Файл: Практическая работа по дисциплине Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 381

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения. Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7- летнего возраста. Запоминание в объеме 9±1 слово доступно здоровым детям школьного возраста.
Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.
3.Запоминание двух групп слов
Цель: исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала.
Оборудование: для исследования используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Группы слов для запоминания
1. Дом, лес, кот Холод, рыба, книга
2. Брат, окно, вода Лед, меч, круг
3. Куб, луч, трон Шуба, ваза, пирог
1. Сон, чай, гриб, лось, дуб Шум, мед, боль
2. Пар, кость, рожь, лещ, слон Вор, гусь, нож
3. Дед, мак, труд, поле, стул Пила, мир, лото
Вся методика заключается в виде нескольких последовательных процедур (этапов) запоминания и воспроизведения, возможно использование соревновательной и иных форм мотивации. Вначале перед ребенком ставится задача запоминания.
Инструкция 1. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты, послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Давай попробуем. Ты понял?»
Далее психолог с интервалом в полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, психолог ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует, делать замечание, нужно лишь обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова.
Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (в правильном или неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.
Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов, фиксируются правильность повторения и все привнесенные слова.
Инструкция 2. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке.
Вся процедура повторяется.
Инструкция 3. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»
Регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.
Инструкция 4. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».
Регистрируются все слова, которые произносит ребенок.
Возрастные особенности использования и нормативы выполнения.
Как правило, дети запоминают группу из 3 слов в правильном порядке после 1 предъявления, группу из 5 слов – после 2 предъявлений. Порядок слов может быть незначительно изменен.
При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания.
Как правило, дети не выходят за границы групп, а слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов в основном сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова.
При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1-2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1-2 слова).


9
Вариант 3. Исследование тактильной чувствительности и кинестезии.
Методики: 1.Праксис (2 субтеста), 2. Простарнственный праксис,
3.Динамический праксис, 4.Повторение ритма (3 серии).
1. Праксис
Цель: изучить способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.
Субтест 1. Праксис поз по зрительному
образцу.
Инструкция: «Делай, как я».
Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на (рис. 1) поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
Каждое задание выполняется и левой, и правой рукой.
Субтест
2.
Праксис
поз
по
кинестетическому образцу.
Инструкция:
«Закрой глаза.
Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?»
Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу.
Рис. 1. Праксис Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1.
Критерии оценки:
4 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;
3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
2 балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл - выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
0 баллов - задание не выполняется.
2. Пространственный праксис (пробы Хэда)
3
Цель: изучить способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.
Процедура: Психолог демонстрирует определенное положение рук в пространстве, а ребенок повторяет их. (Рис.2)
Инструкция:
Для заданий 1-3: «Сейчас я буду тебе показывать движения, а ты повторяй, как я». Далее психолог демонстрирует первые 3 позы (выбор руки за ребенком):
1) тыл правой руки к подбородку;
2) левая рука держит правый кончик правой брови;
3) тыл правой руки к правой щеке.
3
Руднева, К. В. Пространственный праксис у детей младшего школьного возраста с дизартрией / К.
В. Руднева, Е. В. Шереметьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). —
С. 513-516. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64699/ (дата обращения: 05.06.2022).

10
Учитывается сам факт выполнения задания, точность и скорость движений ребенка. Если задания 1-3 не выполнены, переходим к заданиям 4-6.
Инструкция для заданий 4-6: «Сейчас то, что я буду делать правой рукой, то и ты делай правой рукой (психолог ставит на локоть правую руку и ждет выполнения действия ребенком, при необходимости помогая ему вопросом: «Где у тебя правая рука»), а то, что я буду делать левой рукой, то и ты — левой» (психолог поднимает левую руку и проверяет усвоение инструкции):
4) левая рука держит мочку правого уха (если задание 4 выполнено с «зеркальными» ошибками, то инструкция повторяется еще раз);
5) правая ладонь к левой щеке;
6) тыл левой руки к левой щеке.
Инструкции для заданий 7-9: «Ты молодец, стараешься. А теперь будем работать двумя руками. Будь внимательнее».
Если предыдущие 3 пробы выполнены неверно, пробы 7-9 не предлагаются.
7) левая рука к правой щеке, правый тыл руки под левый локоть;
8) тыл левой руки на правый вертикальный кулак;
9) левая рука держит мочку правого уха, тыл правой руки на левой щеке.
Интерпретация: В норме для ребенка рубежа школьного возраста (7 лет) – выполнение всех
9 заданий. Результаты менее 7 заданий из 9 считаются недостаточными. Необходимо наблюдать за тем, в чем систематические затруднения ребенка (скорости, точности, симметрии). Обычно каждое задание оценивается по 4- балльной шкале – за каждый факт ставится по баллу в соответствующую колонку: 1.Выполнил/нет; 2. Скорости; 3. Точности; 4. Симметрии.
Рис 2. Пробы Хеда
3.Динамический праксис
Цель: Проба на реципрокную (взаимообратную) определяет координацию движений
(одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой) направлена на выявление
«сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия
Процедура. Исследователь (И.) кладет две руки ладонями вниз на стол и говорит ребенку
(Р.): «Сейчас мы поработаем руками. Положи руки на стол. Одну сожми в кулак и делай так, как я». И. сжимает одну кисть в кулак, не поднимая ее от стола, и фиксирует эту позицию на
1—2 с, чтобы Р. мог увидеть исходное положение. Затем он плавно разжимает эту кисть и одновременно сжимает другую, выполняя движение сначала в медленном, а потом в среднем темпе, чередуя положение рук. После 3—5 совместных движений И. прекращает предъявлять образец, но при этом просит Р. продолжать. Если Р. испытывает трудности, И. возобновляет


11 показ образца, и просит Р. повторять действия совместно с ним. Если Р. делает движение медленно, но правильно, его просят увеличить темп.
Интерпритация. И. фиксирует, делает ли Р. движения: реципрокно плавно (0 баллов), со сбоями — с отставанием той или иной руки, самоисправлениями (1), поочередно — сначала одной рукой, потом другой (2), с уподоблением— одинаковые движения обеими руками (3 балла).
Одновременно И. отмечает, есть ли в одной из рук или в обеих запаздывания (сбои), дополнительное передвижение всей руки, недоведение движений до конца (кисть не полностью сжимается в кулак и/или не полностью разжимается).
Возрасте нормы. 68% 7-летних первоклассников (7-леток) приходят к реципрокному выполнению задания сразу (59%) или после нескольких сбоев. Лишь один ребенок пришел к правильному выполнению от поочередного. Выполняют движения постоянно со сбоями 19% и поочередно 4%. Ошибки уподобления допускают 7% детей.
23% 6-летних первоклассников (6-леток) приходят к правильному выполнению задания сразу (18%) или после сбоев (5%). В этой группе значительно больше детей, приходящих к плавному реципрокному выполнению от поочередного (27%). Таким образом, только половина
6-леток оправляется с заданием. Выполняют движение со сбоями 23%, поочередно 14%, ошибки уподобления встречаются у 14% детей.
4.Повторение ритма.
Цель: изучить способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.
Процедура. Проба на ритмы состоит из 3 частей: воспроизведение ритмов по слуховому образцу, выполнение ритмов по речевой инструкции, оценка ритмов. Наличие 3 частей обусловлено тем, что самое естественное (и потому экологически валидное) задание на воспроизведение ритмов является комплексным.
Оно предполагает и слуховое восприятие, и выполнение серийных движений. Чтобы проинтерпретировать результаты этого задания, необходимы отдельные задания по слуховому восприятию и выполнению серийных движений. Задания, которые требуют участия слухового восприятия, представлены в этом разделе, задание на выполнение ритмов по речевому образцу было дано в разделе на серийную организацию.
Это задание состоит из восьми ритмических структур, часть из которых неакцентированные, а другие — акцентированные. Психолог предъявляет каждую ритмическую структуру в соответствии с образцом, а ребенок выполняет ритмы, повторяя каждую структуру не менее 5 раз. Психолог стучит счетной палочкой, его движения не должны быть размашистыми. При предъявлении ритмов для исключения опоры на зрительный образ движения психолог загораживает свою руку другой рукой.
Каждое задания в серии повторяется 2-3 раза для избежание случайностей, учитывается средний (устойчивый) результат.
Часть 1.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и, после того как я закончу, постучи точно так же»
Образец: 1) II II II; 2) III III III; 3) III III III (быстро); 4) IIIIII (быстро);
Интерпритация. В каждой серии подсчитывается количество правильно выполненных заданий. Максимально возможная оценка – 4 балла.
Часть 2.
5) II ***; 6) I **; 7) ** I; 8) *** II.
5-8 серии (как и первые) предъявляются неоднократно (2-3 раза). Удары следуют без пауз и без резкого контраста между более громкими (I) и более тихими (*) ударами.
Часть 3.
При проведении повторных исследований ребенку предъявляют серии:
9) *** III, 10) * III **, а первые две серии не предлагают.
Выполнение ритмов по речевой инструкции (см. выше). Оценка ритмических структур.


12
Приложение А. Пример.
Обследуемый
Ольга Ш.
Возраст
8 лет
Пол
Женский
Клинический диагноз
F43.0?
Направлена
участковым психиатром, для
исследования внимания
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
таблицы Шульте, корректурная проба, методика Пьерона-Рузера,
заедание «лабиринт».
……
Задание 3: методика Пьерона-Рузера
Время выполнения
2 минуты 56 секунд
I минута
- 23 фигуры
II минута
– 53-я фигура
III минута
- 100, сотая фигура была закончена в конце третьей
минуты.
Ошибки:
– 2 ошибки, 1 на 1-ой и 1 на 2-ой минуте
Результаты:
по возрастным нормативам – высокие, количество ошибок
– допустимое.
……
Заключение:
согласно результатам проведенных методик:
1.таблицы Шульте – 30 сек, 2 ошибки (норма, высокая скорость); 2.
корректурная проба – 48 сек, без ошибок (норма, средний результат, хорошая
переключаемость); 3.методика Пьерона-Рузера (норма, высокий результат);
4. задание «лабиринт» - 14 сек, (норма, высокий результат);
- внимание обследуемой Ольги Ш в норме, соответствует высоким
показателям скорости для данного возраста, переключаемость внимания –
нормальная.

13
Приложение 1.
1. Исследование процессов мышления и речи
Тест «Исключи лишнее»

14
«Последовательные картинки»
Рис 1.

15
Рис 2.
Приложение 2.
Зрительная память. Субтест 1.

16
Зрительная память. Субтест 2.
Тест «Зрительная память» – сюжетные изображения