Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие и сущность социально-психологического климата в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТEОРEТИЧEСКИE АСПEКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧEСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.2 Факторы, формирующие социально-психологичeский климат в организации
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Исследование социально- психологического климата в организации
2.2 Сравнительный анализ взаимосвязи исследуемых характеристик
2.3. Коррекционная программа по улучшению социально-психологического климата в организации
2.3. Коррекционная программа по улучшению социально-психологического климата в организации
Важным условием успешного проведения тренинга является надлежащая подготовка, наличие соответствующих дидактичных материалов и оборудования (технические средства учебы, слайды, плакать, видеозаписи, раздаточные материалы и тому подобное).
Каждая сессия данного тренинга, как правило, начинается с презентации программы тренером, упражнений на знакомство участников тренинга, принятия правил поведения во время тренинга, упражнений-ледоколов, которые способствуют созданию благоприятной атмосферы в аудитории.
Во время проведенного нами тренинга использовались такие формы работы как мини-лекции, работа в малых группах и парах, дискуссии, деловые игры, психотехнические упражнения, которые направлены на активизацию интеллектуального потенциала слушателей, открытое выражение эмоций, формирование новых убеждений, ценностей, соответствующих поведенческих умений и навыков.
Также тренинг содержит вспомогательные упражнения, которые можно использовать как домашнюю работу.
Основу тренинга составляют так называемые «структурные упражнения», которые подаются по следующей схеме:
- название упражнения (например: Упражнение «Передай стул»);
- описание упражнения (например, упражнение направлено на сплочение группы);
- описание необходимых материалов и оборудования (оборудование - обычные стулья, количество которых совпадает с количеством участников);
- инструкция для участников упражнения (например: «Сейчас вы поставите стулья в круг и каждый станет сзади своего стула. Потом вы должны поставить стулья на две задних ножки, придерживая их рукой. Кто-то должен подать команду, по которой вы должны отпустить свой стул и подхватить соседний так, чтобы стул не упал и не встал на все четыре ножки. Таким образом, вы будете двигаться по часовой стрелке, пока не вернетесь на место»)
- приблизительное время выполнения упражнения.
Очень важно, чтобы во время презентации и обсуждения правил общения и порядка проведения тренинга тренер ненавязчиво подводил к утверждению главных его принципов:
- доброжелательность;
- непредубежденность;
- взаимоуважение;
- открытость;
- терпимость;
- взаимопомощь;
- здоровый юмор.
Правила, сформулированные группой, желательно записать на ватмане и вывесить его на видном месте, где он будет находиться на протяжении всего тренинга. Они могут быть такими: говорить по очереди, коротко, по существу, не перебивать друг друга, говорить от собственного имени, не критиковать других.
Каждую сессию, как правило, завершает так называемый «Fееd-bаск» - свободные высказывания каждого члена группы о личных впечатлениях от занятия.
После каждой сессии организуется «Соffее-Теа-brеак» - перерыв длительностью 15 минут, во время которого можно выпить кофе, чай, в знойную погоду - прохлаждающие напитки.
Тренинг завершается ритуалом прощания.
Цель тренинга: создание в группе атмосферы доверия и открытости, продемонстрировать участникам тренинга процесс обмена информацией, роль и важность каждого звена в этом процессе, выяснить основные причины возникновения конфликтов в коллективе и продемонстрировать пути их решения.
Ориентировочное время, необходимое для проведения тренинга: 20 часов.
План проведения тренинга-семинара
День 1 «Коммуникация в повседневной жизни и профессиональной деятельности»
Цель: до конца первого дня участники должны
Знать:
- что такое общение, его формы, виды;
- приемы активного слушания (и уметь их применять);
- роль коммуникации в повседневной жизни;
- роль обратной связи в общении;
Уметь:
- определять барьеры общения и уметь их преодолевать;
- давать определение коммуникативным шумам;
- учитывать ситуацию общения;
- определять свою роль в общении.
День 2 «Межличностное общение и взаимодействие»
Цель:
- активизировать группу на плодотворную работу;
- создать в группе атмосферу доверия и открытости;
- проверить знание материала предыдущего дня;
- ознакомить участников с планом текущего;
- ознакомить участников с принципами формирования собственного позитивного имиджа;
- провести необходимые упражнения, чтобы расширить и углубить теоретические и практические знания об общении и взаимодействии.
День 3 «Принципа командной работы»
Цель:
-продемонстрировать участникам преимущества командной работы;
-дать почувствовать участникам тренинга важность согласованных действий во время групповой работы;
-выявить уровень доверия к членам команды;
-выяснение места и роли работника в подразделении;
-ознакомить участников с принципами формирования собственного позитивного имиджа;
-помочь каждому участнику четко определить свое место в структуре подразделения.
Таблица 5
Структура коррекционной программы по улучшению социально-психологического климата в организации
День 1 «Коммуникация в повседневной жизни и профессиональной деятельности»
Сессия |
Содержание работы |
Цель сессии |
9:00- 10:00 – Регистрация участников |
||
I 10:00- 11:30 |
Обсуждение и принятие правил тренинга. Знакомство участников. |
Представить тренерскую команду, ввести участников в курс дела, ознакомить их с расписанием работы, создать в группе непринужденную, доброжелательную. атмосферу; настроить всех на активную и плодотворную работу; ознакомить участников с материалами I сессии, провести несколько упражнений, получить обратную связь от участников. |
II 11:45- 13:00 |
Разминка: упражнения на активизацию внимания и наблюдательности |
Ознакомить членов группы с такими явлениями коммуникации, как барьеры общения и коммуникативные шумы. Объяснить их негативный характер и обсудить пути преодоления. Закрепить знание с помощью практических упражнений. Получить обратную связь. |
13:00- 14:00 – Обеденный перерыв |
||
III 14:00- 15:30 |
Сущность и значение общения. Барьеры в общении. Активное слушание и обратная связь |
Дать участникам тренинга возможность почувствовать влияние на процесс общения наличия-отсутствия обратной связи. |
IV 15:45- 17:15 |
Ситуации общения и понятия коммуникативного задания |
Продемонстрировать важность учета ситуации общения и позиции, которую занимает каждый из ее участников. Подвести итоги дня, дать материалы для самостоятельного изучения. |
День 2 «Межличностное общение и взаимодействие»
Сессия |
Содержание работы |
Цель сессии |
I 9:00 – 10:30 |
Принципы формирования собственного позитивного имиджа |
Настроить группу на плодотворную работу, проверить знание из программы первого дня, ознакомить участников с материалами второго дня, провести необходимые упражнения для закрепления информации, получить обратную связь. |
II 10:45 – 13:00 |
Межличностное общение и взаимодействие. Часть 1. |
Создать в группе атмосферу доверия и открытости, расширить и углубить теоретические и практические знания участников группы об общении и взаимодействии, как средства становления личности. |
13:00- 14:00 – Обеденный перерыв |
||
III 14:00 – 15:30 |
Межличностное общение и взаимодействие. Часть 2 |
Углубить понимание межличностных умений, установления и поддержания межличностных отношений, оценка своих отношений с другими. |
IV 15:45 – 17:15 |
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции |
Обсуждение реагирования на чрезмерный взрыв эмоций и способов овладения собственными чувствами, самоконтроль собственных действий, эмоций, чувств |
День 3 «Принцип командной работы»
Сессия |
Содержание работы |
Цель сессии |
I 9:00 – 10:30 |
Приемы эффективного взаимодействия в команде, закрепить знание с помощью практических упражнений |
Продемонстрировать участникам преимущества командной работы, закрепления информации, получить обратную связь, дать почувствовать важность согласованных действий во время групповой работы. |
II 10:45 – 13:00 |
Выяснение места и роли работника в подразделении. |
Помочь участникам определить свое место в коллективе, объяснить важность и принципы обмена информацией в подразделении. |
13:00- 14:00 – Обеденный перерыв |
||
III 14:00 – 15:30 |
Принципы здоровой конкуренции. Конфликты в коллективе. |
Объяснить участникам принципы здоровой конкуренции, выяснить основные причины возникновения конфликтов в коллективе и продемонстрировать пути их решения. |
IV 15:45 – 17:15 |
Подведение итогов тренинга. Получение отзывов. |
В благоприятной обстановке подвести итоги тренинговой работы |
Выводы по главе
В ходе практической части работы с целью изучения особенностей социально-психологического климата в организации, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 сотрудников организации.
Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что 11% (5 человек) исследуемых оценивают благоприятность психологического климата на низком уровне. Члены коллектива, которые показали низкие результаты в этой методике нуждаются в повышенном внимании со стороны психолога, ведь они могут чувствовать себя не уютно в данной организации. Больше всего среди исследуемых тех, кому присущая оценка психологического климата в организации на среднем уровне - 61% (28 человек). Несколько меньшее количество членов обследуемого коллектива с высоким уровнем данной характеристики - 28% (13 человек).
37% (17 человек) обследуемых имеют средний уровень выраженности агрессивности. Люди, которые имеют средний уровень агрессивности являются наиболее успешными в жизни, поскольку они имеют достаточное объективное достоинство и самоуверенность.
Большее количество исследуемых, а именно 63% (29 лиц) имеют высокий уровень агрессивности. Это свидетельствует о том, что они нередко бывают неуравновешенными и слишком жестокими по отношению к другим людям. Такие люди надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.
Те, кто имеют низкий уровень агрессивности в отношениях являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, но таких лиц среди обследуемых нет.
больше всего среди участников тестирования со средним уровнем конфликтности - 50% (23 сотрудника). Такие люди тактичны и миролюбивы, умело уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, а также способны противостоять обострению отношений в коллективе.
Те, кто имеют низкий уровень конфликтности в отношениях, являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Их часть среди исследуемых представляет 24% (11 человек). К тому же пассивность, стремление уйти от проблем, которые возникают в коллективе, поневоле делает их непрямым виновником конфликтов и конфликтных осложнений.
Участники коллектива, которые имеют высокий уровень конфликтности, а таких среди опрошенных 26% (12 человек), нередко бывают неуравновешенными, слишком жестокими по отношению к другим людям и являются тяжелыми в общении. Такие люди временами идут на конфликт ради дела, «из-за принципа», надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.
С целью оптимизации психологического климата в коллективе нами был разработан и проведен тренинг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологический климат коллектива является полифункциональной социально-психологической структурой, посредством которого опосредуется любая деятельность в коллективе. Сущность его заключается в том, что он отражает непосредственно характер взаимоотношений участников коллектива, а также преобладающий тон настроения в нем, который связан с удовлетворенностью членов коллектива различного рода факторами жизнедеятельности (условиями жизнедеятельности, организацией личного труда, отношениями с коллегами, стилем и уровнем руководства).
В коллективе в процессе общения осуществляются определенные взаимодействия между его отдельными членами, между индивидом и коллективом в целом, которые оказывают существенное влияние как на динамические процессы, происходящие в нем, так и на состояние, поведение и развитие составляющих ее индивидов, и в ходе которых устанавливаются различные виды взаимоотношений. Используемый в организации стиль руководства является одним из важных факторов оптимизации социально-психологического климата в коллективе.