Файл: Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пасижу на сонце
в залотом колечьки.
Накланилось сонце
ниско над содами,
И зопели птицы разными ладами.
Накланилось сонце
надзилёной грушей,
За жилтела груша —
грушу можно кушать.

Сяду на крылечьки
В залотом калечьки,
Буду грушу кушать,

Буду птичег слушать!

В. Осеева

  1. Еловый лес сумрачьный. В нём всегда запох сырости. Калючие лапы елей царапают лецо и руки. Харашы маленькии лисные красавицы!

  2. Ель – очень ценое дериво. Из дривесины ели делают бумагу. Ель паёт в скрибке, в рояле. Много различьной мебили делают из ели. Вгустом ельнике птици укрываються от стужы и мители.

  3. Каждой тровинке, хваинки хателось быстрее поймать первую каплю даждя. От речьки кдеревне вила извилистая тропка. Я медлино шол по трапинки. Она вывила меня к апушке леса. Пошол дошть. Рябчик скрылся в середине густой ёлки. Под веточькай устроился зяблик. Пробижал ёш. Дошть шол тихо. Мне козалось, что он что-то шепчет ёлке.



  1. В горных лесах китая водится бамбуковый мидведь – панда. Основной цвет его мохнатой шубы белый, но лапы, грудь, плечи и ушы - черные. Питаеться панда истями, побегами и стиблями бамбука. Изображение панды  стало  эмблемой Всемирного фонда ахраны диких жывотных.

  2. Мидвежонок у пал с обрыва в реку и попал в сеть. Лисник вытощил мидвежонка. Зверь станал. Лесниг принес мидвежонка дамой. Врачь зделал мидведю укол. Внучька лисника Маша стала ухаживать за бальным. Скоро мидвежонок поправился. Лисниг увес ево в лез. Там мидвежонок встретил сваю маму мидведицу.

  3. Осеню рано ударили моросцы, застудили землю, запичятали кребким зилёным лидком азёра и реки. А снегу всё небыло, небыло, - и его ждали повсюду с нетирпением, и вспаминали о нём каждый день.

  4. Бальшинство марских животных, которые могут быть опастными для нас, слишком пугливы, чтобы нападать на человека. К их чеслу относяться угражающего вида рифовые акулы, а также марские змеи. И хотя ани обладают самым сильным из извесных ядов, ани слишком линивы, чтобы кусаться. Однако рыбы постоянно умирают от их укусоф. Другой вызывающий неудопство морской обитатель – рыба – шар. Некоторые чясти её тела очень едовиты. Например, печень и яичники. Правда, их мясо считается деликатесом.

  5. Многие люди уже паплатились сваей жизню за это. Есть ещё кубомедузы, одни из самых ядовитых животных в мире. В клетках жалящих волокон этого вида медус содержиться яд, который может вызвать смерть менее чем за минуту. Из-за них ежегодно умирают до 70 чиловек.





  1. Игра «Огоньки»

На доске один из учащихся записывает предложение. Затем учащиеся «зажигают» огоньки под изученными орфограммами. На доске эти орфограммы обозначаем с помощью красных магнитов, а в тетради – с помощью красного карандаша.


  1. Словарные диктанты

Еженедельно провожу диктанты из изученных ранее словарных слов. Слова беру не только из 4 класса, но и ранее изученные. Сначала учащимся выдавались карточки с группой слов ( 20- 25), которые учащиеся запоминают. Затем пишем диктант, но из количества слов, соответствующих классу обучения.


  1. Работа над ошибками

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки .закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Для этого использую памятку, которую выдаю учащимся.

Памятка для работы над ошибками

  1. Пропуск букв, замена букв, вставка букв, перестановка букв (три раза это слово): лампа, лампа, лампа.



  1. Перенос ( все случаи переноса): лу–жайка, лужай-ка.



  1. Мягкий знак (три разных слова):пень, письмо, коньки.



  1. Жи-ши, ча-ща, чу-щу (три разных слова): мыши, роща, щука.



  1. ЧК, ЧН, ЧТ (три разных слова): дочка, печка, внучка.



  1. Разделительный мягкий знак Ь (три разных слова):вьюн, воробьи, обезьяна.



  1. Безударные гласные в корне: гора – горы, свисток – свист.



  1. Сомнительные согласные в корне: глаз – глаза; в середине: шубка – шуба.




  1. Двойные согласные (три разных слова): перрон, группа, ванна.



  1. Собственные имена (три разных слова): Чехов, Волга, Таня.



  1. Предлоги: в моём столе, в машине, на лужайке.



  1. Словарное слово(три раза это слово): морковь, морковь, морковь.



  1. Непроизносимые согласные: сердце – сердечко.



  1. Перенос с приставкой (три разных слова): по-крыл, до-гнал, при-брал.



  1. Разделительный Ъ знак (три разных слова): объявление, съел, подъём.



  1. Глагол с приставкой «с» (три разных слова): сдал, сгорел, сбил.



  1. Частица «НЕ» с глаголом (три разных слова): не шумел, не играл, не бил.



  1. Глагол (что делать?) (три разных слова): звать, петь, жить.



  1. Имя существительное с шипящей на конце (два разных слова): дочь (ж.р.), печь (ж. р.).



  1. «ЦИ» в середине слова (три разных слова): цирк, революция, цифра.



  1. Слова на –оро-, -оло- (три разных слова): корова, солома, соловей.



  1. Родовые окончания имён прилагательных: берег (какой?) низкий (м. р.), берёза (какая?) кудрявая (ж. р.).



  1. Связь между словами: Солнце (что сделало?) взошло.



  1. Пишу верно: Объясняю: Закрепляю:

Корова -оро- мороз, ворона.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Список использованной литературы





  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. М.: Баласс, 2012

  2. Узорова О.В., Е.А. Нефёдова «5000 контрольных диктантов по русскому языку» М.:АСТ:Астрель, 2008

  3. Журналы начальная школа

  4. П. С. Тоцкий Орфография без правил.

  5. Статьи в интернете

  6. Валгина Н.С. Орфография и пунктуация: правила и упражнения.

  7. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости.


Летний день. 2.03

Был ясный летний день. Пекло. На длинных хрупких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились рябенькие кукушкины слёзы. Кругом кружили и жужжали пчелы.

Молодой осинник притих от жары. Над рекой Енисеем чуть мерцало. Тёмные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была ещё холодная. Ребята выскочили из воды, грелись на солнце.