Файл: Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности Готовность к инновациям включает три основные компонента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности Готовность к инновациям включает три основные компонента
1. Психологический компонент (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое.
2. Теоретический компонент система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.
3. Практический компонент совокупность умений реализовывать эти новшества. В структуре данной готовности является личностная готовность, то есть наличие у педагога основных личностных свойств, необходимых для инновационной, в первую очередь, опытно-экспериментальной деятельности
– вариативность мышления
– креативность (способность к творчеству
– перцептивность (способность к восприятию нового
– коммуникативность (способность общаться, культура диалога
– толерантность (терпимость к инакомыслию
– синтонность (способность настроиться на волну другого человека руководителя, коллеги, ребёнка, родителя
– эмпатийность (способность к сопереживанию) и целый ряд других. Выделяют также следующие компоненты готовности педагога к экспериментальной деятельности
– мотивационная готовность
– технологическая (операционная) готовность
– креативная готовность
– рефлексивная готовность. Критерии и показатели компонентов готовности представлены в таблице 1. Таблица 1 Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности Компоненты готовности Критерии Показатели
Мотиваци- онная готовность Наличие исследовательской позиции в заданном экспериментальном поле. Положительные практические состояния, вызванные отношением к экспериментальной деятельности. Технологи- Выполнение дей- Соответствие экспериментальных ческая (опе- ствий, предусмотрен- действий и их результатов методо- рационная) ных технологией экс- логическим предписаниями задан- готовность периментальной дея- ным исходным установкам заказчи- тельности. ка.
Креативная Интеллектуальная Получение креативного готовность инициатива в тактике оригинального, не имевшегося реализации заданных ранее и т.п.) и обоснованного
исходных установок. продукта. Рефлексивная готовность Осмысленность экспериментальных действий. Адекватность самооценки собственных идей, предложений, опыта и т.д., обоснованное принятие или непринятие идей, опыта, предложений и т.д. других участников экспериментальной деятельности. Методика 1. Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности автор Степанов С.Ю.). Инструкция Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения. Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Подними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению.
№ Утверждения
1. Вам непонятно, зачем нужно развивать творческий потенциал. Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Вам неясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности. Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Вы наблюдаете за инновационным процессом со стороны. Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Высчитаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий. Высчитаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Высчитаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий. Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


6. Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся. Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7. Высчитаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Выработаете. Высчитаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Выработаете. Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей. Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9. Выверите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими. Выверите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10. Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет. Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11. Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы. Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12. Высчитаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого. Высчитаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13. Высчитаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе. Высчитаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высчитаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся. Высчитаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию ради события, которое стоит игнорировать или перетерпеть. Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями. Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высчитаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы. Высчитаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе. Вы уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высчитаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам. Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются. Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ключ к методике № 1. Шкала готовности к творческо- инновационной деятельности (Степанов С.Ю.). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности. При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели от 0 до 80 баллов – низкий уровень, от 81 до 140 баллов – средний уровень, от 141 до 200 баллов – высокий уровень.

Методика 2. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии автор Фетискин Н.П.). Инструкция Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик.
1. Осознание личной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
1 2
3 4 5
6 7
8 9
2. Наличие познавательных интересов в области педагогики и психологии
1 2
3 4 5
6 7
8 9
3. Чувство долга и ответственности
1 2
3 4 5
6 7
8 9
4. Любознательность
1 2
3 4 5
6 7
8 9
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
1 2
3 4 5
6 7
8 9
6. Потребность в психолого- педагогическом самообразовании. Потребность в самопознании
1 2
3 4 5
6 7
8 9
8. Ранговое место самообразования среди других видов деятельности
1 2
3 4 5
6 7
8 9
9. Уверенность в своих силах
1 2
3 4 5
6 7
8 9
10. Уровень общеобразовательных знаний 1 2
3 4 5
6 7
8 9
11. Уровень общеобразовательных умений 1 2
3 4 5
6 7
8 9
12. Уровень педагогических знаний и умений
1 2
3 4 5
6 7
8 9
13. Уровень психологических знаний и умений
1 2
3 4 5
6 7
8 9
14. Уровень методических знаний и умений
1 2
3 4 5
6 7
8 9
15. Уровень специальных знаний
1 2
3 4 5
6 7
8 9 Ключ к методике № 2. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии
(Фетискин Н.П.). Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития. Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1–9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют
следующие количественные показатели 55 и более баллов – низкий уровень, 36–54 балла – средний уровень, 35 и менее баллов – высокий уровень. Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10–15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели 37 и более баллов – низкий уровень, 24–36 баллов – средний уровень, 23 и менее баллов – высокий уровень. Методика 3. Диагностическая карта Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности Инструкция Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по балльной шкале.
№ Критерии
1 2 3 4
5
I. Мотивационно-творческая направленность личности
1. Заинтересованность в творческой деятельности
2. Стремление к творческим достижениям
3. Стремление к лидерству
4. Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации
5. Личная значимость творческой деятельности
6. Стремление к самосовершенствованию Всего
II. Креативность педагога
7. Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления
8. Стремление к риску
9. Критичность мышления, способность к оценочным суждениям
10. Способность к самоанализу, рефлексии Всего
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности
11. Владение методами педагогического исследования. Способность к планированию экспериментальной работы
13. Способность к созданию авторской концепции
14. Способность к организации эксперимента


15. Способность к коррекции своей деятельности
16. Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов
17. Способность к сотрудничеству
18. Способность творчески разрешать конфликты Всего
IV. Индивидуальные особенности личности учителя
19. Работоспособность в творческой деятельности
20. Уверенность в себе
21. Ответственность Всего Обработка результатов на основе полученных результатов делаются выводы о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности, если набрано от 84 до 71 балла среднем уровне – от 70 до 55 баллов низком уровне
– менее 55 баллов. Методика 4. Диагностика продуктивности инновационной деятельности педагогического коллектива Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится последующим параметрам повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет

0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.
Таблица 2 Анализ продуктов деятельности учителей муниципального общеобразовательного учреждения Номер п
/п
Ф.И

За ним ае мая дол ж
нос ть.
П
ре подаваемый предмет Число полных лет Стаж педагогической работы (число лет месяцев, дне й)
Р
азряд
, категория год прохождения последней аттестации Повышение квалификации более раза в 5
ле т)
Распростране ние своего педагогического опыта Разработка программно- методических материалов При м
ен ен ие современных педагогических технологий При м
ен ен ие цифровых образовательных ресурсов Уча сти е воспитанников воли м
пи ад ах конкурсах Прод ук ти внос ть инновационной деятельности Уча сти е в профессиональных конкурсах Пуб лика ци и Участие всем ин арах, конференциях мастер- классах bПримечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66.
Методика 5. Диагностическая карта выявления уровня методической компетентности педагогов инструментарий для помощи в работе организатора методической службы. Методическая компетентность Показатели (индикаторы) оценивания Информированность 1. Имеет сведения об инновационных процессах об инновационных в образовании детей. явлениях в образова 2. Выделяет и обосновывает приоритеты в со- нии временном образовании.
3. Умеет выделить проблемы для развертывания инновационной деятельности.
4. Умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено.
5. Аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами.
6. Подбирает средства для решения практической инновационной задачи.
7. Грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы. Определение содержания инновационной деятельности
1. Выделяет приоритетные направления для развертывания инновационной деятельности.
2. Формулирует объективно существующие противоречия для определения содержания инновации.
3. Обосновывает выбор содержания инновации, ее актуальность и значимость для науки и практики.
4. Формулирует проблемы инновации.
5. Видит отсроченный ожидаемый результат.
6. Проектирует содержание инновации с учетом возрастных особенностей детей.
7. Видит траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации. Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации
1. Знает современные педагогические технологии.
2. Умеет спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инновации.
3. Делает отбор технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников.
4. Самостоятельно оценивает эффективность применения технологии.
5. Самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии.
6. Разрабатывает авторские педагогические технологии развивающего обучения.

Разработка педагогом инновационной методической продукции
7. Видит необходимость разработки той или иной инновационной методической продукции.
8. Знает структуру и содержание разных форм и видов инновационной методической продукции программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т.д.).
9. Конструирует необходимую инновационную методическую продукцию. Умеет прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования. Описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования. Ведет учет индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции. Создает методическую продукцию, востребованную другими педагогами. Четко определяет цели и задачи разработки данной методической продукции. Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции Владеет сведениями о критериях оценивания качества образованности детей. Умеет отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукции. Разрабатывает критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции. Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности Умеет выделять основания для самообразования. Выделяет приоритетные направления для развертывания самообразования. Формулирует наиболее актуальную тематику самообразования. Определяет этап самообразовательной деятельности. Определяет ожидаемые результаты по каждому этапу самообразования. Использует научно-методический материал в самообразовательных целях. Выделяет из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования. Использует полученные сведения для создания инновационной методической продукции.
Для заполнения данной карты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению методической компетентности по бальной шкале 10–9 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога в полной мере 8–7 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога не в полной мере 5–6 баллов – показатель присутствует в деятельности педагога в меньшей мере 3–4 балла – показатель отсутствует. За каждый показатель проставляется оценка (в баллах, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя. Если педагог набирает 90–100% – уровень его методической компетентности оптимальный 89–70% – уровень его методической компетентности достаточный 69–50% – уровень компетентности критический менее 50% – уровень недопустимый.