Файл: Урок открытия новых знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный урок проводится с обучающимися 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС по программе АООП на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4), СИПР.

У обучающихся системное недоразвитие речи при умственной отсталости. Взаимодействие обучающегося с педагогом происходит с использованием невербальных средств общения. Разноуровневые задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Одобрение и похвала на каждом этапе урока являются положительными составляющими в формировании учебной мотивации.

Урок способствует формированию у обучающихся умений распознавать и различать природные объекты животного и растительного мира, исследовать изучаемые объекты с использованием различных анализаторов.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы (средства обучения):

  • Рисунок с изображением зимы (формат А4). (Приложение 1)

  • Аудиозапись звука, звук вьюги.

  • Картинки с изображением зимы (снег, снежинки, дети в шубах, голые деревья). (Приложение 2)

  • Задание на изображении «найди одинаковые снежинки» (Приложение 3)

  • Графомоторная картинка «помоги снежинке» (Приложение 4)

  • Задания на тему «Зима. Признаки зимы»

  • Карточки макатон со словом «снег» «вьюга» «снеговик»

  • Клей-карандаш.

  • Цветные карандаши

  • Колокольчик.

Цели урока: познакомить обучающихся с признаками зимы

Введение базовых учебных задач:

Регулятивные: различать способ и результат действия; принимать и сохранять практические задачи.

Познавательные: формировать представления о временах года, умения узнавать характерные признаки зимы; описывать на основе иллюстраций изучаемые объекты и явления неживой и живой природы, формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Коррекционно-образовательные

Уточнить и закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)

Закрепить понятия «большой - маленький»

Уточнить знания об основных цветах

Закрепить знания о временах года, о признаках зимы.

Коррекционно-развивающие

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование графо-моторных навыков

Формирование мышления

Обогащение словарного запаса

Формирование целенаправленной воздушной струи

Совершенствование зрительного внимания

Совершенствование произвольной памяти

Коррекционно-воспитательные

Воспитание интереса к занятиям

Воспитание самостоятельности, инициативности


Формы и методы обучения: групповой и индивидуальный метод обучения

По способу передачи знаний: частично-поисковый.

Планируемые результаты

Предметные:

  •  Закрепление знаний по теме «Зима» и ее признаках.

Личностные:

  • Формирование положительного отношения к процессу познания;

  • Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

  • Формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

  • Формирование самостоятельности в выполнении простых учебных знаний.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  • Просмотр презентации

  • Работа с раздаточным материалом

  • Сообщение темы урока.

  • Дыхательная гимнастика

  • Работа над новым материалом.

  • Пальчиковая гимнастика

  • Рассказ учителя. Образец рассказа о зиме.

  • Беседа по новой теме.

  • Физкультминутка

  • Самостоятельная работа с рабочей тетрадью.

III. Итог урока. Обобщение учителя по теме.

  • Оценка работы класса.



Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент

5 минут

Здравствуйте!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так!

Громко прозвенел звонок, начинается урок!

Сейчас у нас урок – окружающий мир ( показываю жест)

Дети повторяют за учителем движение о начале урока.

Основная часть

25 минут

Физкультминутка

Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Посмотри на картинки и выбери те, которые относятся к зиме.

Показ презентации

А теперь посмотри, все ли правильно? Все признаки мы нашли?

(задания на копированных распечатках из рабочей тетради)

«Снежинки летят»

Посмотри, что тут нарисовано?

Правильно, снежинки! Давай возьмем наши карандаши и нарисуем дорожку для каждой снежинки, как красиво они летят?

(Задание по типу «дорожек» Венгера, графомоторные дорожки).

Дыхательная гимнастика

А что мы надеваем на руки зимой, чтобы не замерзнуть?

Смотри на нашу рукавицу, какого она цвета? А на ней – снежинка. Давай сдуем ее!

«Найди одинаковые»

Ой, посмотри, как много у меня есть красивых варежек. Посмотри внимательно и найди одинаковые снежнки.



«Раскрась снежинку»

Посмотри, какие красивые снежинки! (Раскрашиваем снежинку синим или голубым карандашом).

Какого они цвета? Какая это снежинка? Правильно, большая.

Отлично.

Массаж пальцев рук

А когда долго играешь со снежинками, со снегом, что происходит с нами, с нашими руками? Правильно, мы мерзнем, нам становится холодно. Как мы можем согреть ручки? Давайте потрем наши ладошки. Покажи, где большой мячик, где маленький? Возьми красный мяч в руки. Помассажируем наши пальчики, чтобы точно не замерзнуть.

- Зима.

Ученик просматривает все предложенные ему картинки (снеговик, санки, новогодняя елка и.д.к этим картинкам прилагает еще несколько, к зиме не относящихся (осенняя тематика).

