Файл: И. А. Бунин Косцы. Образ Родины в рассказе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока по литературе ФГОС

Тема: И.А. Бунин «Косцы». Образ Родины в рассказе.
Морозова В.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №14 г. Липецка.


Предмет: Литература

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2015 год.

Цели на достижение результата:

  • развивать представление о рассказе, об особенностях данного жанра;

  • воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

  • обучить организации анализа, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

  • сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

  • обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему.

Развивающие:

  • развивать коммуникативную компетенцию;

  • развивать аналитические и творческие способности;

  • способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

  • показать богатство русской литературы;

  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

  • воспитывать умение ценить Родину, верить в светлое, доброе, высокое. 

Планируемый результат.

Предметные:

  • знать содержание прочитанного рассказа И.А. Бунина «Косцы»;

  • уметь воспринимать и анализировать текст;

  • уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

  • научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.

 Личностные:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение.


Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД: 

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Основные понятия: рассказ, микротема, Родина.

Ресурсы:

  • Учебник. Литература. 5 класс.В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. М.: Просвещение, 2015.

  • Репродукция картин художников Г.Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А.А. Пластова «Сенокос».

  • Портрет И.А. Бунина.

  • Дидактический материал.

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, беседа.


Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников




Формируемые УУД

Этап урока «Организационный момент»

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель: Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А. Бунина «Косцы», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Включаются в деловой ритм урока.





Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

Этап урока «Вызов» (постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности учащихся)

Актуализация субъектного опыта опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Учитель организует погружение в проблему.

Учитель: мы закончили работу по теме «Писатели и поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе». Мы учили стихотворения наизусть, анализировали их.

- Чьи стихи читали?

Сегодня на предстоит познакомится ещё с одним известным русским писателем, который посвятил теме природы, Родины не только стихотворения, но и рассказы…

Учитель: Д/з было: прочитать статью учебника о Бунине.

- Какую новую информацию узнали о Бунине? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)

-А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.)

Учитель: второе д/з было: прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сегодня перед нами стоит задача: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы»?


Слушают учителя.

Строят понятные для собеседника высказывания.


Работают в паре и индивидуально, обсуждают предлагаемые варианты, защищают свой вариант вопроса.

Анализируют варианты, предложенные другими учащимися.

Принимают и сохраняют учебные цель и задачу.




Познавательные: структурирование собственных знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осуществление целеполагания.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности.


Этап урока «Осмысление (контакт с новой информацией или идеей). Совместное исследование проблемы»

Поиск решения учебной задачи.

Учитель организует работу над анализом произведения.

Учитель: Давайте вспомним о чём рассказ?

- Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).
- Кто же герои? («Я», рассказчик, - «они», косцы)

Учитель: А что ещё мы можем выделить как героя? Кто помогает косцам раскрыться?

Природа (первая микротема, слово прикрепляет учитель на доску)

- Какой представлена природа в рассказе Бунина?

- Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
Учитель: а теперь поговорим о самих косцах и их труде.

- Найдите их описание. (Стр.5)

- Как они друг к другу относятся?

- Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

- Как понимаете эти слова? (Любят работать).

- А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

- А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6).

- Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Учитель вешает слово «Труд» на доску.

- Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи.

- Перед вами репродукции с картин художников

Г.Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» и А.А. Пластова «Сенокос». Рассмотрите их.

- Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу «Косцы»?

- А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

- Обратимся вновь к тексту рассказа «Косцы». Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 «...и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...». Рассказчик любуется и восхищается ими).

- Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)

Народная песня – третья микротема рассказа.

Какое слово повторяется многократно в описании песни? (Прелесть)

- Что оно означает? Обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления.

- В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
Учитель: Что вы можете сказать о двух последних абзацах текста? Чему они посвящены?

Родина – четвёртая микротема рассказа.

- Как называет рассказчик Родину?

«…родимая сторонушка…»,

«…Эта родина, этот наш общий дом - Россия»,

«…беспредельная родная Русь…»,

«…кровно близок он с этой глушью…»,

«… нет подлинной разлуки с нею…»,

«… куда бы ни забросила доля, будет…родное»
- Как вы понимаете эти строки? Что значат слова

«…были все вместе», «наш общий дом была - Россия...»? (Русские люди едины в любви к Родине).
- Итак, мы переходим к центральной теме - теме Родины. Поместим и это слово на доску.

- А как вы понимает слово «Родина», что для вас означает Родина?

- В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

- Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство). Поместим и это слово на доску.
- Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

- Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик. «… в кровном родстве, что было между ними и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем...»).



Начинают ведение записей в тетрадях.
Осуществляют анализ прозаического произведения.

Работают в парах.

Развивают приёмы просмотрового чтения.
Участвуют в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме.


Работают в тетрадях.


Продолжают участвовать в обсуждении содержания прозаического произведения во фронтальном режиме.


В ходе заслушивания ответов, обучающиеся осуществляют самоконтроль понимания текста рассказа.

Продолжают работать в парах.

Развивают приемы выразительного чтения.

Продолжают работать в парах.

Выполняют записи в тетрадях.
Строят речевое высказывание в устной форме с обоснованием своего мнения.

Развивают приемы выразительного чтения.






Познавательные: выделять существенную информацию из текста рассказа;

уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать детали текста в зависимости от поставленной цели.

Личностные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения,

учатся понимать на слух ответы обучающихся, формулировать собственное мнение и позицию.

Этап урока «Первичное закрепление пройденного»

Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Учитель:

-Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы»?

Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

Учитель: Перепишите в тетрадь эту схему.

А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом - Россия”).


Анализируют поставленную задачу.

Работают в парах над поставленными задачами.
На основе записей учащиеся, обобщая, представляют монологический ответ.


Работа в тетрадях.

Развивают навыки поискового чтения.




Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных задач; уметь формулировать собственную позицию и собственное мнение.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Этап урока «Информация о домашнем задании»

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сразу же задаётся домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что является для меня малой родиной?»

Учитель дает комментарий к домашнему заданию:

- Мы же с вами говорили сегодня что такое Родина. Вот дома нужно будет написать всё то, о чём вы мне рассказали.

Учащиеся записывают в дневники задание.
Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания.




Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Этап урока «Применение знаний и умений в новой ситуации»

Создание условий для развития личностно-смыслового отношения к теме.

Учитель: Вернемся к началу урока, вспомним, что говорили?

-Так о чём же рассказ?

(Рассказ-воспоминание, в котором писатель передаёт чувство любви и привязанности русского человека к родной земле)



Систематизируют и обобщают материал урока.




Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности.

Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа.


Этап урока «Рефлексия (информация пропускается через своё видение). Выявление восприятия прочитанного произведения»


Развитие у обучающихся рефлексивной культуры.

Учитель: Заканчивая разговор о рассказе И.А. Бунина «Косцы», я предлагаю вам написать синквейны. Вспомним, что такое синквейн и как он строится. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.

Составьте синквейн к слову РОДИНА.

Родина!
Нет тебя прекрасней и милей!
Расцветает, украшает, зовет.
Как люблю тебя, Родина!



Написание синквейна.




Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование выстраивания системы личностных отношений.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный результат.

Этап урока «Итоги урока»

Осуществление самооценки и самокоррекции учебной деятельности.

Учитель: Выполнили мы поставленную задачу?

Подводит итоги работы класса в целом.

Отвечают на заключительный вопрос урока.




Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.