, банановый). Документ содержит группу показателей, характеризующих качество сока, и группу показателей, характеризующих его натуральность. [11, стр. 506 – 508]


Шоколад.
В настоящее время на российском рынке наряду с хорошо известными марками отечественного шоколада появилось большое количество импортного, но не вся зарубежная продукция отличается высоким качеством. Многие партии импортного шоколада бракуются как несоответствующие ГОСТам по медико-биологическим требованиям к санитарным нормам качества. Кроме того, согласно российским стандартам при изготовлении шоколада не допускается применение шоколадной массы с добавлением заменителя какао-масла. Во многих же странах мира допускаются дешевые заменители масла какао для производства суррогатов шоколада. Импортные производители и поставщики часто не уточняют, какой из жиров был использован при изготовлении суррогата шоколада, или вообще не сообщают об использовании других (не масла какао) жиров, то есть выдают поддельный продукт за подлинный. В связи с этим у российских органов сертификации возникает проблема определения подлинности шоколада. [7, 220 – 222]
В Минресурсэкспертизе с помощью метода газовой хроматографии проведены исследования по определению типа сырья, используемого для производства шоколадных изделий. По составу жирных кислот было установлено, что шоколады фабрики «Красный Октябрь» и импортный шоколад Choco time полностью соответствуют требованиям российских стандартов, то есть произведены из масла какао. Испанский шоколад Ganad`or и Белочка (завод «Штолькверк») содержат в своем составе кокосовое и пальмоядровое масло, то есть не соответствуют ГОСТам. А шоколады Bingo и Карлсон, изготовленные фирмой «Фиеста», содержат гидрированные растительные масла (подсолнечное, хлопковое) и не могут называться шоколадом, а относятся к сладким плиткам. [11, стр. 509 – 510]


Список литературы
1. Боровикова Л.А., Гримм А.И., Дорофеев А.Л. Исследование продовольственных товаров: учеб, пособие для товаровед. фак. торг. вузов. – М.: Экономика. 1980. – 336 с.
2. Васильев Г.А., Ибрагимов Л.А., Нагапетьянц Н.А. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135 с.
3. Гамидуллаев С.Н., Иванова Е.В., Николаева С.Л., Симонова В.Н. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие. – СПб.: Альфа, 2000. – 432 с.
4. Гамов В.К., Павлова Ж.П., Колмогоров Ю..М. Экспертиза продовольственных товаров: учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2000. 248 с.
5. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для студ. учреждений сред. спец. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 264 с.

6. Жиряева Е.В. Товароведение. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
7. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1999. – 448 с.
8. Лифиц И.М. Стандартизация , метрология и сертификация: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 399 с. – (Основы наук)
9. Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО; Изд. центр «Академия», 1999, - 272 с., 16 л. ил.: ил.
10. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 1999. – 283 с.
11. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение: Учебник. – 3-е изд. – М..: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2001. – 620 с.
12. Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2001. – 208 с.