Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Институт финансов и права Направление подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»


Институт финансов и права
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой

Кафедра

Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент

Шилов Роман

Алексеевич

Группа ИДО ОЗБ ГП-22 ТД

Руководитель

Морозова А.С





Екатеринбург

2023 г.

Вариант 4
Задание №1.
Опишите основные этапы развития парламентаризма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация):

Орган народного представительства (парламент) появился в России в начале ХIХ века, после создания первых политических партий и усиления революционных настроений в стране. 6 августа 1905 года Николай II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и положение о выборах депутатов. Согласно Манифесту, новый орган должен был носить только законосовещательный характер. Но Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года заставила Николая II выступить 17 октября с новым Манифестом "Об усовершенствовании государственного порядка", который провозгласил гражданские свободы и созыв законодательного органа - Государственной Думы, которой отводилась роль нижней палаты парламента. Функции верхней палаты были возложены на назначаемый император Государственный Совет, который одобрял или отклонял принятые Думой законы.


Дума избиралась сроком на пять лет, право на ее роспуск имел российский император. Выборы проходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. К выборам не допускались женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств, не имевшие собственного жилья и пр. Общее число членов Думы составляло в разные годы от 480 до 524 человек. К ведению палаты относилось принятие законов, внесенных правительством, и утверждение государственного бюджета. В дореволюционном парламенте были сформированы партийные фракции: кадеты, эсеры, трудовики, социал-демократы, октябристы и др. Дума ввела процедуру прохождения законодательных инициатив, гласность заседаний, депутатские запросы, урегулирование разногласий согласительными комиссиями. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне.
Торжественное открытие первой Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Местом заседаний был определен Таврический дворец Санкт-Петербурга.
В царской России Дума просуществовала вплоть до падения самодержавия, имела четыре созыва.

Выборы в первую Думу прошли весной 1906 года. Наибольшее число мандатов получили кадеты и трудовики. Представители рабочих образовали фракцию социал-демократов, депутаты от партии промышленников и землевладельцев составили правое крыло Думы /октябристы/. Также в парламенте была образована достаточно многочисленная группа автономистов /нацменьшинства/ и беспартийных. Председателем был избран член фракции кадетов С. Муромцев. С самого начала своей деятельности Дума вступила в конфронтацию с властью. Депутаты требовали отмены смертной казни и амнистии политзаключенных, установлении ответственности правительства перед Думой, политических свобод и т.д. После того, как правительство отвергло все требования депутатов, Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству с требованием его отставки. В результате палата была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева". Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня - с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Она провела лишь одну сессию, приняла 2 законопроекта и свыше 300 запросов о незаконных действиях правительства.

Государственная Дума второго созыва оказалась еще более левой, чем предыдущая. Большинство мандатов досталось трудовикам, кадетам, октябристам, эсерам, социал- демократам, народным социалистам. Председателем был избран кадет Ф. Головин. Вторая Госдума проработала с 20 февраля по 3 июня 1907 года, успела провести лишь одну сессию, приняв около 20 законопроектов. Думское большинство не принимало аграрных реформ Столыпина, отказывалось осудить террор, развязанный в стране левыми силами, использовало думскую трибуну для политической агитации. Не было согласия и между членами самой палаты. Поводом для роспуска Думы послужило обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. 3 июня 1907 года члены фракции были арестованы, а вторая Госдума распущена. Вместе с ее роспуском был принят новый закон, ограничивающий возможность избрания в парламент радикально настроенных членов политических партий.



Третья Дума стала единственной из четырех дореволюционных созывов, которой удалось просуществовать весь положенный 5-летний срок. Ее работа продолжалась с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года, за это время состоялось 5 сессий. Она была более правой, чем две предыдущие. Большинство мандатов досталось правым и октябристам, меньше мест получили кадеты, трудовики и социал-демократы. За время работы Думы третьего созыва сменились три председателя - представители фракции октябристов Н. Хомяков, А. Гучков и М. Родзянко. Несмотря на свое долгожительство, третья Дума также не выходила из кризиса. Острые споры между ее членами возникали по вопросам реформирования армии, крестьянскому вопросу и пр. Но именно в третьей Думе впервые состоялось обсуждение и принятие государственного бюджета, а также были приняты важнейшие законы о страховании рабочих, об учреждении новых земств, об образовании /известна как "Дума народного образования"/.

Четвертая, последняя в истории царской России, Дума возникла в канун Первой мировой войны. Она просуществовала с 15 ноября 1912 года по 6/19/ октября 1917-го, провела 5 сессий. В Думу были избраны представители левых, центристских и правых партий. Большинство составили октябристы, вступившие в коалицию с кадетами. Председателем Думы вновь стал октябрист М. Родзянко. С началом Первой мировой войны конфронтация между правительством и депутатами резко обострилась. Осенью 1916 года оппозиция обвинила царское правительство в провале войны с Германией. 16 декабря четвертая Дума была распущена. Она возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, но спустя несколько дней вновь была распущена. В стране произошла Февральская революция, в результате которой монархия была свергнута и установилось двоевластие - Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство предприняло попытку создания нового парламента: в ноябре 1917 года в России прошли выборы в первое Учредительное собрание, большинство мест в котором получили эсеры. Но этот выборный орган просуществовал недолго - 6 января 1918 года собрание было разогнано большевиками.

После Октябрьской революции 1917 года верховным законодательным органом РСФСР стал ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет, который давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти. С образованием СССР в 1922 году был создан Центральный Исполнительный Комитет - сначала однопалатный, а с 1924 года - двухпалатный высший орган госвласти в период между Всесоюзными съездами Советов. Он имел широкие полномочия в экономической области, в утверждение госбюджета, ратификации международных договоров и т.д. В 1936 году, после принятия новой Конституции, на смену ЦИКу пришел Верховный Совет, состоящий из двух палат.


Верховный Совет последнего, 12-го созыва был избран в 1990 году на основании Конституции 1978 года в редакции 1990 года.

В начале 90-х годов, после распада СССР самым важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет сохранили широкие полномочия в области законодательной деятельности, многие их права, включая формирование правительства, отошли к президенту РСФСР. Конфликт между исполнительной и законодательной властью стал одной из причин открытого противостояния в октябре 1993 года, завершившегося роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Представительным и законодательным органом РФ, согласно Конституции 1993 года и Положению о Федеральных органах власти на переходный период, стало Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Первые в новейшей истории России выборы в Государственную Думу состоялись 12 декабря 1993 года.

В Российской Федерации согласно статье 11 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание осуществляет государственную законодательную власть наряду с Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ. Это свидетельствует об устойчивом, стабильном положении парламента РФ, его заметном и, безусловно, необходимом месте в системе федеральных органов государственной власти.

Особенности современного федеративного устройства Российской Федерации таковы, что наряду с федеральным уровнем государственной власти имеется региональный (субъектный) уровень государственной власти. Согласно части 2 статьи 11 Конституции РФ законодательную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые самими субъектами законодательные органы, которые структурированы и функционируют на конституционных принципах РФ. Это дает основание для того, чтобы считать законодательные органы субъектов РФ парламентами. В Российской Федерации избраны и действуют 90 парламентов: Федеральное Собрание - парламент РФ и 89 законодательных органов субъектов РФ.

Для парламентаризма характерны два основополагающих признака: наличие парламента, сформированного на основе принципа народовластия, а также организация функционирования органов государственной власти на основе принципа разделения властей, гарантирующего их самостоятельность при реализации предоставленных им полномочий. Именно на этих принципах прежде всего развивается парламентаризм в Российской Федерации. Это проявляется в формировании законодательных органов на выборной основе и в конституционном равенстве органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их самостоятельности. При этом, как отмечает В.А. Ше-ховцов, российский парламентаризм теоретически не предусматривает наделения какой-либо ветви государственной власти полномочиями и функциями верховной власти. Но в реальности имеет место смещение баланса властей в сторону Президента РФ и исполнительной власти.


Таким образом, по моему мнению, парламентаризм присущ современной российской государственности. При этом, анализ многочисленных определений показывает, что существуют три основных подхода к определению парламентаризма, основанные на верховенстве парламента в системе органов государства, конституционном принципе разделения властей и наличии парламента независимо от его роли в системе органов власти. При определении понятия следует учитывать также соотношение парламентаризма и форм государственного правления.

Задание №2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Правительству Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте систему иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ- высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ – это коллегиальный орган государственной власти, помимо членов Правительства, указанных в Конституции, в Правительство могут входить руководители других органов федеральной исполнительной власти.

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 - 117) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно вызывает отставку всего Правительства РФ. Заместители председателя и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.