Файл: Манисова Е. Б., группа 101з роль российской периодики в пропаганде образа врага в период первой мировой войны Введение Актуальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Армия и тыл государств-противников в освещении российской печати в сентябре 1914-июле 1915 гг.– состоит из трех параграфов. В ней анализируются образы Германии, Австро-Венгрии и Турции, сформировавшиеся в русской печати в течение первого года войны.
2.1. Публикационная активность прессы в начальный период Первой мировой войны: политика и практика. Посвящен анализу деятельности русской печати на фоне стремительно менявшейся международной обстановки. Пограничный период между миром и войной (июль – начало августа 1914 г.) значительно усилил роль прессы в жизни широких слоев населения, которое проявило огромный интерес к происходившим в мире событиям. Следуя запросам миллионов людей на информацию, крупнейшие русские газеты ежедневно публиковали сотни материалов о международном положении; внешнеполитические новости в этот период оттеснили на второй план большинство вопросов экономической и внутриполитической жизни. В то же время взаимная информационная блокада союзников ухудшила работу иностранной корреспонденции и резко оборвала устоявшиеся контакты русской печати со многими европейскими государствами. Газетным редакциям приходилось фактически заново налаживать каналы получения информации из Европы, зачастую – «окольными путями», через нейтральные и союзные государства.
2.2. Образы вражеских армий на страницах периодических изданий. Анализируются методы и приемы репрезентации вражеских войск в русской печати в течение первого года войны. «Образ врага» в прессе формировался на основе заграничных телеграмм, корреспонденций с фронта, а также сообщений от ГУГШ. Корреспонденты и обозреватели (среди которых было немало известных писателей и журналистов) использовали свой талант и вносили свою лепту в создание на страницах изданий «нужного» властям образа неприятельских государств. В сообщениях от Генштаба немцы, австрийцы и турки представали слабым, морально неустойчивым противником, с плохим обмундированием и недостаточным количеством оружия и боеприпасов. Падение дисциплины и массовое дезертирство, вместе с истощением мобилизационных резервов, должны были «в скором времени» привести к окончательному разложению вражеских армий.
2.3. Печатные материалы о состоянии вражеского тыла в первый год войны. Повествует о том, как русская пресса характеризовала социально-экономическое и политическое развитие неприятельских государств в условиях общеевропейского конфликта. Состояние вражеского тыла привлекало не меньшее внимание прессы, чем боевой дух вражеских армий. Из «неофициальных» известий от ГУГШ и материалов заграничных корреспондентов читатели могли узнать о стремительной деградации германской и австрийской экономики, которые находились в практически полной изоляции от мирового хозяйства. В первые месяцы войны в печати господствовало убеждение, что экономическая блокада в ближайшей перспективе должна была привести к социальнополитическим кризисам, и в конечном итоге – к военному поражению Германии, Австро-Венгрии и Турции.
Глава 3. Характеристики противников в материалах «Утра России»
в начальный период мировой войны. Рассмотрели взгляды русских публицистов на характер разразившегося вооружённого конфликта и проанализировал историософские и социально-политические аспекты «образа Германии», в которой многие современники видели источник, первопричину мировой войны.
3.1. Взгляды русских публицистов на характер разразившегося вооружённого конфликта. На примере публикаций «Утра России» выявлены основные мотивы, использовавшиеся при характеристике Германии и немцев в русской печати. В 1914 г. «Утро России», до войны занимавшее антигерманскую позицию и предвосхищавшее вооружённое столкновение с Германией, последовательно приняло войну. Её начало было представлено как событие объективно неизбежное, как «очистительная гроза», вскрытие давно назревшего нарыва. Известно, что постановка политической риторики на военные рельсы оборачивалась достаточно резким идеологическим поворотом для многих органов печати, как консервативных, так и либеральных. «Утро России» - яркий пример издания, не нуждавшегося в таком повороте, идеологически подготовленного к войне, к развёртыванию военной пропаганды. Однако, при развитии антинемецкой темы, это не гарантировало газету от многочисленных логических противоречий. Они проявились и при рассмотрении возникновения войны, и при оценке роли императора Вильгельма II, который оказывался доминантным символом германского милитаризма. Изначально печати был необходим коварный враг, всё же обманувшийся в своих расчётах; затем образ был «снижен», Вильгельма II представляли полупомешанным.
Заключение. Подведение итогов в результате достижения поставленных
цели и задач научно-исследовательской работы.
Список использованных источников и литературы.
Приложения.
1Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого: Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000.
2Лемке М.К. 250 дней в царской Ставке (25 сентября 1915 - 2 июля 1916). Пб., 1920.