Файл: Становление науки в отдельное направление 3 1 История возникновения науки 3.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Становление науки в отдельное направление 3
1.1 История возникновения науки 3
1.2 Проблема периодизации истории науки. 4
1.3 Этапы периодизации науки. 5
Глава 2. Постнеклассическая наука 7
2.1 Понятие постнеклассической науки 7
2.2 Синергетика 8
Глава 3. Роль науки в современном обществе 11
Список литературы: 21
Список ИНТЕРНЕТ-ресурсов 22
Введение
С 80-х годов прошлого века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже XIX-XX веков, сменяется постнеклассической наукой с выходом на понятие постнеклассической рациональности. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой или наукой Нового времени.
В рамках постнеклассической науки исследуются не только сложные и саморазвивающиеся системы, но и сверхсложные системы, которые со всех сторон открыты к самоорганизации. При этом объектом науки становятся, естественно, проблемы, связанные не только с человеком и человеческой деятельностью, но и с теми проблемами, которые возникают в рамках исследования социальной реальности в целом. На смену таким постулатам классической рациональности в рамках классической науки, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости. Таким образом, в результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации, складывается новое нелинейное мышление и, в конечном счете, новая постнеклассическая картина мира. Как следует из особенностей анализа современной науки, на первый план выходят такие характеристики, как неустойчивость, необратимость, неравновесность. Вместе с тем понятие бифуркации, флуктуации и когерентности, по сути дела, не только образуют новую картину мира, но и образуют новый язык, обращенный к проблеме этой новой концептуальной картины в рамках исследуемой проблемы.
Глава 1. Становление науки в отдельное направление
1.1 История возникновения науки
Говоря о возникновении науки надо подчеркнуть следующее: в античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" фактически совпадали: это было по существу целое, не разделенное еще на свои части. В рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась определенная совокупность логических и математических знаний. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое.
Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, "зачатков" астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Евклида - это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая также лишь одна из наук, но не наука как таковая.
Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, "кусочки" науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трем основным направлениям:
1. Отделение науки от философии.
2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.
3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном процессе послужили XVIII и первая половина XIX в., когда, с одной стороны, из философии выделились все основные отрасли современного научного знания, с другой стороны, обособление отдельных областей внутри самой философии было доведено до отрыва их друг от друга.
1.2 Проблема периодизации истории науки.
Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание, которое в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил на три части: а) "первая философия» - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно; б) математика; в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном" всякого познания.
В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) "Великое Восстановление Наук" предпринял Ф. Бэкон. В зависимости от познавательных способностей человека
, таких, как память, рассудок и воображение, он разделил науки на три большие группы: а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; б) теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова; в) поэзия, литература, искусство вообще. В составе "философии" в широком смысле слова Бэкон выделил "первую философию", которую в свою очередь подразделил на "естественную теологию", "антропологию" и "философию природы". Антропология разделяется на собственно "философию человека" (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на "гражданскую философию», т.е. политику. При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов").
Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. Французский философ исходил из того, что:
-
существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой; -
философию природы следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую в соответствии с их предметами изучения; -
естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.
В связи с тем, что классификация наук часто менялась и философы предлагали все новые и новые классификации, определить периодизацию истории науки крайне сложно, поэтому существует два основных вида периодизации:
-
Формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак" или их группа; -
Диалектический, когда критерием этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
Таким образом, развитие, история предмета, его переходы от одного этапа к другому, есть в конечном счете не что иное, как развертывание основного, фундаментального противоречия между его противоположностями. Каждый основной этап, главная, необходимая ступень - это одно из посредствующих звеньев этого развертывания, причем эволюция основного противоречия - это процесс возрастания не только количества посредствующих, промежуточных звеньев, но и их качественных различий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета.
Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует прежде всего подчеркнуть следующее. Наука - явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественносвоеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания, прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем.
1.3 Этапы периодизации науки.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа:
-
Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом -
Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. -
Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
Каждая из названных стадий имеет свою парадигму
, свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
Глава 2. Постнеклассическая наука
2.1 Понятие постнеклассической науки
В XIX веке концепция классического знания ставится под сомнение. Научное знание не рассматривается как точная копия реальности. Выясняется, что одна и та же реальность может быть описана в разных теориях, не существует одного метода познания. В начале XX века новая, неклассическая физика характеризуется уже не только новой методологией, учитывающей условия познания. Изменяется представление о самой физической реальности. Это уже не пространство (однородное и изотропное), заполненное веществом, а сеть взаимосвязанных событий.
В середине XX века формируется новое видение мира, базовыми положениями которого выступают два важных принципа: а) мир и человек не противопоставлены друг другу, б) человек вписан в мир, включен в него, он не является случайным существом в нем. В такой картине мира наблюдатель находится внутри наблюдаемого. Если классическая научность ярче всего выражена позитивистской философией науки, то неклассической и постнеклассической научности больше соответствуют феноменологическая философия и экзистенциализм, совсем иначе трактующие соотношение субъекта и объекта в познании. Познание мира становится интерпретацией, приобретает герменевтический характер. Ценности включаются во внутринаучный контекст познания и мировосприятия. Кроме того, оба эти термина (неклассическая и постнеклассическая наука) фиксируют выход науки за пределы классического естествознания. Возникшее в XVII веке как единая наука - механика - оно претерпело революционные изменения в XVIII-XIX веках при дифференциации наук и появлении различных научных дисциплин.
В постнеклассической науке меняется отношение к практике. Некоторые типы социального знания могут быть произведены одновременно с решением задачи его применения. Особенно это относится к экспертному знанию, где пересекаются особенности собственно научного знания и личного, отражающего уникальный жизненный опыт, совокупность специфических профессиональных навыков и производственного опыта, знания, никогда не существующего до экспертизы. Обнаруживается связь истины с интересами агентов практического действия. Объективность знания состоит в нахождении наиболее адекватных интересам сторон технологий прикладной деятельности. В единое целое соединяется прежде несоединимое - эпистема (объективное научное знание) и докса (личное мнение эксперта).