Файл: Знакомство с собственными именами (урок 3).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа № 4

Тема занятия: «Проектирование учебного занятия на основании рабочей программы по предмету».

Таблица 1.





Предмет

Русский язык



Класс

1 класс



Тема и номер урока в теме

«Какие бывают слова?» (6 уроков)

Тема: «Знакомство с собственными именами» (урок № 3)



Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс (Канакина В.П., Горецкий В.Г.)



Цель и задачи урока:

– создать условия для овладения детьми первоначальными представлениями об именах собственных;
– подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач;



Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «имена собственные» и их написанием с заглавной буквы;

- формулировать выводы на основании сравнения, группировки слов.

Познавательные:
Базовые исследовательские действия:
- читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями;

- выделять новые сведения;

- формировать познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов;

- определять то, что луч­ше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение задания.

Работа с информацией:

распознавать достоверную и недостоверную информацию на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к учебнику);

Регулятивные:
Самоорганизация:
– создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— оценивать правильность написания имен собственных;

– учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

– акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;

Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы
Коммуникативные:

Общение:

– побудить учащихся к ведению диалога, отвечать на вопросы по изученному материалу,

- побудить изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения,

- оценивать свою деятельность на уроке, правильность написания слов с именами собственными,

- соблюдать основные правила участия в общении на уроке,



Тип урока

Изучение нового материала.



Модель организации УПД младших школьников

АРМ учителя- класс, интерактивная доска, мультимедийный проектор с
экраном, 1 ПК – 2 ученика - самостоятельная работа в парах



Необходимое оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор с экраном, презентация слайдов заданий, материал ИАД по теме.



Краткое учебное содержание

1.Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок (игра на внимание). Подготовка к работе, включение в деловой ритм. Устное сообщение.

2. Актуализация первичного опыта, осуществляется на понимании изученного материала ранее, анализируют значения слов, доказывают выбор слов, рассуждают (определяют группу слов, что обозначают, на какие вопросы отвечают). Учитель выявляет понимание учащимися значения и назначения слов, актуализирует первичный опыт учащихся об именах собственных (проводится игра на выбывание слов, демонстрирует слайды групп слов).

3. Организация познавательной деятельности:

Учитель способствует формированию умения разграничивать имена собственные и нарицательные, побуждает к высказыванию. Организует работу в тетради на печатной основе и учебнике, подводит к разграничению имен собственных и нарицательных.

Сравнивают слова, вычленяют имена собственные. Осуществляют самостоятельный выбор вопросов, слов, осуществляют запись, работая в паре по памятке. Памятка используется для списывания слов по алгоритму.

4. Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач (работа по слайду)

5. Используются полученные знания для решения практических задач, учатся аргументировать выбранный ответ. Тест по теме «Собственные имена» (задания для 6-и групп, синяя закладка – базовое задание, красная закладка - задание повышенной сложности). Учащиеся фиксируют ответы в таблице в виде «+», осуществляют проверку.

6. Закрепление полученных знаний для решения практических задач. Составление из слогов слов имён собственных, запись в тетрадь. Осуществляют самоконтроль, устанавливает связь между целью деятельности и её результатом. Подтверждают, какой секрет русского языка сегодня открыли.

7. Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их.

Анализируют работу учащихся и своей деятельности на уроке, дают самооценку по памятке, отмечают себя на ступеньке знаний.



Учебные задания для разных этапов учебного занятия.


Таблица 2.



Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.






Критерии оценивания: соответствие / несоответствие содержания учебного занятия предъявленным требованиям.


Таблица 3.


Таблица 2.



Этапы урока

Решаемая задача

Учебные задания для разных этапов учебного занятия.










Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учащихся

Виды организации учебной деятельности

Время


I

Адаптационный этап

1

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.



Учитель:

«Все готовы, всё в порядке книжки, ручки, ТПО, тетрадки?»

Проверьте, как организовано «рабочее место»

Игра на внимание «Делай так!»

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Проверка внимания

Подготовка к работе, эмоциональный настрой.





2 мин.

2

Актуализация необходимых знаний

Актуализация первичного опыта, осуществленная на понимании изученного материала ранее,

побуждать к высказыванию.

Учитель:

Урок начнём с игры

на выбывание.

«Игра на выбывание» (слова появляются на доске последовательно: 1-2-3, выбывают лишние, остальные остаются в др. строчке)

Учитель:

– Какие выбывают слова, почему?

А)

Учащиеся:

1. Мурка, Антон, мальчик, Петров, Васильевич.

2. Мурка, Антон, Петров, Васильевич.

3. Антон, Петров, Васильевич.

Учащиеся

Б)

1. Пушок, Михаил, Кеша, кошка, Барсик.

2. Пушок, Михаил, Кеша, Барсик.

3. Пушок, Кеша, Барсик.
Учитель:

- Что обозначают эти слова?

Учащиеся:

Ф.И.О., клички животных

Учитель:

- Они называют кого-то или что-то?

- На какой вопрос отвечают?

- Как эти слова пишем?

Учащиеся:

Называют людей, животных, отвечают на вопрос КТО? Пишем с большой буквы.

Учитель:

- К какой группе слов относятся эти слова?

Учащиеся:

Слова названия.

Учитель:

- Хотите открыть ещё одно название этим словам? Раскрыть «секретик»?

-А может эти слова-названия нам не нужны? Можно без них обойтись?!

Учащиеся:

рассуждают


Уточняет понимание учащимися значения и назначения слов, актуализирует первичный опыт учащихся об именах собственных.
Слайд № 1 (2 группы слов)

Слайд № 2

(выбранные слова)


Анализируют значения слов, доказывают выбор слов, рассуждают.



Фронтальная работа


4 мин.

II

Основной этап

1

Организация познавательной деятельности.


Использовать имеющиеся знания об именах собственных
Способствовать формированию умения разграничивать имена собственные и нарицательные, содействовать развитию внимания, мышления, познавательного интереса.



Учитель:

-Откройте ТПО на с.9, № 25

-Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО?  или ЧТО?
-Как узнаете, какой вопрос будете писать?

Учащиеся:

Работают в ТПО с.9 № 25

писатель –

учитель –

котенок –

девочка –

собака  -

Учитель:

-Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звездочкой.

-Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания?

Учащиеся:

Жучка *  Настя *  Чуковский *  Антонов *  Мурзик

Все они написаны с большой буквы.

Учитель:

-А почему во всех этих словах нужна большая буква?

Учащиеся:

Они называют имена, фамилии людей, клички животных.

Учитель:

-Прочитайте фамилии.

-Выберите имена.

-А теперь – клички.

Учащиеся:

Антонов *  Чуковский

*  Настя

Жучка *  Мурзик

Учитель:

-А сейчас, работая в парах, некоторые из этих слов   соедините по смыслу со словами первого столбика.

Учащиеся:

Работают в парах.

Учитель:

-Какой памяткой будете пользоваться при записи слов?

-Как будем проверять правильность написания?

Учащиеся:

Памятка № 1, с.138

Читать по слогам, сверять опасные места.

Взаимопроверка

Создаёт условия для использования детьми первоначальными представлениями об именах собственных, понимание поставленной цели, побуждает к высказыванию, организует работу в парах.
Слайд № 3

(слова Упр.25)

Использование материала ИАД (проверка «цепочкой»)


Принимают учебную задачу.

Сравнивают слова, вычленяют имена собственные. Осуществляют самостоятельный выбор вопросов, слов, осуществляют запись, работая по памятке.

Работают в паре. Учатся взаимопроверке.



Фронтальная работа

Работа в паре


8 мин.

2

Введение в тему урока через постановку мини-проблемы.

Мотивировать к поиску ответа на проблемный вопрос.


Учитель:

Это фамилии кого?

- Это имена кого?

- Это клички кого?

Учащиеся:

их личные, собственные.

Учитель:

- Знаете, как учёные назвали эти слова?

Слушаю учащихся.

Учитель:

Дали особое название – имена собственные
Учитель:

Тема урока?

Учащиеся:

Имена собственные

Учитель:

Попробуем сформулировать цель урока

Слушаю учащихся:

Будем знакомиться с понятием «имена собственные», их написанием с заглавной буквы.

Побуждает учащихся к высказыванию, подводит к раскрытию темы, формулированию цели урока.


Слайд № 4

Тема,

цель урока

Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют тему, цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

Фронтальная

работа



3 мин.

Музыкальная физическая минутка

2 мин.

3

Открытие нового знания

Сформулировать правила написания заглавных букв.

Формировать умения работать в группе, осуществлять самоконтроль.



1)

Учитель:

- Чтобы писать грамотно, нужно писать по правилу. Значит, мы должны это правило сформулировать

- Определим себе задачу.
Учащиеся:

Сформулировать правило написания имён собственных, учиться писать их с большой буквы
Учитель:

Будете работать в группе, учиться составлять правило (сообщение).
Учитель:

Вспомним правила работы в группе.

Учащиеся:

Повторяют правила работы в группе
2)

Задание для групп: попробуйте составить научное сообщение об именах собственных (по вашим наблюдениям)
Учащиеся:

Сверка с эталоном (с. 19).
Учитель:

- Что в сообщении для тебя было новым?

- Почему учёные придумали словам такое название?

Слушаю мнения учащихся.

- Ответьте Антону (чтение объяснения).

- Знаете ли, какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Слушаю учащихся.

(Это тема следующего урока)

Подводит учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании заглавных букв в именах собственных и использованию полученных знаний для решения практических задач

Слайд № 5 (правила работы в группе)


Под руководством учителя определяют себе задачу, следуют её выполнению.

Работают в группе, озвучивают своё сообщение, осуществляют пошагово самопроверку, соотносят свои наблюдения с информацией в книге (эталоном)




Работа в группе


13 мин.

Физическая минутка

1 мин.

4

Первичное закрепление

Использование полученных знаний для решения практических задач.

Формировать умения работать в группе, аргументировать выбранный ответ.

Задания для 3-х групп, (синяя закладка)

Тест по теме №1

«Собственные имена»  (распечатка для групп)                                                                             

1.    Имена собственные называют:        

а) Имена, отчества, фамилии людей, клички животных;

б) Вещи, растения.

      2.   Имена собственные пишутся:

а) С большой буквы;

     б) С маленькой буквы.

      3.   В какой строчке все слова написаны, верно:

а) дом, мама, миша;

б) комар, собака, Михалков.

      4.   В какой строчке допущена ошибка:

а) кузнец, кузов, кузьма;

б) Кузнецов, Петров, Медведев.

Тест по теме «Собственные имена»       (задания для 3-х групп, красная закладка, задание повышенной сложности)                    

                                                       

  1. Укажи имя собственное

А). (П,п)авлин

Б). (П,п)авловна

В). (Д,д)еревья

Г). (Р,р)оссия

Д). (С,с)ирень

Е). (Л,л)андыш

2. Слава, Лена, Света, Игорь, Иван пишутся с большой буквы, так как это:

А) Клички животных.

Б) Имена людей.

В) Название географических объектов

3. Какое слово не является именем собственным.

А) (О,о)зеро

Б) (Б,б)арто

В) (К,к)аштанка

4. Слова: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Новгород пишутся с большой буквы, так как обозначают

А) Клички животных.

Б) Фамилии людей.

В) Название городов.

Проверка по слайду

Организует деятельность по применению новых знаний. Способствует созданию условий для работы учащихся в группах, способствует развитию речи и познавательного интереса.

Слайд № 6

(ответы к заданиям теста «+»)

Работают в группах. Удерживают учебную задачу урока, участвуют в её решении, оценивают правильность своих действий.

Работа в группе


4 мин.

5.

Самостоятельная работа

Закрепление полученных знаний для решения практических задач.


Учитель:

- Посмотрите на слоги (Слайд №7).

Мур    Лё    Яш    А   ша   ня    зик    ка

- Какие собственные имена можно составить из них?

- Напишите самостоятельно составленные слова.

Учащиеся записывают слова

-Какие слова у вас получились?

