Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящихся к основному виду деятельности;
- приобретение запчастей, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества;
- природного сырья (включая плату за природные ресурсы), оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, за воду из водохозяйственных систем;
- приобретаемых со стороны топлива, энергии всех видов, расходуемых на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;
- потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли и тому подобные затраты.
«Материальные затраты определяются исходя из фактического их расхода на предприятии в натуральном выражении и цен приобретения (без учета НДС), наценок (прибавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых оптовым поставщиком, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями».
К затратам на оплату труда относят оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексация доходов, компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, стоимость бесплатного питания, форменной одежды, оплата очередных отпусков, а также оплата труда не состоящих в штабе работников, принятых на договорных условиях, и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
Отчисления на социальные нужды, начиная с 2001 года, принимают форму единого социального налога (ЕСН), который зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Базовая ставка ЕСН для работодателей, производящих выплаты наемным работникам, составляет 26% фонда заработной платы работников; для индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих наем работников, и глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств – 10%. Попутно заметим, что шкала ЕСН регрессивна и ставка этого налога снижается по мере роста заработной платы работников предприятия.
Амортизация. Данный элемент включает в себя сумму амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) элементов основных производственных фондов (основных фондов) и нематериальных активов, рассчитываемых по нормам к их балансовой стоимости с учетом установленных предельных сроков их эксплуатации. В отличие от других элементов затрат они не являются денежными затратами предприятия. Амортизационные отчисления представляют собой расчетную величину, отражающую часть стоимости основных фондов и нематериальных активов, перенесенную на готовый продукт и накапливаемую для целевого использования на капитальные вложения.
К прочим затрата относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, платежи за выбросы загрязняющих веществ, расходы по обязательному и добровольному страхованию работников и имущества предприятия, затраты на сертификацию продукции и услуг, расходы на получение лицензий на право заниматься каким-либо видом деятельности, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество, амортизацию нематериальных активов, отчисления в ремонтный фонд, а также другие, входящие в состав затрат на производство продукции и не вошедшие в вышерассмотренные элементы.
«Таким образом, сумма затрат по всем перечисленным элементам позволяет реально определить себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая, в свою очередь, формируется на базе расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99)».
К операционным расходам относят:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, выплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценивание вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
-Прочие операционные расходы
К не операционным расходам относятся:
-Штрафы, пени и неустойки за нарушение договора;
- возмещение убытков, понесенных организацией;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности и прочих без надежных долгов, по которым истек срок исковой давности.
-Курсовые разницы
-Сумма списания активов (за исключением внеоборотных активов);
-переводы средств (например,пожертвования,платежи),связанныесблаготворительной,спортивной,рекреационной,развлекательной,культурнойиобразовательнойдеятельностью;
-Прочие внереализационные расходы.
Все выше перечисленные расходы должны признаваться только при соблюдении следующих условий
-Расходы понесены в соответствии с требованиями конкретных договоров, нормативно-правового законодательства и практики ведения хозяйственной деятельности;
-Сумма расходов может быть определена.
-Существует уверенность в том, что конкретная операция приведет к уменьшению экономических выгод организации. Это верно только в том случае, если организация передала активы или отсутствует неопределённость в отношении передачи активов.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется в отношении расходов, понесенных организацией, в бухгалтерском учете организации признается начисление.
Чрезвычайными расходами признаются затраты, понесенные в результате чрезвычайных событий хозяйственной деятельности (например, стихийные бедствия, пожар, аварии, национализация имущества).
Важной частью финансового менеджмента является классификация затрат на постоянные и переменные. Такая классификация позволяет организации быстро управлять своей прибылью.
'Постоянные затраты определяются как затраты, которые не зависят от объемов производства'. Постоянные затраты определяются как затраты, которые не зависят от объемов производства и могут быть понесены, даже если предприятие простаивает или только что создано. Такие затраты включают, например, арендную плату за арендованные основные средства, амортизацию основных средств, принадлежащих компании, заработную плату административного и обслуживающего персонала, коммунальные, почтовые и телеграфные услуги и налоги".
Переменные затраты - это затраты на сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, топливо, энергию для технических целей, заработную плату основных работников, ремонт и обслуживание оборудования. Эти затраты зависят от объема производства и увеличиваются при увеличении объема производства и уменьшаются при его снижении. Другими словами, они реагируют на изменения в объеме выпуска и (или)продаж.
'Различие между переменными и постоянным и затратами является основополагающим для предприятия. Переменными затратами можно управлять, поскольку их можно изменять в течение коротких периодов времени путем корректировки объемов производства. Постоянные затраты, которые должны оплачиваться принудительно и поэтому явно находятся вне прямого контроля руководства компании, могут применяться с помощью этой классификации для формирования полной себестоимости определенной продукции, себестоимости готовой продукции в процессе производства или на складе, для расчета цен и расчета рентабельности.
Наиболее важными из них являются, конечно, доходы и расходы, возникающие в результате обычной деятельности. Они вносят существенный вклад в конечный финансовый результат.
3. Формирование и распределение прибыли
Прибыль - это часть чистого дохода, который предприятия получают непосредственно после реализации продукции в качестве вознаграждения за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляется как разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений из выручки в бюджет и внебюджетные фонды) и совокупными расходами периода отчётного.
Как одна из важнейших категорий рыночных отношений прибыль выполняет несколько определённых функций. Во-первых, она характеризует экономический эффект, который был получен в результате всей деятельности предприятия, т.е. отражает конечный финансовый результат. Во-вторых, она также обладает стимулирующей функцией, то есть её содержание состоит в том, что прибыль является одновременно финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Полученной прибылью определяется уже реальное обеспечение принципа самофинансирования. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования разных уровней бюджетов.
При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели, которые можно представить следующим образом.
1) по видам хозяйственной деятельности различают прибыль:
- от основной (операционной) деятельности;
- инвестиционной деятельности;
- финансовой деятельности;
2) по составу включаемых элементов различают:
- маржинальную (валовую) прибыль - это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
- общий финансовый результат отчётного периода до выплаты налогов и процентов (брутто-прибыль). Эта прибыль включает финансовые результаты от финансовой и инвестиционной деятельности, от операционной, внереализационные и чрезвычайные расходы и доходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует финансовый результат, заработанный предприятием для всех сторон, которые заинтересованы (государство, кредиторы, собственники, наёмный персонал);
- прибыль до налогообложения - это сумма, остающаяся после выплаты кредиторам процентов;
- чистая прибыль - это сумма прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты всех возможных налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
3) в зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной деятельности и полученную в результате чрезвычайных ситуаций;
4) по характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль в соответствии с периодически пересматриваемым налоговым законодательством;
5) по степени учёта инфляционного фактора различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчётном периоде;
6) по экономическому содержанию прибыль делится на экономическую и бухгалтерскую. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчёте её величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учёте (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и явными текущими затратами, отражёнными в системе бухгалтерских счетов;
7) по характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределённую) и потребляемую.
Капитализированная прибыль - это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов организации. Потребляемая прибыль - та её часть, которая расходуется на выплату дивидендов учредителям и акционерам организации.