Файл: Программа внеурочной деятельности в 9 классе на 2022 2023 уч год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

в 9 классе

на 2022 - 2023 уч. год.

Подготовка к ОГЭ по географии















Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по географии и предметной линии учебников «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. (М.: Просвещение, 2015).
СОДЕРЖАНИЕ



1.

Пояснительная записка


3

2.

Планируемые результаты обучения по предмету


4

3.

Содержание учебного предмета курса


5

4.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


7

5.
6.

Список литературы и Интернет-ресурсов.
Приложения


10



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по географии и предметной линии учебников «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. (М.: Просвещение, 2020).

Программа адресована обучающимся 9 классов.

Общее число учебных часов- 34 (по 2 часа в неделю во 2 полугодии).

Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.

Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:

  1. Пояснительную записку.

  2. Планируемые результаты обучения по предмету

  3. Содержание учебного предмета курса

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  5. Список литературы и Интернет-ресурсов.

  6. Приложения, включая различные задания и презентации.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы

, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем.

  2. Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир.

  3. Учебно-познавательная компетенцияСпособствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

  4. Информационная компетенция. При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках.

  5. Метапредметные компетенции:


  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями;

  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.

В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:

  • теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся);

  • практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими информационными носителями).

Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.

Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и патриотизма.

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии позволяют учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены переходом от подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

  1. Содержание учебного предмета.

Структура программы по­зволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся (коли­чество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предла­гаются на выбор учителя и обучающихся).


Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных заданий.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
Основные разделы курса.

  1. Источники географической информации.

План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.

  1. Географические оболочки Земли..

Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение заданий.

  1. География материков и океанов.

Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения основных форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические особенности каждого материка. Гидрография и особенности природных зон.

Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.


  1. География России.

Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу