Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие‏ и сущность социально-психологического климата в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе практической части работы с целью изучения особенностей социально-психологического климата в организации, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 сотрудников организации.

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что 11% (5 человек) исследуемых оценивают благоприятность психологического климата на низком уровне. Члены коллектива, которые показали низкие результаты в этой методике нуждаются в повышенном внимании со стороны психолога, ведь они могут чувствовать себя не уютно в данной организации. Больше всего среди исследуемых тех, кому присущая оценка психологического климата в организации на среднем уровне - 61% (28 человек). Несколько меньшее количество членов обследуемого коллектива с высоким уровнем данной характеристики - 28% (13 человек).

37% (17 человек) обследуемых имеют средний уровень выраженности агрессивности. Люди, которые имеют средний уровень агрессивности являются наиболее успешными в жизни, поскольку они имеют достаточное объективное достоинство и самоуверенность.

Большее количество исследуемых, а именно 63% (29 лиц) имеют высокий уровень агрессивности. Это свидетельствует о том, что они нередко бывают неуравновешенными и слишком жестокими по отношению к другим людям. Такие люди надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.

Те, кто имеют низкий уровень агрессивности в отношениях являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях, но таких лиц среди обследуемых нет.

Больше всего среди участников тестирования со средним уровнем конфликтности - 50% (23 сотрудника). Такие люди тактичны и миролюбивы, умело уходят от споров и конфликтов, избегают критических ситуаций на работе и дома, а также способны противостоять обострению отношений в коллективе.

Те, кто имеют низкий уровень конфликтности в отношениях, являются слишком уступчивыми, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Их часть среди исследуемых представляет 24% (11 человек). К тому же пассивность, стремление уйти от проблем, которые возникают в коллективе, поневоле делает их непрямым виновником конфликтов и конфликтных осложнений.

Участники коллектива, которые имеют высокий уровень конфликтности, а таких среди опрошенных 26% (12 человек), нередко бывают неуравновешенными, слишком жестокими по отношению к другим людям и являются тяжелыми в общении. Такие люди временами идут на конфликт ради дела, «из-за принципа», надеются достичь вершин в расчете на собственные методы и получить успех, жертвуя интересами окружающих.


С целью оптимизации психологического климата в коллективе нами был разработан и проведен тренинг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамов, В.В. Социальная психология личности и группы /В. В. Абрамов; Федер. агентство по образованию, Ульянов. гос. ун-т. - Ульяновск: УлГУ, 2009.- 135 с.: a-ил.
  2. Аверченко, Л. К. Управление общением. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216 с.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
  4. Быков, С.В. Социальная психология нормативного поведения в организации /С. В. Быков. - Самара: Самар. гуманитар. акад., 2011.- 115 с.: a-ил.
  5. Воробьева, И.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учеб. пособие /И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. - Екатеринбург, 2009.- 270 с.
  6. Дорошенко, В.Ю. Деловое общение в рабочей группе. // Психология и этика делового общения. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 2011. – 139 с.
  7. Драчёва, Е.Л. Менеджмент: учебник/ Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд-во Академия, 2005
  8. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов/ А.П.Егоршин. – 3-е изд.-Н.Новгород :Изд-во НИМБ, 2001
  9. Зборовский, Г.Е. Социология управления: учебное пособие / Е.Г. Зборовский, Н.Б. Костина.- М.: Изд-во Гардарики, 2004
  10. Королев,  Л.М.  Психология  управления.  М.:  Издательско-торговая  корпорация  «Дашков  и  К».  2009.  —  188  с.
  11. Лукичёва, Л.И. Управление организацией: учеб.пособие/ Л.И.Лукичёва.-М.: Изд-во Омега-Л, 2006
  12. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М., 1988.- 280с.
  13. Малая группа: теория и практика взаимодействия: учебное пособие /Е. В. Ежак [и др.]. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2009.- 106 с.
  14. Моргунов, Е.Б. Личность и организация/ Е.Б. Моргунов. - М., 2011.  412 с.
  15. Нагиева, О.В. Концептуальные основы социально-психологической устойчивости малых групп с внешним статусом /О. В. Нагиева. - Тверь: Триада, 2009.- 138 с.: ил.
  16. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука/ В.В. Новиков. - М., 2008. – 306 с.
  17. Островский,  Э.В.  Психология  управления.  М:  ИНФРА-М,  2009.  —  249  с.
  18. Парыгин, Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути  и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- СПб., Изд-во « Наука»., 2009. – 81 с.
  19. Пугачёв, В.П. Руководство организацией персонала: учебник/ В.П. Пугачёв.-М.: Изд-во Аспект-Пресс,2008
  20. Социальная психология коллектива / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2007. – 184 с.
  21. Социальная психология малых групп: материалы I Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. А. В. Петровского, 29 - 30 окт. 2009 г., Москва, МГППУ /[отв. ред.: М. Ю. Кондратьев]. - Москва: МГППУ, 2009.- 326 с.
  22. Столяренко. Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.
  23. Сутурин, С.Б. Совершенствование механизма социального управления и морально-психологического климата в коллективе: исторический опыт социальной адаптации трудового коллектива к экономической реформе /С. Б. Сутурин; Федер. агентство по образованию, Сиб. федер. ун-т, Усть-Илим. фил.. - Красноярск: УИФ СФУ, 2008.- 132 с.
  24. Титова, Л. Г. Деловое общение: Учеб. пособие/ Л. Г. Титова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 271 с. 
  25. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ИНФРА-М, 2001
  26. Управление персоналом/ О.И. Мерченко( и др.) ; под ред. О.И.Марченко.-М.: Изд-во Ось-89,2006
  27. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие: [для вузов] /Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009.- 539 с.
  28. Чередниченко, И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  29. Шеметов, П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие/ П.В Шеметов, Л.Е Чередникова, С.В. Петухова.- 2-е изд.стер.- М.: Изд-во Омега-Л,2008
  30. Шепелъ, В.М. Управленческая психология/ В.М. Шепелъ. - М., 2011. – 236 с.
  31. Шипунов. В.Г. Основы управленческой деятельности: учеб.пособие / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель.-М.: Изд-во Специалист,  2003

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Опросник В.В. Шпалинского и Э.Г. Шелест «Диагностика психологического климата коллектива»


Признаки здорового психологического климата 


Шкала оценки 


Признаки нездорового психологического климата 


1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег 


5 4 3 2 1 


1. Большинство моих коллег приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости 


2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом 


5 4 3 2 1 


2. Члены нашего коллектива проявляют равнодушие к эмоциональному общению 


3. Доброжелательность и доверительность преобладают в нашем деловом общении 


5 4 3 2 1 


3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения 


4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти 


5 4 3 2 1 


4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих 


5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие 


5 4 3 2 1 


5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком 


6. В случае неприятностей мы не обвиняем друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах 


5 4 3 2 1 


6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого 


7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно 


5 4 3 2 1 


7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно 


8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами 


5 4 3 2 1 


8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе» 


9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций 


5 4 3 2 1 


9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций 


10. Нарушитель трудовой дисциплины отвечает у нас не только перед руководителем, но и всем коллективом 


5 4 3 2 1 


10. Нарушитель трудовой дисциплины будет отвечать у нас только перед руководителем 


11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений 


5 4 3 2 1 


11. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов 


12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление 


5 4 3 2 1 


12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает 


13. В нашем коллективе открытость – это норма жизни 


5 4 3 2 1 


13. До настоящей открытости в нашем коллективе еще далеко 


Итого баллов 


Приложение 2

Методика диагностики агрессивности (А. Ассингер)

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги от­вечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Подчеркните ответ:

I. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда
2. Иногда
3. Никогда

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.
2. Сохраняете полное спокойствие.
3. Теряете самообладание.

III. Каким считают Вас коллеги?

1.Самоуверенным и завистливым.
2. Дружелюбным.
3. Спокойным и независтливым.

IV. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответ­ственную должность?

1.Примите ее с некоторыми опасениями.
2. Согласитесь без колебаний.
3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «по первое число».
2. Заставите вернуть.
3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?»
2. «Где ты торчишь допоздна?»
3. «Я уже начал (а) волноваться».

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не дог­нал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.
2. Легкомысленными.
3. Крайне жесткими.

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.
2. Смиряетесь.
3. Становитесь впредь осторожнее.

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распу­щенности среди современной молодежи?

1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения».
2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
3. «И чего мы столько с ними возимся?»

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. «И зачем я только на это нервы тратил?»
2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».
3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?»

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь.
2. Скучаете.
3. Получаете искреннее удовольствие.

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание.


1. Будете нервничать во время заседания.
2. Попытаетесь вызвать снисходительность партне­ров.
3. Огорчитесь.

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.
2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
3. Очень сердитесь, если не везет.

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.
2. Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание.
3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обиде­ли в школе?

1. Поговорите с учителем.
2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступ­ника».
3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

ХVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний.
2. Самоуверенный.
3. Пробивной.

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым стол­кнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. «Простите, это моя вина».
2. «Ничего, пустяки».
3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
2. «Надо бы ввести телесные наказания»
3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и вос­питатели!»

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда.
2. Домашнюю кошку.
3. Медведя.

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

Результаты:

36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успеш­но идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домаш­них, окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы старае­тесь их за это наказать.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обус­ловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы как тра­винка гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоциру­ете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы из­бежать.