ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 310
Скачиваний: 2
Воспитательная система – комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.
Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
Воспитание- это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.
Воспитание - это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально- экономических условиях.
Воспитатепьный процесс - это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс - ядро педагогической деятельности образовательного учреждения (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).
Воспитатепьная работа - это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций. Включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам
процесс их реализации (М.И.Рожков).
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели (В.А.Караковский, Л.И.Новикова,
Н.Л.Селиванова)
Воспитательная система не идентична системе воспитательной работы и системе воспитания. Воспитательная система образовательного учреждения не может функционировать долго, если в работу по ее созданию не вовлечены большинство членов, прежде всего педагогического коллектива, хотя, как известно, в эту работу должны быть включены и учащиеся, и их родители, и управляющий совет и другие лица, заинтересованные в эффективном функционировании образовательного учреждения. Важно не только привлекать новых сторонников создания и развития воспитательной системы, но и удержать тех, кто стоял в начале пути. Такие педагоги нередко в конце этапа становления воспитательной системы ощущают дефицит новизны в своей деятельности, у них появляется состояние усталости, недовольство соотношением затраченных усилий и полученными результатами.
Понятия.
"Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ
жизни коллектива, его психологический климат".
«Воспитательная система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда, внутреннее управление) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».
"Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего
жизнеспособность и развитие системы".
Система воспитательной работы - это управление процессом развития личности и строится она исходя из социального состава учащихся, микросреды, сложившихся традиций и возможностей школы.
Методы воспитания - это способ реализации целей воспитания. Способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
В настоящее время наиболее распространена классификация И.Г.Щукиной на основе направпенности по 3 группам:
-
методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
-
методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание)