ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по литературе ФГОС
Тема: И.А. Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе.
Морозова В.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №14 г. Липецка.
Предмет: Литература
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2015 год.
Цели на достижение результата:
-
развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра; -
воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой.
Задачи:
Образовательные:
-
обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения; -
обучить организации анализа, рефлексии учебно-познавательной деятельности; -
сформировать способность определять тему, основную мысль произведения; -
обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему.
Развивающие:
-
развивать коммуникативную компетенцию; -
развивать аналитические и творческие способности; -
способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
-
показать богатство русской литературы; -
воспитывать у учащихся чувство прекрасного; -
воспитывать умение ценить Родину, верить в светлое, доброе, высокое.
Планируемый результат.
Предметные:
-
знать содержание прочитанного рассказа И.А. Бунина «Косцы»; -
уметь воспринимать и анализировать текст; -
уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; -
научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.
Личностные:
-
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; -
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; -
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; -
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; -
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; -
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; -
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; -
извлекать информацию, представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; -
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; -
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -
задавать вопросы.
Основные понятия: рассказ, микротема, Родина.
Ресурсы:
-
Учебник. Литература. 5 класс.В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2015. -
Репродукция картин художников Г.Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А.А. Пластова «Сенокос». -
Портрет И.А. Бунина. -
Дидактический материал.
Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, беседа.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | | Формируемые УУД |
Этап урока «Организационный момент» | ||||
Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель: Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А. Бунина «Косцы», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Включаются в деловой ритм урока. | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
Этап урока «Вызов» (постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности учащихся) | ||||
Актуализация субъектного опыта опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Учитель организует погружение в проблему. Учитель: мы закончили работу по теме «Писатели и поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе». Мы учили стихотворения наизусть, анализировали их. - Чьи стихи читали? Сегодня на предстоит познакомится ещё с одним известным русским писателем, который посвятил теме природы, Родины не только стихотворения, но и рассказы… Учитель: Д/з было: прочитать статью учебника о Бунине. - Какую новую информацию узнали о Бунине? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.) -А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.) Учитель: второе д/з было: прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы». - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Сегодня перед нами стоит задача: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы»? | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания. Работают в паре и индивидуально, обсуждают предлагаемые варианты, защищают свой вариант вопроса. Анализируют варианты, предложенные другими учащимися. Принимают и сохраняют учебные цель и задачу. | | Познавательные: структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осуществление целеполагания. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности. |
Этап урока «Осмысление (контакт с новой информацией или идеей). Совместное исследование проблемы» | ||||
Поиск решения учебной задачи. | Учитель организует работу над анализом произведения. Учитель: Давайте вспомним о чём рассказ? - Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица). Словарная работа. Бахилы - вид крестьянской обуви. Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель). - Кто же герои? («Я», рассказчик, - «они», косцы) Учитель: А что ещё мы можем выделить как героя? Кто помогает косцам раскрыться? Природа (первая микротема, слово прикрепляет учитель на доску) - Какой представлена природа в рассказе Бунина? - Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом. Учитель: а теперь поговорим о самих косцах и их труде. - Найдите их описание. (Стр.5) - Как они друг к другу относятся? - Как относятся к работе? (“Охочи к работе”). - Как понимаете эти слова? (Любят работать). - А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд). - А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). - Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость). Учитель вешает слово «Труд» на доску. - Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. - Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А.А. Пластова «Сенокос». Рассмотрите их. - Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу «Косцы»? - А герои какой из картин ближе? Аргументируйте. - Обратимся вновь к тексту рассказа «Косцы». Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 «...и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...». Рассказчик любуется и восхищается ими). - Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню) Народная песня – третья микротема рассказа. Какое слово повторяется многократно в описании песни? (Прелесть) - Что оно означает? Обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления. - В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос. Учитель: Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены? Родина – четвёртая микротема рассказа. - Как называет рассказчик Родину? «…родимая сторонушка…», «…Эта родина, этот наш общий дом - Россия», «…беспредельная родная Русь…», «…кровно близок он с этой глушью…», «… нет подлинной разлуки с нею…», «… куда бы ни забросила доля, будет…родное» - Как вы понимаете эти строки? Что значат слова «…были все вместе», «наш общий дом была - Россия...»? (Русские люди едины в любви к Родине). - Итак, мы переходим к центральной теме - теме Родины. Поместим и это слово на доску. - А как вы понимает слово «Родина», что для вас означает Родина? - В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе). - Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство). Поместим и это слово на доску. - Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной). - Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик. «… в кровном родстве, что было между ними и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...»). | Начинают ведение записей в тетрадях. Осуществляют анализ прозаического произведения. Работают в парах. Развивают приёмы просмотрового чтения. Участвуют в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме. Работают в тетрадях. Продолжают участвовать в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме. В ходе заслушивания ответов, обучающиеся осуществляют самоконтроль понимания текста рассказа. Продолжают работать в парах. Развивают приемы выразительного чтения. Продолжают работать в парах. Выполняют записи в тетрадях. Строят речевое высказывание в устной форме с обоснованием своего мнения. Развивают приемы выразительного чтения. | | Познавательные: выделять существенную информацию из текста рассказа; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать детали текста в зависимости от поставленной цели. Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию. |
Этап урока «Первичное закрепление пройденного» | ||||
Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. | Учитель: -Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы»? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной). Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом). Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия). (Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”). Учитель: Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом - Россия”). | Анализируют поставленную задачу. Работают в парах над поставленными задачами. На основе записей учащиеся, обобщая, представляют монологический ответ. Работа в тетрадях. Развивают навыки поискового чтения. | | Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач; уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач; уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
Этап урока «Информация о домашнем задании» | ||||
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сразу же задаётся домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что является для меня малой родиной?» Учитель дает комментарий к домашнему заданию: - Мы же с вами говорили сегодня что такое Родина. Вот дома нужно будет написать всё то, о чём вы мне рассказали. | Учащиеся записывают в дневники задание. Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. | | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Этап урока «Применение знаний и умений в новой ситуации» | ||||
Создание условий для развития личностно-смыслового отношения к теме. | Учитель: Вернемся к началу урока, вспомним, что говорили? -Так о чём же рассказ? (Рассказ-воспоминание, в котором писатель передаёт чувство любви и привязанности русского человека к родной земле) | Систематизируют и обобщают материал урока. | | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. |
Этап урока «Рефлексия (информация пропускается через своё видение). Выявление восприятия прочитанного произведения» | ||||
Развитие у обучающихся рефлексивной культуры. | Учитель: Заканчивая разговор о рассказе И.А. Бунина «Косцы», я предлагаю вам написать синквейны. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение. Составьте синквейн к слову РОДИНА. Родина! Нет тебя прекрасней и милей! Расцветает, украшает, зовет. Как люблю тебя, Родина! | Написание синквейна. | | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Личностные: формирование выстраивания системы личностных отношений. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный результат. |
Этап урока «Итоги урока» | ||||
Осуществление самооценки и самокоррекции учебной деятельности. | Учитель: Выполнили мы поставленную задачу? Подводит итоги работы класса в целом. | Отвечают на заключительный вопрос урока. | | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |