Файл: Обеспечение законности в ходе осуществления оперативнорозыскной деятельности.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Обеспечение законности в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности»
Автор работы:
студент 4 курса
очной формы обучения
Ваганова Екатерина
Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов всеми должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
В регулировании общественных отношений, в том числе, возникающих в связи с осуществлением ОРД, верховенство закона является неотъемлемым атрибутом правового государства, к формированию которого стремится любое цивилизованное общество. Общеизвестно, что в российском законодательстве принцип законности имеет статус основополагающего конституционного принципа.
Законность – универсальный, общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение во многих статьях Конституции Российской Федерации, причем ее ст. 15 непосредственно определяет универсальный характер принципа законности.
Конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст. 15), оперативно-розыскным законодательством (ст. 4, 10, 14, 15, 21, 22 и др. Закона об ОРД) и различными ведомственными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Данный принцип запрещает осуществлять ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательными актами.
Обеспечение законности при проведении ОРД предполагает:
- осуществление ее исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;
- недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;
- привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;
- разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;
- оформление ее соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением.
С момента принятия в 1995 г. Закона об ОРД данная деятельность может осуществляться только на основании указанного Закона, который формулирует правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД. Эти нормы получают дальнейшую детализацию в подзаконных ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах).
Обеспечение законности зависит от таких факторов, как
- высокий уровень правосознания;
- наличие юридической ответственности оперативного работника в совокупности правовых отношений между ним и государством;
- укрепление престижа оперативной работы в целом.
Как и во всех других юридических сферах деятельности, принцип законности является основополагающим для всех государственных и общественных организаций. Несоблюдение любого из других принципов означает и нарушение принципа законности.
Принцип законности широко закреплен в нормативных правовых актах Российской Федерации. Не является исключением и российское оперативно-розыскное законодательство. Так, статья 3 Федерального закона «Об ОРД» определяет, что оперативно-розыскная деятельность основывается, прежде всего, на конституционном принципе законности.
Действием данного принципа объясняется то, что законом четко определены цели, задачи и принципы ОРД, круг органов, уполномоченных на ее осуществление, правовое положение ее субъектов, основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Принцип подчеркивает верховенство закона, взаимосвязь законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, правовой статус ОРД.
Принцип законности предполагает обязательное соблюдение субъектами ОРД предписаний и требований действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актов при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, которые связаны с ограничением конституционных прав человека и гражданина. Поэтому важным элементом гарантии соблюдения законности в ОРД является определенная государством в Законе «Об ОРД» (ст. 20 - 22) система контроля и надзора.
Анализируя второй элемент принципа законности (режим функционирования), необходимо отметить, что в целом рассматриваемый элемент представляет собой проведение органами, осуществляющими ОРД, оперативно-розыскного процесса в строгом соответствии с правовыми актами, регламентирующими его различные аспекты. Исходя из этого, деятельность подразделений криминальной полиции в рамках законодательного и ведомственного регулирования можно определить как функционирование системы в режиме законности.
В юридической литературе также в понятие «режим законности» включают наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в них правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства. Таким образом, режим законности, в свою очередь, складывается из двух составляющих: системы правовых актов и реализации содержащихся в них правовых норм.
Рассматривая правовую основу оперативно-розыскной деятельности, связанной с раскрытием преступлений, следует отметить, что она включает в себя достаточно широкий перечень нормативных актов и норм. К их числу можно отнести правовые нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, непосредственно обеспечивающие борьбу с преступностью. Кроме того, принимая во внимание многогранность преступных проявлений, перед оперативным работником, как правило, возникает необходимость обращаться к нормативным актам различных отраслей права, которые также вполне обоснованно можно включить в правовую основу деятельности по раскрытию преступлений.
В настоящее время действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе осуществления ОРД. Специфика современного правового регулирования ОРД заключается в том, что Федеральный закон «Об ОРД» не устанавливает всех без исключения правил, имеющих значение для общества. В свою очередь, многочисленность существующих правовых норм, их рассредоточенность по различным видам нормативных актов существенно затрудняют процесс их реализации правоприменителями. Вследствие этого создаются определенные условия для нарушения законности, когда действующее законодательство содержит в себе пробелы или противоречия.
Сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, в такой обстановке либо совершает умышленные действия в сфере отношений, не урегулированных законодательством, сообразуясь с имеющимися опытом и знаниями, либо основывается в своих действиях на коллизионной норме. Подобное развитие событий отнюдь не гарантирует правомерности последствий. Такая ситуация недопустима, каков бы ни был результат. Это яркий пример того, как система законодательства влияет на процесс реализации правовых норм и обеспечение режима законности в целом.
Подводя итог сказанному, отметим, что под обеспечением законности подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следует понимать, прежде всего, соблюдение режима законности при раскрытии преступлений. При этом режим законности включает в себя два взаимосвязанных элемента: систему правовых актов и процесс реализации содержащихся в них правовых норм.
- См.: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 8-9.
- Уголовный процесс : учеб. / ред. В. П. Божьев. М., 1998. С. 73.
- Ривман Д.В. Сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1999. С. 17.
- См.: Юридическая энциклопедия / ред. М. Ю. Тихомиров. М., 1997. С. 164.
- Зажицкий В.И. Принципы оперативно-розыскной деятельности // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Под ред. А.Ю. Шумилова. М., 1999. С. 25-27.
- Следует заметить, что вопросы конституционности Федерального закона об ОРД неоднократно стояли на повестке дня Конституционного Суда Российской Федерации. См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Идалова Тимура Саид-Магомедовича на нарушение его конституционных прав рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и частью второй статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 290-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1069; По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999. № 3.
Список литературы
8. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. № 6. С. 10-57.
9. Софронов В.Н. Проблемы обеспечения законности в оперативно-розыскной деятельности // Полицейское право. 2007. № 1. С. 156-157.
10. Сергеев В.В. Правовые основы обеспечения социалистической законности в оперативно-розыскной деятельности. М., 1984. С. 11.
11. Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий / К. К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков. М., 1997. С. 68.
12. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно- розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977. С. 127.
13. Юридическая энциклопедия / ред. М.Ю. Тихомиров. М., 1997. С. 164.
14. Пак В.А. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: проблемы и перспективы их разрешения // Мир юридической науки. 2014. № 6. С. 75.
15. Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. М., 1999. С. 16.
Спасибо за внимание!