Файл: 9. Гилозоизм. Гилозоизм от греческого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Гилозоизм.

Гилозоизм (от греческого hyle — "материя" и zoe — "жизнь") — учение о всеобщей одушевленности материи. В отличие от анимизма, наделявшего душой отдельные объекты окружающего мира, гилозоизм подразумевал одухотворенность мира в целом, проявление разума в каждой вещи и явлении.

Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии. Его представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит. Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля, отчасти воззрениям стоиков.

Фалес (624—547 гг. до н. э.) первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Оно противостояло анимизму. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни.

В эпоху Возрождения гилозоизм использовался в качестве аргумента при обосновании единства человека и природы (Б. Телезио, Дж. Бруно, Т. Парацельс). Так, Дж. Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало.

Появление концепций гилозоизма в философии Нового времени было связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. 

Гилозоистом, как натуралист, был Гете. К гилозоистам могут быть отнесены и представители русского космизма (Е. П. Блаватская, В. И. Вернадский, В. В. Докучаев, Н. Рерих, А. В. Сухово-Кобылин, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский).

10. Древнегреческие материалисты.


Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.

МАТЕРИАЛИСТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ— ГЕРАКЛИТ, ДЕМОКРИТ И ЭПИКУР

Зачатки материалистической греческой философии существовали в милетской и элеатской школах. Именно Милет и Эфес явились центрами возникновения первых философских школ древней Греции: Милет-так называемой милетской школы, Эфес-школы Гераклита.
Это были первые школы древнегреческого материализма.
Возникновение и развитие древнегреческого материализма сопровождались его борьбой не только против мифологии и теологии, но также и против зарождавшегося идеализма.

Каждый из них (гераклит, демокрит, эпикур) сыграл значительную роль в истории античной философии, в истории древнегреческой науки, оказал серьезное влияние на дальнейшее развитие философской мысли.
Философия Гераклита, вошедшего в историю как Эфесский, по названию города, в котором он родился, являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции; философия Демокрита обозначила вершину древнегреческого материализма в период победы и укрепления рабовладельческой демократии; философия Эпикура была наиболее ценным достижением древнегреческого материализма периода эллинизма.

История философии древней Греции есть история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. 

Первые греческие философы-материалисты - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен-были одновременно и первыми представителями зарождавшейся в Греции науки. К их воззрениям на природу тесно примкнул Гераклит из Эфеса

; поэтому милетская школа вместе с философией Гераклита может быть названа ионийским материализмом.

Фалес учил, что материя (которую он определяет как "воду") есть то, из чего состоят все вещи, из чего они происходят и во что они в конце концов превращаются. Материя, по его мысли, лежит в основе всех природных явлений, причем, в то время как свойства, состояния материи меняются, сама она не исчезает, по существует вечно.

Если для Фалеса материальным "началом" была вода, то для Анаксимандра-беспредельная, неопределенная материя (апейрон), для Анаксимена-воздух, для Гераклита-огонь.
Милетские материалисты вступили в борьбу с мифологическими, религиозными представлениями древних греков; так, боги, по учению Анаксимандра, не принимают никакого участия ни в возникновении, ни в развитии, ни в уничтожении бесчисленных миров беспредельной вселенной. Еще более сильная атеистическая тенденция выступает у Анаксимена, который утверждал, что боги древнегреческой религии, как и явления природы, должны получить объяснение из материального первоначала-воздуха.
Все космические изменения, по учению милетской школы, объясняются вечным движением материи.

Материалистическое мировоззрение Демокрита было направлено против религии и мистики. Возникновение веры в богов Демокрит объяснял при помощи своей теории образов: наблюдая грозные явления природы-чудовищные образы, люди пришли к предположению, что существуют боги. Как атеист и просветитель древнего мира, Демокрит отрицал "чудеса". Равным образом он выступал против всякого рода предзнаменований и предсказаний. Солнечный бог греческой религии-Солнце для Демокрита (как и для Анаксагора)-это раскаленная масса; амброзия ("пища богов")-это испарения.

Эпикур (ок. 341-ок. 270 гг. до п. э.). Историческая роль Эпикура в развитии древнегреческой науки состояла прежде всего в том, что он поставил своей основной задачей защиту материализма и атеизма Демокрита от реакционных нападок со стороны мистиков и теологов и дальнейшее развитие материалистического миропонимания. Материалистически решая основной философский вопрос, Эпикур вслед за Демокритом основой всего существующего считал неделимые материальные частицы- атомы и пустоту. Все явления природы он объяснял различными сочетаниями атомов. Эпикур утверждал, . что ничто не может произойти из ничего; всякое изменение в природе, равно как и всякое возникновение и гибель, есть лишь новое сочетание вечно существующих атомов. Прежде всего, говорит Эпикур, ничего не происходит из ничего; в противном случае все происходило бы из всего, т. е. была бы нарушена закономерность природы.
Эпикур утверждал, что прямолинейное движение атомов (вследствие тяжести) сочетается со спонтанным (внутренне обусловленным) их отклонением в сторону, благодаря чему происходит их движение по кривым. Этот взгляд- существенная отличительная черта эпикуреизма в сравнении с демокритовским атомизмом. Последователи Эникура па протяжении нескольких столетий истории древнего мира защищали основные положения материализма и атеизма в борьбе против идеализма и религии, против философских школ стоиков, скептиков (древних агностиков), эклектиков, неоплатоников, неопифагорейцев и других представителей идеалистической философии древнего мира

11. Основные характеристики натурфилософии. Зарождение научных знаний (Фалес, Анаксимен, Пифагор, Алкмеон).

Натурфилософия(получила распространение в период Позднего Возрождения (XVI–XVIIвв.) в Европе, особенно Италии)

Переходный период от теоцентризма к пантеизму способствовал развитию идей натурфилософии. Именно в этот период появилось новое понимание Бога и природы. Бог – это что-то внутреннее, принадлежащее миру, а природа – это определённая субстанция, которая существует и реально, и потенциально, при этом соединяет в себе материю и форму.

Натурфилосо́фия (от лат. — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. В cредние века натурфилософия развивалась главным образом со времени поздней схоластики. Яркими представителями её являлись такие мыслители, как Фома Аквинский и Альберт Великий. Основные черты натурфилософии

- обоснование материалистического взгляда на мир;

- стремление отделить философию от теологии;

- формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

- выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

- утверждение, что мир познаваем, м в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).


Первым древнегреческим философом был Фалес (ок. 625 — 547 гг. до н. э.), основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал “влажную природу”, или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: “мир одушевлен и полон богов”. При этом божественное Фалес, по существу, отождествляет с первоначалом — водой, т. е. материальным. 

Анаксимен

Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды.

Он сравнивал свойства воздуха с водой и видел такие преимущества:

в отличие от воды, которая занимает ограниченный объём, воздух имеет неограниченное распространение;

Анаксимен уподоблял весь мир живому существу, которое живёт, нуждаясь в получении воздуха. Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и верил, что количество миров является бесконечным.

Пифагор

Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании.

Основой всего сущего он считал число, обожествляя его и наделяя возвышенными смыслами. Пифагор рассматривал душу, как сложное и многоплановое явление. До него эта сущность рассматривалась в качестве жизненной энергии, после смерти попадающей в Аид — царство мёртвых. Он считал, что составными частями души являются рассудок, ум, страсть.

Алкмеон настаивал на ограниченности человеческого по­знания («истина о божественных вещах доступна лишь богам») и важно­сти эмпирических свидетельств, на основе которых только и могут судить люди. В досократовской мысли он был основателем направления, ори­ентированного на проблемы строения и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Космогония в его книге отсутствовала, космологии уделено немного места. Помимо ста­рых ионийских взглядов у Алкмеона есть следы и пифагорейской астрономии: так, он разделял тезис о независимом движении планет с запада на восток, ко­торое он, вероятнее всего, представлял круговым. Идея качест­венных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была пере­несена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично».