Файл: Особенности предъявления для опознания с участием малолетних лиц.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ
С УЧАСТИЕМ МАЛОЛЕТНИХ ЛИЦ
Воронова Л.Р.
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», юридический факультет,
3 курс, очная форма обучения, ОП бакалавриата
Научный руководитель: Калмыкова А. А., ассистент кафедры уголовного права и процесса ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
Актуальность проблемы предъявления для опознания с участием малолетних обусловлена тем, что малолетние лица достаточно часто становятся потерпевшими, либо же свидетелями совершенных преступлений. Следовательно, чаще возникает необходимость предъявления малолетним лицам различных объектов для опознания
Предъявление для опознания – это самостоятельное следственное действие, которое состоит в предъявлении в установленном законом порядке потерпевшему, свидетелю или подозреваемому определенных объектов, имеющих значение в конкретном уголовном деле для того, чтобы они могли установить их сходство или отличие с тем объектом, который они наблюдали (воспринимали) ранее, сохранили в памяти, и об особенностях которого дали показания [1, с. 294].
Таким образом, предъявление для опознания – следственное действие, в процессе которого опознающий на основе мысленного образа опознаваемого объекта, в условиях его повторного восприятия, устанавливает его тождество или различие с тем объектом, который он воспринимал ранее и о котором давал показания. Предъявление для опознания является важным процессуальным средством получения информации при расследовании [2, с. 328].
Порядок проведения данного процессуального действия регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики. (далее - УПК ДНР) [3].
Участниками следственного действия, предусмотренного ст.ст 189-191 УПК ДНР, могут быть, в том числе, и малолетние свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые.
Однако, на наш взгляд, актуальной проблемой является то, что законодателем не регламентирован порядок проведения опознания с участием малолетних, то есть лиц, не достигших 14-летнего возраста.
По мнению Татьяниной Л.Г. участие малолетних связано с двойным риском, во-первых, это
необходимость психической сохранности ребенка; во-вторых, возможность ошибки при опознании [4, с. 171].
Учитывая особенности, связанные, главным образом, со спецификой личности подростка, недостаточной социальной зрелостью, считаем, что для проведения опознания с участием малолетних необходимо утвердить особый порядок.
Предъявлению для опознания предшествует проведения допроса, на котором требуется получить максимально подробную информацию о тех предметах или особенностях, на основании которых в дальнейшем может быть произведено опознание. По мнению Сулейманова С.А., при допросе малолетнего участника уголовного судопроизводства необходимо формулировать вопросы об обстоятельствах, при которых он наблюдал опознаваемый объект, в понятной для него форме. Кроме того, если малолетний является свидетелем или потерпевшим, необходимо проявлять особую деликатность при постановке вопросов [5, с. 117]. Добавить положения о присутствии педагога или психолога на допросе малолетнего из УПК и научной литературе (это будет как раз обоснованием Вашего предложения).
Добавить информацию по особенностям процедуры проведения исследуемого следственного действия в отношении малолетнего.
Так как для данной категории лиц характерен незначительный жизненный опыт, слабая концентрация внимания, повышенная внушаемость (самовнушаемость), слаборазвитое аналитическое мышление, склонность к искажению информации, влиянию взрослых, повышенная эмоциональность [6, с. 96], считаем целесообразным закрепить на законодательном уровне обязательность участия педагога и психолога при предъявлении для опознания с участием малолетних. Участие специалистов поможет исключить возможность психологического воздействия заинтересованных лиц на субъект опознания. Психолог, обладающий достаточным уровнем квалификации, используя свои навыки, может помочь малолетнему потерпевшему или свидетелю пережить такое психотравмирующее событие, как встреча с субъектом, совершившим преступление, либо же с предметами данного преступления.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что обязательность участия психолога и педагога при проведении предъявления для опознания с участием
малолетнего лица является целесообразным решением, так как присутствие специалистов выступает одной из гарантий защиты психологического здоровья несовершеннолетнего.
Список использованных источников
-
Гапотченко Г.Н. Уголовный процесс: учебник / Г.Н.Гапотченко, Э.Д.Коваленко, Т.М.Мамона; под ред. Г.Н.Гапотченко. – Донецк: ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия», «Цифровая типография», 2019. – 560 с. -
Зеленский В.Д. Криминалистика / В.Д. Зеленский, Г.М. Меретуков. – М.: Юридический центр, 2015. – 704 с. -
Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 № 240-IНС : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://supcourt-dpr.su/zakonodatelstvo/ugolovno-processualnyy-kodeks-doneckoy-narodnoy-respubliki-ot-24082018-no-240-ins (дата обращения: 7.02.2022) -
Татьянина Л.Г. Учреждения: Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Удмуртский государственный университет. – Том 3. – № 4 (2017). – С.169-172. -
Сулейманова, С. А. Тактические аспекты производства предъявления для опознания с участием несовершеннолетних / С. А. Сулейманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 639-642. – URL: https://moluch.ru/archive/116/31779/ (дата обращения: 09.02.2022). -
Гришин А.В., Ветрова О.А., Гришина Е.Б. и др. Современное состояние производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и перспективы развития ювенальной юстиции в России: учебно-практическое пособие. – Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. – 160 с.