Файл: Контрольная работа по дисциплине Конституционное право Институт финансов и права Направление подготовки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, которое оно реализует путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Правительство в обязательном порядке дает заключение по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство вправе направлять в Федеральное Собрание (в каждую палату) официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению при рассмотрении этих законопроектов.
Работа Правительства и министерств выстраивается на основе подчинительной власти. Правительство ставит задачи подчиненным органам, утверждает рабочие планы, показатели министерств и других органов.
Задание №3.
Президент Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции временно возложил указом исполнение своих обязанностей на Председателя Правительства РФ. Однако Государственная Дума Федерального собрания РФ возразила против этого, основываясь на том, что Председатель Правительства может временно исполнять обязанности Президента РФ только в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 92 Конституции РФ (досрочное прекращение полномочий).
Возможно ли временное исполнение полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ в указанной ситуации?
«в случае отставки Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации полномочия Президента исполняет Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации»
(указ Президента РФ от 3 октября 1993 года № 1576)
«Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.»
В Конституции напрямую не указано, кто должен осуществлять полномочия Президента в случае, если председатель Правительства не назначен или не в состоянии исполнять свои обязанности. Тем не менее, данный пробел в некоторой степени восполняется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», статья 8 которого гласит:
в случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
Соответственно, если исходить из того, что исполнение обязанностей Президента в экстренных случаях является одной из непосредственных должностных обязанностей Председателя Правительства, а его заместители полномочны исполнять все его обязанности в случае его отсутствия, то обязанности Президента должны быть временно возложены на одного из заместителей Председателя Правительства в порядке замещения, установленном распоряжением Председателя Правительства. Однако правомерность временного исполнения обязанностей Президента РФ заместителями Председателя Правительства РФ является безосновательной, как с практических, так и с теоретических позиций. В новейшей политико-правовой истории России указанные пробелы еще не проявили себя.
Задание № 4.
Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ
Федеральный конституционный закон
Стадии | Содержание стадии (этапы). Порядок рассмотрения. | Срок рассмотрения | Форма принятия решения. (кол-во голосов) | Каким актом оформляется решение, Кем и кому передаётся закон (законопроект) | Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим |
Законодательная инициатива | В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. | | | | |
предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе | Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве Федерального закона, отклонить законопроект. | | | | Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. |
Рассмотрение Советом Федерации | | | Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. | | Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования |
подписание Президентом РФ | | | | Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его | В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ7. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе. |
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ (в ред. от 10 июля 2019 г.) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 7. Ст. 635.
3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (в ред. от 18 июля 2019 г.) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.
4. Виноградов, В. А. Конституционное право РФ : в 2 ч. Ч. 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов ; под общ. ред. В. А. Виноградова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 246 с. 49
5. Кашенов, А. Т. Конституционное право Российской Федерации : курс лекций / А. Т. Кашенов. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2019.
6. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 369 с.
7. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 536 с.
8. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 500 с.
9. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 256 с.