Файл: Урока обществознания тема урока Социальные нормы и отклоняющееся поведение Тип урока Комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о социальных нормах, существующих в обществе | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 11 класс, Боголюбов Л. Н., 2017 год. | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | «Человек, лишаясь абсолютных норм и незыблемых начал личного и социального поведения, заменяет их своеволием или самодельщиной. Сергей Николаевич Булгаков | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, социальный контроль, девиантное поведение | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке обществознания. Прежде, чем начать работу, я прошу вас повернуться друг к другу. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что - то новое для себя. Все готовы начать работу? Тогда приступим. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа в ходе которой студенты пытаются определить основное содержание данной темы Что такое социальное неравенство? Социальная стратификация, мобильность? Как влияет на поведение людей различие социальных интересов? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа по новой теме Деление на группы Практическая работа. Беседа с учащимися | Что такое норма? Давайте сформулируем понятие социальной нормы? Как воздействуют социальные нормы? Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение. Каковы функции социальной нормы? Социальный контроль и его функции. Санкции и их виды. 1 группа - курение 2 группа - алкоголизм 3 группа - наркомания - Какие виды отклоняющегося поведения мы выделили? (Преступное поведение, употребление спиртных напитков, употребление психо-активных веществ, курение, гениальность и талант). В какие группы можно объединить виды отклоняющегося поведения? (Группа негативных, осуждаемых отклонений и группа позитивных, одобряемых отклонений). - Какие причины отклоняющегося поведения мы определили? (Стремление привлечь к себе внимание. Обесценено чувство любви, утрата жизненных ориентиров. Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды. Конфликты в семье. Не сформировались истинные ценности. Негативный пример для подражания). В отношении преступного поведения нужны жесткие запретные меры. В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры. | Студенты дают определения понятиям, которые изучали в среднем звене. Учащиеся получают задание и берут круги разного цвета и таким образом они определяют свою группу. Группа № 1. Задание. 1. Почему люди начинают курить? 2. В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак? Группа № 2. Задание. 1. Почему люди принимают алкоголь? 2. Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались» -О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель? Группа № 3. Задание. Определить содержание понятий «наркомания». 1. Кто чаще всего становится наркоманом? 2. Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу? | Фронтальная работа. Работа в группах Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах. Работа с пакетом документов. | Анализ статей УК РФ. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Рассмотрим и обсудим статьи 228, 228.1, 230 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания в отношении людей, совершивших преступления. - На ваше рассмотрение предлагается три подхода к решению проблемы девиантного поведения: 1.Ужесточить наказания 2.Воспитывать правовую грамотность населения. 3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность. - Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ | Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Сегодня можно выделить три подхода к решению проблемы девиантного поведения: 1. Ужесточить наказания 2. Воспитывать правовую грамотность населения. 3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность. - Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ. Итак, мы определили, что отклоняющееся поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир. - Оцените свою работу на уроке с помощью лестницы. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | | Домашнее задание: 1. § 14, термины 2. Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни (что сказать тем, кто говорит: «Попробуй ...!» (алкоголь, наркотические вещества)). 3.Составить антирекламу наркомании и алкоголизму. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение
Группа №1
«Курение как вид девиантного поведения».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему люди начинают курить?
2. В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?
3. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,5 года.стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения жизни? Соразмерьте ценность жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение примете вы: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и сокращение жизни? Объясните свой выбор.
4. В чем проявляется влияние курильщика на самочувствие окружающих?
Группа №2
«Алкоголизм как вид девиантного поведения».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему люди принимают алкоголь?
2. Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»
-О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?
Группа №3
«Наркомания как вид девиантного поведения».
Вопросы для обсуждения:
1.Кто чаще всего становится наркоманом?
2.Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?
3.Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркотики, чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?