Файл: Формы и методы работы с учащимися, демонстрирующие стабильно низкие образовательные результаты Джозеф Киплинг писал Образование величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершено бесполезно.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы и методы работы с учащимися, демонстрирующие стабильно низкие образовательные результаты
Джозеф Киплинг писал «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершено бесполезно»
Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И наша задача – и совместно, и каждому- искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
Одной из главных проблем в школе, которую приходится решать педагогам - это работа со слабомотивированными и неуспевающими учащимися. Слабомотивированные учащиеся - это учащиеся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти и внимания, у которых отсутствует желание учиться, которые испытывают трудности в обучении в связи с этим. Не секрет, что такие учащиеся в школе имеются.
Как выявить отставание учащихся? Какие причины лежат в основе неуспеваемости?
Признаки отставания – начало не успешности учащихся:
-
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и выслушивая объяснения учителя. -
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток нейти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. -
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. -
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. -
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. -
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем чтобы предупредить развивающую неуспеваемость.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
В своей работе я использую разнообразные дидактические игры,связанные с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., Такие приёмы вызывают у младших школьников неподдельный интерес, воспитывают положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры нужно подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составим поезд”:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один + один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два и один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”1.
На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Самой любимой игрой у первоклассников стала игра «Цифробойка». В эту игру они играют не только на каждом уроке математики, но и самостоятельно на переменах.
Для игры нужны 2 мухобойки, цифры на доске. 2 ученика выходят к доске. Остальные ученики по очереди задают примеры по определенной теме. Например, «Вычитание в пределах 10». Игроки должны сосчитать пример, назвать ответ вслух и хлопнуть по соответствующему числу на доске. Побеждает тот, кто первым правильно ответил. Учитель подсчитывает количество правильных ответов. Результат - победил один ученик, победила «дружба» или победителей нет.
Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.
Для того, чтобы помочь слабому ученику, я использую карточки для индивидуальной работы (дифференцированный подход).
-
Задания с выбором ответа. (Тесты) -
Карточки - тренажеры. (Карточки – сорбонки, тренажер – раскраска при изучении таблицы умножения) -
Творческие задания. (Создание интерактивной тетради) -
Карточки-информаторы с правилами -
Карточки-с образцами решения (памятки по решению типовых задач) -
Карточки-конспекты
Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.
При использовании на уроках математики дифференцированных заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, можно добиться повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.
Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.
Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися
Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:
-
Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру. -
Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал. -
Не торопите его, научитесь ждать. -
Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему. -
Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально. -
Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению. -
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить. -
Обобщение – главная составляющая любой методики. -
Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной. -
Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
1