Файл: Анализ воспитательной и профилактической работы школы в 20212022 учебном год.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ воспитательной и профилактической работы
школы в 2021-2022 учебном году
Воспитательная работа МАОУ СОШ №2 направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная работа в 2021-2022 учебном году показывает, каким образом педагоги реализовали воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, основного общего и среднего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы воспитания школы стало приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Воспитательная система строится в соответствии с:
- законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Концепцией модернизации российского образования на период 2020 года. Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя:
- Учебные занятия;
- Внеурочную жизнь детей;
- Разнообразные виды деятельности;
- Общение за пределами школы, в социуме.
Воспитательная деятельность включает следующие виды:
- Познавательную;
- Игровую;
- Спортивную;
- Творческую;
- Коммуникативную;
- Досуговую;
- Общественно-организаторскую;
- Профориентационную.
В воспитательные работы школы в 2021-2022 году выделены в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их стало базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;


- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом стало создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Важно, этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;


- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствовало решение
следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
4) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
5) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
6) организовывать в школе волонтерскую деятельность и привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
10) организовать работу школьных бумажных и электронных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
11)развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
12)организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
13)развивать социальное партнерство школы
Планомерная реализация поставленных задач позволило организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
В системе воспитательной работы школы можно выделить несколько направлений, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода:

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Модуль «Профилактика»

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Модуль «Самоуправление»

Модуль «Волонтёрство»

Модуль «Классное руководство»

Модуль «Работа с родителями»

Модуль «Профориентация»

Организация предметно-эстетической среды


Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Для этого в школе использовались следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума: благотворительные акции. «
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, научные руководители краеведческого музея, представители общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы, региона, страны: муниципальные и региональные семинары и конференции по обмену передовым опытом воспитательной работы, круглый стол с представителями медицинского училища, медицинских работников.
 спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:
Фестиваль здорового образа жизни, флешмобы.
На школьном уровне:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы;
 торжественныепосвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей;
 мероприятия в рамках МИП;
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
 линейки поднятия и спуска флагов.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.


I четверть

Название мероприятия
Классы
1
Линейка День Знаний
1,11, классы
2
Есенинская неделя
5-8 классы
3
Работа школьного телевидения «Большие перемены»
9 кл классы
4
Цикл праздничных мероприятий, посвященных Дню учителя
1-11 классы
5
Конкурсы фотографий
1-11 классы
6
Конкурсы рисунков
1-4 классы
7
Конкурс стихов в начальной школе
1-4 классы
8
Цикл мероприятий в школьной библиотеке
1-11 классы
9
Выборы президента школы
5-11 классы
10
Урок - концерт «День музыки»
8 е классы
ВСЕГО: 34 мероприятия
II четверть

Название мероприятия
Классы
1
Кулинарная битва
11а кл
2
День матери
1-11 кл
3
Конкурс авторских новогодних игрушек
1-4 классы
4
Конкурс новогодних плакатов
1-4 кл
5
Новогодние стихи в начальной школе
1-4 классы
6
Цикл мероприятий в школьной библиотеке
1-11 кл
7
Битва хоров Конкурс
1-11 кл
8
Участие в краевом конкурсе «Рождество»
2б класс
9
Конкурсы эссе - рассуждений
8-9 классы
10
Конкурс новогодних костюмов
1-11 кл
11
Цикл мероприятия, посвященных дню борьбы со СПИДом
8-11 кл
ВСЕГО: 39 мероприятия
III четверть

Название мероприятия
Классы
1
Конкурс чтецов, посвященный Сталинградской битве
6 классы
2
Конкурс авторских стихотворений
1-11 классы
3
Фестиваль военно- патриотической песни
1-11 кл
4
Участие во Всероссийском проекте «Киноуроки в школах России»
1-11 классы
5
Конкурс чтецов, посвященный Дню освобождения Краснодарского края
5г класс
6
Участие в муниципальном туре конкурсе «Живая классика»
5г класс
7
Конкурсы эссе - рассуждений
8-9 классы
8
Участие в дне единых действий РДШ
9в, 7б, 7в
9
Участие в окружной выставке «Город мастеров»
ВСЕГО: 39 мероприятия
IVчетверть
№ Название мероприятия
Классы
1
Цикл мероприятий , посвященный Дню космонавтики
1-11 классы
2
Фестиваль военно- патриотической песни, посвященный дню Победы
1-11 кл
3
Участие во Всероссийском проекте «Киноуроки в школах России»
1-11 классы
4
Конкурс чтецов, посвященный Дню 100 летию Пионерии
6г класс
5
Участие в муниципальном туре конкурсе «Живая классика»
5г класс
6
Конкурсы эссе - рассуждений
5-9 классы
7
Участие в дне единых действий РДШ

8
Общешкольный концерт, посвященный Дню Победы
9
Праздник «Последний звонок»
1,4,9,11 классы
ВСЕГО: IV четверть - 139 мероприятия
2021 – 2022 учебный год –251 мероприятие

Организация и проведение мероприятий, имеющих
патриотическую направленность
, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. Большоее количество патриотических мероприятий пришлось на апрель и май месяцы. Особенно хочется отметить огромную помощь родителей. По данному направлению проводились следующие мероприятия:
I четверть

Название мероприятия
Классы
1
Акция «900 дней мужества»
1-11 классы
2
Конкурс инновационных проектов
1-11 классы
3
Операция «Обелиск»
9 кл классы
4
Организация встреч с ветеранами ВОВ
1-11 классы
5
Уроки мужества, посвященные освобождению Краснодарского края
1-11 классы
6
Конкурс презентаций «Героические действия земляков»
11 классы
7
День Воинской славы России — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
6- классы
8
Библиотечная выставка «Священные страницы памяти»
1-4 классы
9
Книжная выставка «Память о войне нам книги оживят»
8 классы
10 Библиотечный урок «Когда мой край пылал огнем»
7 классы
11 Презентация книги «Жизнь прожить не поле перейти»
8а класс
12 Исторический классный час «Славная страница народного подвига», посвященный 78й годовщине со дня освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков и завершения битвы за Кавказ.
1-11 классы
ВСЕГО: 109 мероприятия
II четверть

Название мероприятия
Классы
1
День неизвестного солдата
8в кл
2
Всекубанский урок мужества
1-11 классы
3
Всероссийский Онлайн проект «Письмо солдата»
7б класс
4
Всероссийский Марафон памяти
8в класс
5
Конкурс презентаций «Героические действия земляков»
5 -е классы
6
Библиотечная выставка «Священные страницы памяти»
1-4 классы
7
Книжная выставка «Память о войне нам книги оживят»
9 классы
8
Библиотечные уроки
7 классы
ВСЕГО: 101 мероприятие
III четверть
IVчетверть

Название мероприятия
Классы
1
Классные часы, посвященный Дню Победы
1-11 классы
2
Всероссийская акция «Сад памяти»

3
Всероссийская акция «Мой герой»
1-11 классы
4
Всероссийская акция «Бессмертный полк»
1-11 классы
5
Мероприятия, посвященные 100 летию Пионерской организации.
10а, 10б

Название мероприятия
Классы
1
Классный час «Памяти жертв Холокоста и Красной армии»
8а, 8б, 7а
2
День воинской славы «День снятия блокады в Ленинграде»
8в, 6г, 9в
3
День воинской славы «День Сталинградской битвы»
7б, 5в, 4к
4
День освобождения Краснодарского края
5а, 6б, 7в
5
Выставка рисунков « День освобождения краснодарского края»
8в 8б 10б
6
Урок мужества «Стоявшие насмерть»

7
Цикл мероприятий в рамках 23 февраля
1-11 классы
ВСЕГО: 102 мероприятия