Файл: Манисова Е. Б., группа 101з роль российской периодики в пропаганде образа врага в период первой мировой войны Введение Актуальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Манисова Е.Б., группа 1.101з
«РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ПЕРИОДИКИ В ПРОПАГАНДЕ «ОБРАЗА ВРАГА» В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
Введение
Актуальность заключается в том, что одним из важнейших последствий Первой мировой войны стало значительное усиление влияния средств массовой информации на общество. Интенсификация общественной жизни создавала устойчивый спрос на периодическую печать как основной источник актуальной информации об окружающем мире. В конце XIX – начале ХХ веков произошло значительное увеличение количества газет и журналов, а также многократный рост их тиражей. Пресса все сильнее проникала в жизнь общества, становясь неотъемлемой частью повседневности представителей разных классов и сословий. Значительный пропагандистский потенциал печати, «нервной системы общественного организма», в полной мере обнаружился в дни июльского кризиса 1914 г. Интерес читающей публики к международным делам порождал беспрецедентный спрос на газеты, в первую очередь на ежедневные издания. За прошедшие сто лет произошли огромные изменения в информационном пространстве. Стремительное развитие телевидения и интернета позволяет большей части населения планеты оперативно получать информацию о происходящих событиях в разных уголках планеты. Однако этому сопутствовало и сопутствует столь же стремительная эволюция пропаганды и методов воздействия на массовое сознание населения. В многочисленных войнах второй половины ХХ – начала XXI веков противоборствующие стороны активно использовали и развивали пропагандистские методы и приемы, разработанные в годы Первой мировой войны. Однако несмотря на стремительно расширяющиеся возможности, человек продолжает оставаться объектом пропаганды, подвергается агрессивному информационному воздействию посредством СМИ. Опыт Первой мировой войны остается весьма актуальным, так как именно сто лет назад были проведены пропагандистские кампании невиданного ранее размаха, опробованы методы и приемы массового психологического воздействия, и сегодня доказывающие свою эффективность.
Цель: определение роли периодической печати в пропаганде «образа врага» в России во время Первой мировой войны.
Задачи:
- выделить ключевые особенности продвигаемых в массы образов государств-противников Российской империи накануне и в первые годы Первой мировой войны;
- определить настроения в российской прессе на начало общеевропейского конфликта и степень ее влияния на население;
- проследить развитие образов стран-противников России на страницах периодических изданий;
- охарактеризовать взгляды российских авторов на характер вооружённого конфликта.
Проблема исследования: Первая мировая война внесла огромный вклад в развитие пропаганды и понимание ее роли в периоды социальных потрясений. Значимость широких пропагандистских кампаний в полной мере была осознана только в межвоенный период. Исследования образов в российской прессе времен Первой мировой войны становятся все более популярными и не теряют своей актуальности. Однако на данном этапе отсутствуют комплексные исследования образов противников России на страницах крупнейших русских газет периода Первой мировой войны. Недостаточно исследована трансформация образов Центральных держав в «пограничный» период между миром и войной, а также развитие этих образов в военный период.
Гипотеза: при каких условиях будет выполнено определение роли периодической печати в пропаганде «образа врага» в России во время Первой мировой войны.
Объект исследования: пропаганда «образа врага» в периодической печати во время вооруженного конфликта.
Предмет исследования: российская периодическая печать как агитационное средство в период Первой мировой войны (1914-1915 гг.).
Методология: исследование базируется на принципе историзма.
Методы: анализ и синтез, исторический, историко-системный, метод периодизации.
Хронологические рамки: период Первой мировой войны, который ограничивается хронологическими рамками 1914-1915 годов. Это связано с тем, что необходимо рассмотреть продвигаемые в СМИ образы стран-противников, начиная с января 1914 года и завершая уже военными годами (декабрьскими событиями 1915 года), когда происходит спад ура-патриотических настроений.
Территориально-географические рамки: территория Российской Империи в период (1914-1915).
Анализ исторических источников и литературы.
Дореволюционные писатели занимались вопросом русской печати. Мы рассматривали таких авторов, как Розенберг В.А. Из истории русской печати: Организация общественного мнения в России и независимая беспартийная газета «Русские ведомости». В дореволюционной печати источником стали публикации газеты «Утро России» июля 1914 — сентября 1915 г. Огромное большинство этих публикаций так или иначе касались мировой войны, что выдвигало необходимость тщательного и всестороннего анализа газетного материала. Наряду со статьями публицистов и зарубежных корреспондентов мы привлекали публикации других жанров:
-
хронику — информационные сообщения, составленные на основе телеграмм; -
обзоры печати; -
военные обзоры; -
очерки — военные репортажи;
В работе использованы и материалы других органов печати, в первую очередь крупных ежедневных газет, таких как «Биржевые ведомости», «Русские ведомости», «Русское слово», «Речь», «Новое время». Кроме того, публицистические произведения могли издаваться отдельными брошюрами, в составе сборников.
Весьма ценным источником является журнал «Бюллетени литературы и жизни» — дайджест российской прессы, выходивший два раза в месяц. Журнал, стремившийся, по признанию его издателей, «быть зеркалом духовной жизни современности», содержит информацию о наиболее заметных дискуссиях в печати, рецензии на книжные новинки. Положение русской прессы в целом в это время освещал «двухнедельный профессиональный журнал» «Журналист», орган общества деятелей периодической печати и литературы; его контора и редакция находились в Москве.
Выше указывалось, что фонд редакции «Утра России» в архивах не сохранился. Дабы хоть в малой степени восполнить этот пробел, мы обратились к фондам других газет: «Речи», «Русские ведомости» и «Русское слово», хранящимся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). В этих фондах нами выявлены материалы, позволяющие лучше понять общие условия, в которых работали журналисты того времени, взаимоотношения редакций с военной цензурой.
Для характеристики социально-психологической атмосферы военного времени важны источники личного происхождения. Дневники и воспоминания, авторы которых писали о событиях 1914 — 1915 гг., весьма многочисленны. Отметим три источника, которые наиболее широко использовались нами. Это воспоминания В.И. Гурко1, члена Государственного совета по выборам от тверского земства, одного из авторов программы «Прогрессивного
гу
блока», дневник искусствоведа барона H.H. Врангеля, во время войны активно участвовавшего в деятельности Общества Красного Креста, дневник
писателя М.М. Пришвина, ставшего военным корреспондентом газет «Речь» и «Русские ведомости». Все три источника содержат богатый материал по истории общественных настроений, доселе остававшийся практически неизученным. Мы обратили особое внимание и на то, как авторы оценивали роль периодической печати в первый год войны, передавали свои читательские впечатления.
Мы обращались также к известному труду М.К. Лемке2. Жанровую специфику материала, изложенного в этой книге, определить непросто; В её основе - дневниковые записи автора, в сентябре 1915 - июле 1916 г. служившего в Ставке Верховного главнокомандующего, в составе Бюро печати. Вместе с тем, Лемке приводил многочисленные официальные документы, которые он «тщательно копировал», «всегда с большим риском лично для себя».
В советской историографии мы использовали труды Аветян A.C. , в них рассматриваются русско-германские дипломатические отношения накануне первой мировой войны 1910-1914. Работа содержит анализ истории русско-германских дипломатических отношений накануне первой мировой войны. Рассматриваются русско-германские отношения в связи с важнейшими событиями на Балканах, Ближнем Востоке и в Северной Африке. Большое внимание уделено истории Потсдамского соглашения 1911 г. как одной из важных вех в развитии русско-германских отношений 1910—1911 гг. Так же, мы использовали пособие Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Пособие посвящено истории журналистики Первой мировой войны — одного из самых трагических периодов в истории страны (1914–1918 гг.), который завершился крушением самодержавной России. Раскрыты сложные условия военного цензурного режима; представлен проблемно-тематический комплекс журналистики тех лет; рассказывается о первых шагах становления системы средств массовой информации: кинематографа, радиотелеграфа, фотожурналистики; основное внимание уделено периодике, ее ведущим изданиям и корреспондентам. Автор Бестужев И.В. описывал борьбу в России по вопросам внешней политики. Автор Есин, Б.И. в своих трудах о русской газете и газетном дело в России раскрыл задачи и теоретико-методологические принципы изучения. Этим же вопросом занималась Членова H.A, она описывала архив газеты «Русское слово».
В постсоветское время авторы уделяли большое время вопросу образа врага, так Абдрашитов Э.Е занимался вопросом формирование образа врага в годы Первой мировой войны. Юдин Н.В. рассматривал создание образа врага в пропаганде стран Антанты в начале Первой мировой войны. Рябов О.В. описывал представление образа врага в тендерном дискурсе отечественной историософской публицистики периода Первой мировой войны. Ватлин А.Ю., Девятков A.B., Кондратьев C.B., Макарычев A.C., Чувильская Е.А. занимались проблематикой образов в международных отношениях: методологические подходы и перспективы. Дмитриев М.В., Пушкарева H.JI. обратили своё внимание на представления друг о друге, русские и немцы. Так же не осталась без внимания журналистика. Махонина С.Я. описывала историю русской журналистики начала XX века. Кострикова Е.Г.ввела понятия «газетная война» для Первой Мировой войны. Филиппова Т.А. в книге «Враги России» описывала образы и риторики вражды в русской журнальной сатире Первой мировой войны. Так же автор описывал кавказский фронт в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны. По материалам журнала «Новый Сатирикон».
Практическая значимость: могут быть использованы в подготовке обобщающих трудов по истории Первой мировой войны, российской дореволюционной печати.
Научная значимость: изучение пропаганды «образа врага» в Российской империи через призму анализа ее исторического опыта восприятия «врага» и пропаганды его образа.
Структура работы: три главы по два параграфа в первой и третьей главе, во второй главе три параграфа. Глава 1. Российская печать о противниках России накануне и в начале Первой мировой войны (январь-сентябрь 1914 г.) – состоит из двух параграфов. В главе рассматривается эволюция взглядов русской периодической печати на Германию и Австро-Венгрию в условиях перехода от мира к войне, а также дискуссии в прессе относительно истоков, непосредственных причин и характера «великой европейской войны».
-
Образы потенциальных военных противников России в печатных изданиях накануне Мировой войны.
Анализируется отношение русских газет к Германии и Австро-Венгрии в последние полгода перед началом общеевропейского конфликта. Обострение отношений России с Центральными державами связывалось с новыми согласованными «агрессивными» шагами Берлина и Вены в их внешней политике. Экономическая экспансия немцев по всему миру вызывала общие опасения русской печати, однако последствия германского «культуртрегерства» воспринимались газетами по-разному. «Новое время» считало немецкую экспансию основой для дальнейшего нарастания «немецкого засилья» экономике, а затем и в политике России.
1.2. От «противника» к «врагу»: реакция российской прессы на начало общеевропейского конфликта. Рассматриваются дискуссии в русской печати по поводу причин и виновников начавшейся в августе 1914 г. войны. Находясь «под впечатлением» от стремительного и «неожиданного» развития событий в Европе, русские газеты первоначально не видели других причин для начала конфликта кроме «взбалмошности» и «неадекватности» германского и австрийского императоров, а также окружавшей их «воинствующей клики». К середине августа 1914 г. печать стала в целом более взвешенно оценивать причины и истоки войны, которая теперь признавалась логичным и практически неизбежным результатом развития международных отношений после создания «агрессивной по своей сути» Германской империи в 1871 г. На этом фоне народы Центральных держав рассматривались печатью едва ли не как «жертвы», насильно втянутые их правителями в бессмысленную войну. Следует отметить, что первоначально такой точки зрения придерживались как либеральные, так и националистические русские издания.