Файл: Программа внеурочной деятельности в 9 классе на 2022 2023 уч год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
в 9 классе
на 2022 - 2023 уч. год.
Подготовка к ОГЭ по географии
|
|
|
|
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по географии и предметной линии учебников «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. (М.: Просвещение, 2015).
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты обучения по предмету | 4 |
3. | Содержание учебного предмета курса | 5 |
4. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. | 7 |
5. 6. | Список литературы и Интернет-ресурсов. Приложения | 10 |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом примерной программы основного общего образования по географии и предметной линии учебников «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. (М.: Просвещение, 2020).
Программа адресована обучающимся 9 классов.
Общее число учебных часов- 34 (по 2 часа в неделю во 2 полугодии).
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также факультативный курс способствует формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.
Даная рабочая программа содержит следующие структурные компоненты:
-
Пояснительную записку. -
Планируемые результаты обучения по предмету -
Содержание учебного предмета курса -
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. -
Список литературы и Интернет-ресурсов. -
Приложения, включая различные задания и презентации.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Личностными результатами являются: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы
, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметными результатами являются: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами являются: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В процессе изучения курса внеурочной деятельности реализуется следующая цель – формирование следующих компетенций:
-
Ценностно-смысловая компетенция. Формирование мировоззрения, связанного с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От этого зависит программа жизнедеятельности ученика в будущем. -
Общекультурная компетенция. Способствовать ознакомлению с особенностями национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов, с культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, с ролью науки и религии в жизни человека, их влиянием на мир. -
Учебно-познавательная компетенция. Способствовать формированию и развитию компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных ситуациях. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. -
Информационная компетенция. При помощи информационных технологий (Интернет), способствовать формированию умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в различных источниках. -
Метапредметные компетенции:
-
умение работать с разными источниками географической информации; -
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; -
картографическая грамотность; -
владение элементарными практическими умениями; -
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных природных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на разных материках в странах мира.
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия:
-
теоретические (вводные лекции, беседы, самостоятельная работа обучающихся); -
практические (работа с пособиями разного типа, работа с компьютером и другими информационными носителями).
Программа курса предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную и парную деятельность обучающихся, применяются такие технологии: как технологии развивающего обучения и критического мышления. Используются презентации, мультимедийные пособия. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, дает возможность интегрировать знания из разных предметных областей и формировать метапредметные учебные действия, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и патриотизма.
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению географии позволяют учитывать изменения в психологии обучающихся основной средней школы, которые обусловлены переходом от подросткового возраста к взрослению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
-
Содержание учебного предмета.
Структура программы позволяет моделировать ее в зависимости от интересов обучающихся (количество практических, самостоятельных работ, лекционных занятий з зависит от реальных условий, в которых находится учебное заведение, они предлагаются на выбор учителя и обучающихся).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом или развернутым ответом и анализа трудных заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут расширить знания, проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, устранить выявленные пробелы, а также пройдут необходимый этап подготовки к экзамену.
Основные разделы курса.
-
Источники географической информации.
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
-
Географические оболочки Земли..
Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение заданий.
-
География материков и океанов.
Особенности природы материков и океанов Земли. Закономерности размещения основных форм рельефа. Связь их размещения с тектоникой. Климатические особенности каждого материка. Гидрография и особенности природных зон.
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
-
География России.
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу