Файл: Понятие военной службы и ее характерные черты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц или дающие им право уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

  1. Основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего законом предусмотрено 16 таких оснований для увольнения);



  1. Основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. Инициатива в увольнении по данным основаниям либо целиком принадлежит командованию, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (закон предусматривает 14 таких оснований увольнения);



  1. Основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает пять оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения: по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; по состоянию здоровья; в связи с лишением воинского звания; в связи с утратой доверия к военнослужащему; в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; другие основания.


Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи: в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с переходом на правоохранительную службу, в войска национальной гвардии Российской Федерации или переводом на государственную гражданскую службу; в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска; как не выдержавшего испытание; в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы; в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и др.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения: в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего; по состоянию здоровья; по семейным обстоятельствам; в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации; в связи с избранием его депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего.