Файл: Конспект Конспект Цель выяснить, каким образом в эпоху войн Александр iii получил прозвище Миротворец.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Глава 6. Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894гг. Урок 2. Внешняя политика России в 1880- начале 1890-х гг. |
История 9 класс. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект |
Конспект
Цель: выяснить, каким образом в эпоху войн Александр III получил прозвище Миротворец.
Задачи:
-
определить основные направления и задачи внешней политики в конце XIX в.; характеризовать балканское направление внешней политик, её результаты, отношения России с великими державами; -
проследить процесс образования военных союзов, сложившихся в Европе в 1890-х гг.; -
развивать навыки анализа различной исторической информации, устанавливать причинно-следственные связи; умения оценивать международную деятельность правительства, Александра III, формулировать аргументированное мнение по проблемам урока, участвовать в дискуссии.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний.
2.1. Что и каким образом определила внутреннюю политику Александра III?
2.2. Сравните политику Александра III и его отца в аграрной сфере.
2.3. Какое новое направление появилось во внутренней политике Александра III? (разработка рабочего законодательства).
3.Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. «Всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны». Александр III.
За недолгое 13-летнее правление Александра III Россия не вела ни одной войны, император вошел в историю как Миротворец. Каким образом ему это удалось в эпоху постоянных войн? Узнаем сегодня на уроке.
4.Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 3. План:
-
Факторы, определившие внешнеполитический курс Александра III. -
Основные направления и задачи внешней политики в 1880- начале 1890-хгг. -
Основные события внешней политики Александра III.
Слайд 4. Факторы, определившие внешнеполитический курс Александра III.
К моменту воцарения Александра III международная обстановка была достаточно сложной. Сам император утверждал: «У России есть только один союзник из всех возможных. Это ее армия и флот».
Задание: стр. 181 – 182. Выяснить, какие факторы повлияли на формирование внешнеполитического курса Александра III? (проверка выполнения задания).
Слайд 5. Обобщение учителя.
Факторы, определившие внешнеполитический курс Александра III:
-
Изменение расстановки сил на международной арене – 1882г. создание Тройственного союза -
Россия и Англия на грани войны в связи с присоединением Средней Азии к России.
Слайд 6. Комментарии к схеме:
Вспомните основные направления и задачи внешней политики Александра II.
Какое из направлений было наиболее сложным?
Какие задачи так и остались нерешенными?
Выясним основные направления и задачи внешней политики Александра III.
Слайд 7. Основные направления и задачи внешней политики в 1880- начале 1890-хгг.
Комментарии к таблице (заполнена частично)
Направление внешней политики | Задачи | Основные события | Результаты |
Ближневосточное | Укрепление влияния на Балканах | | |
Европейское | Поиск новых союзников в связи с новой расстановкой сил | | |
Азиатское | Разграничение сфер влияния в Средней Азии с Великобри-танией | | |
Наиболее острой была ситуация на Балканах Интересна позиция Александра III в решении «восточного вопроса». Императору приписывают фразу: «Все Балканы не стоят жизни одного русского солдата».
Задание: стр. 182 – 184, дополнительные источники. Заполнить таблицу, сделать вывод об основных результатах внешней политики Александра III, сформулировать аргументированную оценку.
Слайд 8-10. Примерный вариант выполнения задания:
Направление внешней политики | Задачи | Основные события | Результаты |
Ближневосточное | Укрепление влияния на Балканах | 1885г. Болгария нарушает Берлинский трактат, присоединяет Восточную Румелию к Болгарии; Россия не вмешивается в военный конфликт 1886г. участие через секретных агентов в государственном перевороте 1887г. секретный договор с Германией о признании особых интересов России в Болгарии | Потеря влияния на Балканах |
Европейское | Поиск новых союзников в связи с новой расстановкой сил | 1885-1886гг. – распад «Союза трех императо-ров», сближение с Фран-цией к.1887г – экономическая война России и Германии, отказ Германии продле-вать договор 1891г. русско-француз-ская встреча в Кронштад-те 1892г. русско-француз-ская военная конвенция | Формирование и противостояние военных союзов ведущих держав соз-дало угрозу мирово-го конфликта |
Азиатское | Разграничение сфер влияния в Средней Азии с Великобри-танией | 1885-1895гг – работа русско-британской по-граничной комиссии | Установление российско-афганской границы |
Вывод: во внешней политике Александр III занимал выжидательную позицию, преследуя в первую очередь интересы России, стремился реализовывать их путем мирных договоренностей. Россия сохранила позиции великой державы, несмотря на дипломатические провалы на Балканах. Острые международные противоречия Александру III удалось временно заглушить, но не решить окончательно.
5.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
6. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 11. Домашнее задание:
§ 21, работа с источником стр. 185-186(письменно)
Слайд 12. Источники
https://istoriarusi.ru/imper/vneshnaja-politika-imperatora-alexander3.html
https://interesnyefakty.org/3-imperator-aleksandr-iii/
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pravlieniie-alieksandra-iii