Файл: Формы и методы работы с учащимися, демонстрирующие стабильно низкие образовательные результаты Джозеф Киплинг писал Образование величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершено бесполезно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы и методы работы с учащимися, демонстрирующие стабильно низкие образовательные результаты

Джозеф Киплинг писал «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершено бесполезно»

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И наша задача – и совместно, и каждому- искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

Одной из главных проблем в школе, которую приходится решать педагогам - это работа со слабомотивированными и неуспевающими учащимися. Слабомотивированные учащиеся - это учащиеся,  которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти и внимания, у которых отсутствует желание учиться,  которые испытывают трудности в обучении в связи с этим. Не секрет, что такие учащиеся в школе имеются.

Как выявить отставание учащихся? Какие причины лежат в основе неуспеваемости?

Признаки отставания – начало не успешности учащихся:

  1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и выслушивая объяснения учителя.

  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток нейти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

  6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.


В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем чтобы предупредить развивающую неуспеваемость.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

В своей работе я использую разнообразные дидактические игры,связанные с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., Такие приёмы вызывают у младших школьников неподдельный интерес, воспитывают положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры нужно подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.



При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка” используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру “Составим поезд”:

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один + один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два и один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”1.

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Самой любимой игрой у первоклассников стала игра «Цифробойка». В эту игру они играют не только на каждом уроке математики, но и самостоятельно на переменах.

Для игры нужны 2 мухобойки, цифры на доске. 2 ученика выходят к доске. Остальные ученики по очереди задают примеры по определенной теме. Например, «Вычитание в пределах 10». Игроки должны сосчитать пример, назвать ответ вслух и хлопнуть по соответствующему числу на доске. Побеждает тот, кто первым правильно ответил. Учитель подсчитывает количество правильных ответов. Результат - победил один ученик, победила «дружба» или победителей нет.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах.

Для того, чтобы помочь слабому ученику, я использую карточки для индивидуальной работы (дифференцированный подход).

  • Задания с выбором ответа. (Тесты)

  • Карточки - тренажеры. (Карточки – сорбонки, тренажер – раскраска при изучении таблицы умножения)

  • Творческие задания. (Создание интерактивной тетради)

  • Карточки-информаторы с правилами

  • Карточки-с образцами решения (памятки по решению типовых задач)

  • Карточки-конспекты



Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.

При использовании на уроках математики дифференцированных заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, можно добиться повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, нужно акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

  3. Не торопите его, научитесь ждать.

  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.

  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.

  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.

  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.

  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.

  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.


1