Файл: Машиностроение мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 10 класс

Тема: Машиностроение мира.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:

Образовательная: познакомиться с отраслями и центрами машиностроения мира, факторами их размещения; определить значение машиностроительного комплекса в экономике в целом;

Развивающая: развивать умения работать с картами и другими источниками информации, извлекать необходимую информацию.

Воспитательная: расширять представление у учащихся о роли машиностроения в развитии экономики мира..

Оборудование: карты «Машиностроения мира», «Политическая карта мира», контурные карты, атласы, учебники.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма учебной деятельности: групповая, коллективная.

Ход урока:

Организационный момент: Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите и покажите на карте медный, алюминиевый, оловянный пояса.

2. В какой отрасли цветной металлургии размещение производства не изменилось? (В медной, в этой отрасли по-прежнему главным фактором является сырьевой.)

3. Для какой отрасли металлургии характерен разрыв между районами добычи и получения металла? (Для алюминиевой.)

4. Какая страна является бесспорным лидером по всем показателям цветной металлургии? (США.)

5. Почему Китай, Бразилия, Чили, Индия, Венесуэла размещают и развивают цветную металлургию? (Это связано с несколькими причинами, во-первых, это наличие сырьевой базы в данных странах, во-вторых, наличие достаточно развитой энергетики, в-третьих, в эти страны выносятся грязные производства из развитых стран.)

Изучение нового материала.

Первый смысловой блок: Региональный аспект машиностроения.

Образовательная задача: Рассмотрим региональный аспект машиностроения.

Деятельность учителя

Деятельность учащиеся

Сегодня на уроке мы  продолжим изучение географии промышленности.  Для этого давайте представим мир, в котором мы живем. В наши дни  есть такая отрасль, которая по числу занятых, и по числу стоимости продукции занимает первое место среди отраслей мировой промышленности; наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран. О какой отрасли идет речь?

И как называется, тема сегодняшнего урока?  

Тема нашего урока «Машиностроение мира», запишем её в тетрадях.

Вспомните из курса 9 класса, что

такое машиностроение?

Машиностроение – главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Она отражает уровень научно-технического прогресса, экономический уровень страны, обороноспособность страны, определяет развитие других отраслей.

Весь мир по уровню машиностроения можно разделить на несколько регионов: Северная Америка, Европа, Азия, СНГ, Латинская Америка. Сделайте анализ карты «Машиностроение мира», опираясь на текст учебника и дайте характеристику каждого из регионов.


Машиностроение.

Машиностроения мира.

Записывают тему в тетрадь.

Машинострое́ние — отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Северная Америка — развиты все отрасли машиностроения. Доля от мирового машиностроения составляет более 30%.

Европа — развиты практически все отрасли машиностроения, осо­бенно автомобилестроение и массовое машиностроение. На долю Ев­ропы от мирового производства машиностроения приходится около 25-39%.

Восточная и Юго-Восточная Азия — лидер в регионе один — Япо­ния, по всему региону располагаются дочерние компании и филиалы японских концернов. Особенно высокий уровень производства в данном регионе бытовой электроники. Также широко представлено судострое­ние, автомобилестроение. Общая доля Азии от мирового производства машин мира составляет около 20%.

СНГ — развиты практически все отрасли машиностроения, но меж­дународной специализацией является металлоемкое машиностроение. Можно сказать, что этот регион занимает промежуточное положение по уровню развития машиностроения между развитыми и развивающимися странами.

Латинская Америка — в последние десятилетия уровень развития ма­шиностроения региона растет довольно высокими темпами, особенно в Бразилии, Аргентине, Мексике. В автомобилестроении и судостроении по объему выпускаемой продукции эти страны даже входят в первую де­сятку стран мира.


Итог первого смыслового блока: Мы рассмотрели региональный аспект машиностроения.

А далее мы изучим различные классификации машиностроения.

Второй смысловой блок: Классификации машиностроения.

Образовательная задача: Изучить различные классификации машиностроения.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Машиностроение представляет собой одну из самых сложных и дифференцированных отраслей промышленности.

Существуют различные  классификации отраслей машиностроения.

- На какие группы, на ваш взгляд, могут подразделяться отрасли машиностроения  по времени возникновения.

- Предлагаю открыть атласы на странице … и   разделить отрасли машиностроения на старые, новые и новейшие.

Какие факторы размещения имеют в последняя время тенденцию роста?

В последнее время растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроительной промышленности, а роль сырьевого уменьшается. Почему?

Работа в группах

Работая с картами атласа, определить лидеров в различных отраслях машиностроения. Ответы оформляются в виде таблицы. (приложение 1).

На старые, новые и новейшие.

Старые отрасли: железнодорожное, станкостроение, судостроение, тракторостроение.

Новые отрасли: авиастроение, энергетическое, автомобилестроение,

Новейшие: ракетостроение, электроника и электротехника, роботостроение.

Факторы размещения: сырьевой, трудовой, потребительский, научный.

В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами.

Приложение 1.

Итог второго смыслового блока: Мы изучили различные классификации машиностроения.

Доклады:

Итог урока: Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели региональный аспект машиностроения, изучили различные классификации машиностроения.

Домашнее задание: параграф 25.

Приложение 1

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения

Страны - лидеры в производстве

Факторы размещения

Особые примечания

Станкостроение

ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия

Потребительский, сырьевой

Лидерами в станкостроении являются развитые страны

Военно-промышленная электротехника

США, ФРГ, Великобритания

Научный, трудовой

Военно- промышленная электроника представлена в основном в развитых странах

Бытовая электроника

Южная Корея, Тайвань, Китай

Трудовой

Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому представлена в развивающихся странах, особенно  НИС

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика

Сырьевой, потребительский

Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших  поставках сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроении в этих странах объясняется именно потребительским фактором. Также немаловажное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах. Бывшие производители судов- США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)

Авиастроение

США, ФРГ, Россия, Франция

Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий)

Авиастроение представлено в основном только в развитых странах

Железнодорожное машиностроение

Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика

Сырьевой

Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны

Автомобилестроение

Легковые: Япония (1 место), США (2 место), ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский

Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена  в развивающихся странах(Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся