Файл: 9. Гилозоизм. Гилозоизм от греческого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Алкмеон считал, что душа бессмертна и, подобно бессмертным небесным те­лам, находится в вечном круговом движении. Судя по всему, душа понималась им отдельно от локализованного в мозге мышления: она отвечала за движение и ощущение, свойственные и животным, и находи­лась, возможно, в сердце; ср. сходную теорию Филолая. Умирают люди потому, что «не могут соединить начало с концом», т. е. когда круговое движение души прекращается.
12. Материалистические атомистические концепции души в античной философии (Демокрит, Гераклит).

Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу. Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему Миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений— печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

По Гераклиту Душа, как и все в этом мире, является переходным состоянием огня. «Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды душа. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наилучшая». Гераклит предполагает изначальную пассивность души, но в процессе взаимодействия с миром она активизируется и к старости снова становится пассивной. В целом он описывает процесс развития психического в зависимости от телесного состояния и меры взаимодействия с окружающим миром, что характерно для философов-материалистов. 


Гераклит признает изменчивость психического, описывая состояния наслаждения и опьянения, как увлажнение души, т.е. ее переход из активного в пассивное состояние. Душе присущ «самовозрождающийся логос», что может говорить о том, что душа есть часть космического логоса, воплощенная в человеческой сущности, и воспроизводит движения космического на микроуровне, что подтверждает тезис о видении человека как микрокосма в древнегреческой культуре.