Файл: Вопросы к экзамену общая психология 45. Воспитание и самовоспитание воли. Развитие силы воли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

45. Воспитание и самовоспитание воли. Развитие «силы воли».

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Различают следующие виды воспитания:

  • Нравственное.

  • Физическое.

  • Трудовое.

  • Умственное.

  • Эстетическое.

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.
Процесс самовоспитания, как правило, достаточно длительный.

Он состоит из следующих этапов: познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы); целеполагание (преобразование цели в список задач); самопроектирование; самоконтроль; оценка результатов с предварительной выработкой критериев; корректировка (обязательна в связи с быстрым и постоянным развитием науки, профессиональных областей).
Сила воли — это внутренняя энергия человека, позволяющая сознательно активировать и направлять усилия на решение определенных задач и реализацию планов, вне зависимости от наличия сил и желания трудиться.

46. Понятия «мотив» и «мотивация»

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.


Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

47. Основные проблемы психологии мотивационных процессов.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых, но непонятная отрасль психологии. Т.к. понятие мотив является не только категорией понятийного аппарата психологии, но и понятием обыденного сознания.

В обыденном сознании мотив понимается, как побудительная причина поступка, - слишком широкое и разнообразное по своему содержанию. У ученых – разные мнения.

Проблема определения ведущих понятий.

Потребность (ПТ) – свойство всех живых существ, у человека – осознание и цель.

- Понимание потребности как нужды в чём-либо, что находится за пределами организма (Узнадзе, Платонов)

- Потребность как отсутствие блага (благо – состояние человека и внешней среды, которые обуславдивают сохранение и развитие субекта, Магун).

- Потребность как необходимость (как заложенная программа, Д.А.Леонтьев: потребность есть объективное отношение между субъектом и миром. Потребность нужно определять через формы деятельности, в которых она реализуется, рассматривая ее как потребность в деятельности, а не в предмете).

- Потребность как состояние, в частности – как состояние напряженности (В.Н.Мясищев, П.А.Рудик). Чхарташвили. Б.И.Додонов: переживание нужды потребностным состоянием – это еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и не выполняет свою главную функцию – побудительную. Оно сигнализирует о том есть трудности в удовл. ПТ.

Мотив – отдельная устойчивая личностная диспозиция, формируется на основе в значительной степени осознанных и значимых переживаний потребности и побуждения к Д,



- Мотив как потребность.

Мотив рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека - почему человека хочет проявить активность. С.Л.Рубинштейн: в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды.

48. Основные подходы к изучению мотивации.

Человек удовлетворяет свои неосознанные влечения способом, не осуждаемым данной культуре. Функция доминирующей мотивации — обеспечение общей мотивационной активации. Мотивационные и подкрепляющие эмоционально положительные системы разделены мозге, хотя при самостимуляции наблюдается их одновременное возбуждение. Потребности личности охватывают предмет деятельности, следствием чего является формирование структуры профессиональных мотивов и их осознание. Методов приёмов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много. Главными теориями этого направления являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретённых потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга. Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей организации.