-На какой вопрос они отвечают?

Лёша, Лёня, Яша, Аня, Мурзик, Яшка, Алёша, Мурка.

Учитель:

- Что называют эти слова?

-Так какой секрет русского языка мы сегодня открыли?

Слушаю учащихся.

Организует деятельность по применению новых знаний.
Слайд № 7

(слоги для составления слов)

Составление слов имён собственных, запись в тетрадь.

Осуществляет самоконтроль, устанавливает связь между целью деятельности и её результатом.

Самостоятельная работа

5 мин.

III

Рефлексия деятельности

Подвести итог работы по теме урока, дать самооценку своей работе.

Учитель:

-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Что для Вас было новое на уроке?

- Какие понятия использовались на уроке?

-Какие задания этому способствовали?

- Что было особенно интересным? (расскажите родителям)

-Почему важны знания об именах собственных?

- Кто считает, что научился правильно писать имена собственные?

- Наш урок прошёл с пользой?

- Работа, какой группы вам больше всего понравилась?

- Кто желает проанализировать свою работу на уроке?

Учитель:

- Покажите себя на ступеньке лесенки знаний.

-Можно сказать, что вы поднялись на ступеньку выше?

- Расскажите дома, что нового узнали на уроке.

- С каким настроением уходите с урока?

Организует рефлексию

Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Анализирует по памятке.




  1. мин.


11.Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Диагностический материал призван сформировать универсальные учебные действия как основу ведущей образовательной компетенции.

Содержание заданий данного урока подобраны таким образом, чтобы развивать предметные и метапредметные УУД.

Для диагностики понимания учащимися данной темы проведен ТЕСТ (дифференцированный) -разный по уровню сложности. Работа проведена в группах, т.к. это первый урок по теме.

На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.

Приложение

Тесты

Задания для 3-х групп, (синяя закладка)

Тест по теме №1

«Собственные имена»  (распечатка для групп)                                                                             

1.    Имена собственные называют:        

а) Имена, отчества, фамилии людей, клички животных;

б) Вещи, растения.

      2.   Имена собственные пишутся:

а) С большой буквы;

     б) С маленькой буквы.

      3.   В какой строчке все слова написаны, верно:

а) дом, мама, миша;

б) комар, собака, Михалков.

      4.   В какой строчке допущена ошибка:

а) кузнец, кузов, кузьма;

б) Кузнецов, Петров, Медведев.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по теме «Собственные имена»       (задания для 3-х групп, красная закладка, задание повышенной трудности)                                                     

  1. Укажи имя собственное

А). (П,п)авлин

Б). (П,п)авловна

В). (Д,д)еревья

Г). (Р,р)оссия

Д). (С,с)ирень

Е). (Л,л)андыш

2. Слава, Лена, Света, Игорь, Иван пишутся с большой буквы, так как это:

А) Клички животных.

Б) Имена людей.

В) Название географических объектов

3. Какое слово не является именем собственным.

А) (О,о)зеро

Б) (Б,б)арто

В) (К,к)аштанка

4. Слова: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Новгород пишутся с большой буквы, так как обозначают

А) Клички животных.

Б) Фамилии людей.

В) Название городов

Таблицы ответов



  1. Критерии оценивания: соответствие / несоответствие содержания учебного занятия предъявленным требованиям.


Таблица 3.




Контролируемый элемент

Соответствует

Не соответствует

1

Постановка учебной задачи (обеспечение появления у детей познавательного мотива, желания что-то узнать, открыть, научиться чему-то, понимание того, что именно нужно выяснить или освоить);

 Соответствует




2

Организация путей решения задачи и ее решение (разработка учителем заданий, предполагающих выполнение учениками определенных действий (анализа, сравнения, синтеза, классификации, обобщения) для приобретения недостающих знаний);

 Соответствует




3

Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

 Соответствует




4

Формирование (запланированное формирование) предметных и метапредметных умений на сознательной основе (включение содержания обучения в контекст жизненных (познавательных) задач);

 Соответствует




5

Рефлексия (оценка и контроль) (формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу);

 Соответствует