ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данный урок проводится с обучающимися 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС по программе АООП на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4), СИПР.
У обучающихся системное недоразвитие речи при умственной отсталости. Взаимодействие обучающегося с педагогом происходит с использованием невербальных средств общения. Разноуровневые задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Одобрение и похвала на каждом этапе урока являются положительными составляющими в формировании учебной мотивации.
Урок способствует формированию у обучающихся умений распознавать и различать природные объекты животного и растительного мира, исследовать изучаемые объекты с использованием различных анализаторов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы (средства обучения):
-
Рисунок с изображением зимы (формат А4). (Приложение 1) -
Аудиозапись звука, звук вьюги. -
Картинки с изображением зимы (снег, снежинки, дети в шубах, голые деревья). (Приложение 2) -
Задание на изображении «найди одинаковые снежинки» (Приложение 3) -
Графомоторная картинка «помоги снежинке» (Приложение 4) -
Задания на тему «Зима. Признаки зимы» -
Карточки макатон со словом «снег» «вьюга» «снеговик» -
Клей-карандаш. -
Цветные карандаши -
Колокольчик.
Цели урока: познакомить обучающихся с признаками зимы
Введение базовых учебных задач:
Регулятивные: различать способ и результат действия; принимать и сохранять практические задачи.
Познавательные: формировать представления о временах года, умения узнавать характерные признаки зимы; описывать на основе иллюстраций изучаемые объекты и явления неживой и живой природы, формировать представления о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-образовательные | Уточнить и закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) Закрепить понятия «большой - маленький» Уточнить знания об основных цветах Закрепить знания о временах года, о признаках зимы. |
Коррекционно-развивающие | Развитие общей и мелкой моторики Совершенствование графо-моторных навыков Формирование мышления Обогащение словарного запаса Формирование целенаправленной воздушной струи Совершенствование зрительного внимания Совершенствование произвольной памяти |
Коррекционно-воспитательные | Воспитание интереса к занятиям Воспитание самостоятельности, инициативности |
Формы и методы обучения: групповой и индивидуальный метод обучения
По способу передачи знаний: частично-поисковый.
Планируемые результаты | |
Предметные:
| Личностные:
|
План урока.
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
-
Просмотр презентации -
Работа с раздаточным материалом -
Сообщение темы урока. -
Дыхательная гимнастика -
Работа над новым материалом. -
Пальчиковая гимнастика -
Рассказ учителя. Образец рассказа о зиме. -
Беседа по новой теме. -
Физкультминутка -
Самостоятельная работа с рабочей тетрадью.
III. Итог урока. Обобщение учителя по теме.
-
Оценка работы класса.
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент 5 минут | Здравствуйте! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так! Громко прозвенел звонок, начинается урок! Сейчас у нас урок – окружающий мир ( показываю жест) | Дети повторяют за учителем движение о начале урока. |
Основная часть 25 минут Физкультминутка | Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года? Посмотри на картинки и выбери те, которые относятся к зиме. Показ презентации А теперь посмотри, все ли правильно? Все признаки мы нашли? (задания на копированных распечатках из рабочей тетради) «Снежинки летят» Посмотри, что тут нарисовано? Правильно, снежинки! Давай возьмем наши карандаши и нарисуем дорожку для каждой снежинки, как красиво они летят? (Задание по типу «дорожек» Венгера, графомоторные дорожки). Дыхательная гимнастика А что мы надеваем на руки зимой, чтобы не замерзнуть? Смотри на нашу рукавицу, какого она цвета? А на ней – снежинка. Давай сдуем ее! «Найди одинаковые» Ой, посмотри, как много у меня есть красивых варежек. Посмотри внимательно и найди одинаковые снежнки. «Раскрась снежинку» Посмотри, какие красивые снежинки! (Раскрашиваем снежинку синим или голубым карандашом). Какого они цвета? Какая это снежинка? Правильно, большая. Отлично. Массаж пальцев рук А когда долго играешь со снежинками, со снегом, что происходит с нами, с нашими руками? Правильно, мы мерзнем, нам становится холодно. Как мы можем согреть ручки? Давайте потрем наши ладошки. Покажи, где большой мячик, где маленький? Возьми красный мяч в руки. Помассажируем наши пальчики, чтобы точно не замерзнуть. | - Зима. Ученик просматривает все предложенные ему картинки (снеговик, санки, новогодняя елка и.д.к этим картинкам прилагает еще несколько, к зиме не относящихся (осенняя тематика). Смотрим на предложенную картину, узнаем о признаках зимы Ученик берет письменные принадлежности и начинает проводить непрерывную линию. Ученик выполняет упражнение. Ученик внимательно смотрит на картинку и ищет варежки с одинаковым рисунком. -Белые, голубые Ребенок ищет снежинку и раскрашивает ее. - Нам становится холодно. Ученик делает самомассаж. |
Заключение 5 минут | Какой молодец, ты справился со всеми заданиями! Какое задание тебе больше всего понравилось? Это тебе надо сделать дома, нужно раскрасить елочку и игрушки на ней: квадраты раскрась красным цветом, круги – желтым, треугольники – синим. Ты отлично занимался, я тебе приготовила сюрприз. Закрой глаза и немного подожди. Я предлагаю нарисовать зиму, но очень необычно - песком (включаю музыку, выключаю свет) Спасибо за занятие. | |
Источники информации
-
Рябова, Е. В. Окружающий природный мир. Рабочая тетрадь с комплектом раздаточного материала. Часть 2 : учебное пособие для индивидуальной работы с детьми с ТМНР, обучающихся по АООП (9.2 (СИПР), 6.4, 8.4) / Е. В. Рябова. - Москва : ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021. - 67 с. - ISBN 978-5-00136-186-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1881229 (дата обращения: 13.11.2022). -
Ресурсы занятия: Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В.,Федотова Л. В., Ященко А.В. Практический материал к занятиям «Утренний круг» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (методическое пособие )
Ведущие аспекты анализа урока
Учащиеся организационно были готовы к уроку.
Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами.
Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при закреплении материала использовались яркие примеры, жестовая и карточная подсказка.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) | Дидактическая задача урока сформулирована в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме. |
Содержание урока | Содержание учебного материала соответствует триединой цели урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. |
Методы обучения | Выбор оправдан, соответствует целям урока. Используются приемы формирования ИКТ-компетентности, разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие включение школьников как субъектов деятельности на всех этапах урока. Знания формировались с учетом психовозрастных особенностей учащихся: восприятие (через органы чувств, душу, эмоции, непосредственное восприятие), обдумывание (через мышление, понимание), действие (через руки) |
Формы обучения | В ходе урока использовались групповая и индивидуальная формы работы. |
Результативность урока | Цели урока достигнуты. Учитель добился осмысления учебного материала всеми обучающимися. |
Практическая направленность урока | На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения ученикам. |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | Дети выполняют задания с помощью педагога и тьютора. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Для каждого ученика учителем была создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Формирование ИКТ-компетентности | На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию ИКТ компетентности обучающихся. |
Структура урока | Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности). Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). |
Педагогический стиль | Стиль, тон отношений, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. |
Гигиенические требования | На уроке чередуются различные виды деятельности. Физминутка проведена в игровой форме. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям |
По своей структуре урок построен таким образом, чтобы вызвать и поддерживать познавательный интерес. Урок начала с психологического настроя, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.
Появление сказочного персонажа Зимы с её презентацией «Признаки зимы» способствовало лучшему запоминанию материала на заданную тему. Выполняя различные задания, учащиеся запоминали, знакомились с зимними явлениями природы, приметами зимы. Игровые задания помогли учащимся лучше усвоить материал: играя в игру «Найди зиму» дети узнавали и различали времена года, помогло определить предметы зимней одежды, исключить лишнее. Игровое упражнение «Найди такую же снежинку» помогло детям увидеть многообразие красоты зимней природы.
В заключении дети закрепили материал, выполнив задание на нахождении признаков зимы. Заключительная часть включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над выполнением задания, контроль над пониманием материала.
Я считаю, что мне удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физминутки позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей. Использование мультимедийной презентации стимулировало учащихся к активной деятельности на разных этапах урока.
Методы и приёмы подобраны в соответствии с образовательными, коррекционно-развивающими, воспитательными задачами: наглядный, словесный, игровой, метод контроля и самооценки и были направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в решении поставленных целей.
Задания, предъявленные детям, были посильны. В ходе урока я чувствовала, что учащиеся ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что урок получился интересным, логичным, последовательным. Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.
Учитель: Горобец Анастасия Юрьевна
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 5