Файл: Урока обществознания тема урока Социальные нормы и отклоняющееся поведение Тип урока Комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Тема урока

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Способствовать формированию представлений о социальных нормах, существующих в обществе

Образовательные ресурсы

Учебник Обществознания, 11 класс, Боголюбов Л. Н., 2017 год.

План урока

  1. Социальные нормы.

  2. Социальный контроль.

  3. Отклоняющее (девиантное поведение) поведение.

  4. Преступность.

Личностно значимая проблема

«Человек, лишаясь абсолютных норм и незыблемых начал личного и социального поведения, заменяет их своеволием или самодельщиной. Сергей Николаевич Булгаков

методы и формы 
обучения


Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, социальный контроль, девиантное поведение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивныепринимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке обществознания.

Прежде, чем начать работу, я прошу вас повернуться друг к другу. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что - то новое для себя.

Все готовы начать работу? Тогда приступим.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностныестремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивныесамостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения




II.

Актуализация

знаний


7

Беседа по изученному материалу.


В начале урока проводится беседа в ходе которой студенты пытаются определить основное содержание данной темы

Что такое социальное неравенство? Социальная стратификация, мобильность? Как влияет на поведение людей различие социальных интересов?

Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.

Предлагают версии. Составляют план деятельности

Работа в парах

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Работа

в тетради

Устные ответы


III.

Изучение

нового

материала


17

Беседа по новой теме

Деление на группы

Практическая работа.

Беседа с учащимися


Что такое норма? Давайте сформулируем понятие социальной нормы? Как воздействуют социальные нормы? Перечислите виды социальных норм и дайте им объяснение. Каковы функции социальной нормы? Социальный контроль и его функции. Санкции и их виды.
1 группа - курение

2 группа - алкоголизм

3 группа - наркомания

- Какие виды отклоняющегося поведения мы выделили? (Преступное поведение, употребление спиртных напитков, употребление психо-активных веществ, курение, гениальность и талант).

В какие группы можно объединить виды отклоняющегося поведения? (Группа негативных, осуждаемых отклонений и группа позитивных, одобряемых отклонений).

- Какие причины отклоняющегося поведения мы определили? (Стремление привлечь к себе внимание. Обесценено чувство любви, утрата жизненных ориентиров. Стремление отомстить взрослым за причиненные обиды. Конфликты в семье. Не сформировались истинные ценности. Негативный пример для подражания).

В отношении преступного поведения нужны жесткие запретные меры. В отношении девиантного поведения необходимы разные виды социальной помощи: телефоны доверия, дома для бездомных, кризисные центры.


Студенты дают определения понятиям, которые изучали в среднем звене.

Учащиеся получают задание и берут круги разного цвета и таким образом они определяют свою группу.

Группа № 1. Задание.

1. Почему люди начинают курить?

2. В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?

Группа № 2. Задание.

1. Почему люди принимают алкоголь?

2. Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»

-О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

Группа № 3. Задание.

Определить содержание понятий «наркомания».

1. Кто чаще всего становится наркоманом? 2. Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

Фронтальная

работа.

Работа в группах

Индивидуальная работа.


Личностныепроявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивныесовместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное

Устные ответы

Записи в тетради.

Устные ответы и записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах. Работа с пакетом документов.


Анализ статей УК РФ.

И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Рассмотрим и обсудим статьи 228, 228.1, 230 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказания в отношении людей, совершивших преступления.

- На ваше рассмотрение предлагается три подхода к решению проблемы девиантного поведения:

1.Ужесточить наказания

2.Воспитывать правовую грамотность населения.

3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.

- Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ

Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.

Работа в парах

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- Сегодня можно выделить три подхода к решению проблемы девиантного поведения:

1. Ужесточить наказания

2. Воспитывать правовую грамотность населения.

3. Вовлекать молодежь в общественнозначимую деятельность.

- Какую позицию выберете вы? Аргументируйте свой ответ.

Итак, мы определили, что отклоняющееся поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. 

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил мир.
- Оцените свою работу на уроке с помощью лестницы.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2




Домашнее задание:

1. § 14, термины

2. Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни (что сказать тем, кто говорит: «Попробуй ...!» (алкоголь, наркотические вещества)).

3.Составить антирекламу наркомании и алкоголизму.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа









Приложение

Группа №1

«Курение как вид девиантного поведения».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему люди начинают курить?

2. В чем проявляется реакция сердечно-сосудистой, нервной систем и органов пищеварении на табак?

3. Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,5 года.стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения жизни? Соразмерьте ценность жизни и пагубного увлечения курением. Какое решение примете вы: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и сокращение жизни? Объясните свой выбор.

4. В чем проявляется влияние курильщика на самочувствие окружающих?

Группа №2

«Алкоголизм как вид девиантного поведения».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему люди принимают алкоголь?

2. Л.Н.Толстой писал: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»

-О каком влиянии на человека и общество курения и алкоголизма писал великий писатель?

Группа №3

«Наркомания как вид девиантного поведения».

Вопросы для обсуждения:

1.Кто чаще всего становится наркоманом?

2.Какой вред приносит наркомания человеку, окружающим его людям и обществу?

3.Некоторые люди говорят, что было бы лучше легализовать наркотики, чтобы их можно было покупать в магазинах. Тогда бы их не воспринимали как «запретный плод». Согласны ли вы с этим?