Смотрим на предложенную картину, узнаем о признаках зимы

Ученик берет письменные принадлежности и начинает проводить непрерывную линию.

Ученик выполняет упражнение.

Ученик внимательно смотрит на картинку и ищет варежки с одинаковым рисунком.

-Белые, голубые

Ребенок ищет снежинку и раскрашивает ее.

- Нам становится холодно.

Ученик делает самомассаж.

Заключение

5 минут

Какой молодец, ты справился со всеми заданиями! Какое задание тебе больше всего понравилось?

Это тебе надо сделать дома, нужно раскрасить елочку и игрушки на ней: квадраты раскрась красным цветом, круги – желтым, треугольники – синим.

Ты отлично занимался, я тебе приготовила сюрприз. Закрой глаза и немного подожди. Я предлагаю нарисовать зиму, но очень необычно - песком (включаю музыку, выключаю свет)

Спасибо за занятие.








Источники информации

  1. Рябова, Е. В. Окружающий природный мир. Рабочая тетрадь с комплектом раздаточного материала. Часть 2 : учебное пособие для индивидуальной работы с детьми с ТМНР, обучающихся по АООП (9.2 (СИПР), 6.4, 8.4) / Е. В. Рябова. - Москва : ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021. - 67 с. - ISBN 978-5-00136-186-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1881229 (дата обращения: 13.11.2022).

  2. Ресурсы занятия: Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В.,Федотова Л. В., Ященко А.В. Практический материал к занятиям «Утренний круг» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (методическое пособие )


Ведущие аспекты анализа урока

Учащиеся организационно были готовы к уроку.

Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности   учителя   и   деятельности   учащихся   в   соответствии   с поставленными задачами.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при закреплении материала  использовались  яркие  примеры, жестовая и карточная подсказка.


Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Дидактическая  задача урока сформулирована в соответствии с содержанием материала и местом урока по данной теме.

Содержание урока

Содержание учебного материала соответствует триединой цели урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Методы обучения

Выбор оправдан, соответствует целям урока. Используются приемы формирования ИКТ-компетентности,  разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и  предполагающие включение школьников как субъектов деятельности на всех этапах урока.

Знания формировались с учетом психовозрастных особенностей учащихся: восприятие (через органы чувств, душу, эмоции, непосредственное восприятие), обдумывание (через мышление, понимание), действие (через руки)

Формы обучения

В ходе урока использовались групповая и индивидуальная формы работы.  

Результативность урока

Цели урока  достигнуты. Учитель добился  осмысления учебного материала всеми обучающимися.

Практическая направленность урока

На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения ученикам.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Дети  выполняют задания с помощью педагога и тьютора.  В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Для  каждого ученика учителем была создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке применялись ИКТ, велась работа по формированию  ИКТ компетентности обучающихся.

Структура урока

Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности). Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

Педагогический стиль

Стиль, тон отношений, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Гигиенические требования

На уроке чередуются различные виды деятельности. Физминутка проведена в игровой форме. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям



По своей структуре урок построен таким образом, чтобы вызвать и поддерживать познавательный интерес. Урок начала с психологического настроя, благодаря которому была создана атмосфера доброжелательности.

Появление сказочного персонажа Зимы с её презентацией «Признаки зимы» способствовало лучшему запоминанию материала на заданную тему. Выполняя различные задания, учащиеся запоминали, знакомились с зимними явлениями природы, приметами зимы. Игровые задания помогли учащимся лучше усвоить материал: играя в игру «Найди зиму» дети узнавали и различали времена года, помогло определить предметы зимней одежды, исключить лишнее. Игровое упражнение «Найди такую же снежинку» помогло детям увидеть многообразие красоты зимней природы.

В заключении дети закрепили материал, выполнив задание на нахождении признаков зимы. Заключительная часть включала в себя рефлексию и подведение итогов. Ребята остались довольны. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над выполнением задания, контроль над пониманием материала.

Я считаю, что мне удалось создать положительный эмоциональный настрой детей на работу, атмосферу доброжелательности. Создание нужного эмоционального настроя, мотивация, смена видов деятельности, использование физминутки позволили не допустить физической и эмоциональной перегрузки детей. Использование мультимедийной презентации стимулировало учащихся к активной деятельности на разных этапах урока.

Методы и приёмы подобраны в соответствии с образовательными, коррекционно-развивающими, воспитательными задачами: наглядный, словесный, игровой, метод контроля и самооценки и были направлены на личностное развитие детей и явились эффективными в решении поставленных целей.

Задания, предъявленные детям, были посильны. В ходе урока я чувствовала, что учащиеся ориентированы на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают с интересом. Считаю, что урок получился интересным, логичным, последовательным. Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Учитель: Горобец Анастасия Юрьевна

Приложение 1



Приложение 2




Приложение 3



Приложение 5